Сценарий "Зимние посиделки"

3061

Сценарий познакомит учащихся начальных классов с зимними праздниками народного календаря, играми-забавами, потешками, а также с душевной народной музыкой и зажигательными русскими народными танцами.

Действующие лица: зазывалы – дети; старушки, тетушка Прасковья – взрослые.

Цели и задачи:

  • создание условий для проявления творческой активности детей;
  • снятие комплексов, "раскрепощение" обучающихся;
  • совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
  • воспитание любви к семье, Родине;
  • пополнение знаний в области русского фольклора.

Оборудование:

  • стол;
  • самовар, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга, рушники, разделочные доски, разноцветные платки, прялка;
  • костюмы ведущей и детей;
  • нарисованные на листах А4 праздничные даты русского народного календаря, например: 14 декабря – "Наум Грамотник" и др.;
  • плакаты: "Январь и заморозит, и загвоздит"; "Наум наставляет на ум"; "Декабрь год кончает – зиму начинает";
  • аудиозаписи русских народных песен;
  • каравай и баранки для поощрения детей.

Домашнее задание для детей:

  • научиться произносить скороговорки;
  • подобрать пословицы о зиме;
  • вспомнить считалки.

Оформление:

Сцена оформлена как интерьер крестьянской избы (русский народный стиль). В центре стол, на нем – самовар, глиняная и деревянная посуда; рядом справа – стилизация русской печи, бытовые предметы (ухват, кочерга). Стены украшены рушниками, разделочными досками, разноцветными платками. Видное место на сцене занимает прялка – украшение жилища. Ведущая одета в русский народный костюм. Гости также должны быть одеты в соответствии с темой праздника.

(На сцену выходят зазывалы.)

Зазывалы:
Эй, народ честной,
Подходи, не стой!
Не гром, не пляс,
Нынче праздник у нас!
Что за праздник у нас
Мы расскажем сейчас.

Нынче праздник будет необычный. Пойдем в гости к тетушке Прасковье.

Гости званые и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые,
Просим не стесняться,
К нам присоединяться.

(Стучат в дом тетушки Прасковьи.)

Тетушка Прасковья, можно в гости?

Тетушка Прасковья: Добро пожаловать, гости дорогие! (В руках рушник, на котором каравай.)

Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим! Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки, на песни, пироги да ладки. Вы, ребята, уже знаете, что осенью отмечают праздник Покров (14 октября), а в январе будут отмечать Новый год (1 января), Сочельник (6 января), Рождество (7 января), будут гадать на Святки (двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением (19 января)).

1-й ученик: Промежуток от Покрова до Святок включал цикл сельскохозяйственных работ, связанных с забоем скота, молотьбой. До Филиппова дня (27 ноября) старались завершить обработку льна. После чего начиналось прядение кудели – пряжи – чаще всего на "супрядках", молодежных посиделках или вечерках.

2-й ученик: 21 ноября – Михайлов день. В этот день нельзя было работать. Говорили, что в Михайлов день солнце для Бога играет.

Тетушка Прасковья: А как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

3-й ученик: 14 декабря – день Наума-Грамотника. Существовал обычай в этот день отдавать отроков в ученье к дьячкам, сельским грамотеям.

4-й ученик: 25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня (по примете, "со Спиридона-солнцеворота солнце – на лето, зима – на мороз"). А еще говорили "в Спиридоны ясно – впереди морозы сильные". В ряде мест в день Спиридона старались намолотить зерно на семена. Если позже намелешь, – зерно считалось "незрелым".

Тетушка Прасковья: Спасибо вам, сколько вы знаете! А какое сегодня число? (Дети отвечают.) Да ведь с 14 по 19 декабря была "гулянская" неделя! В эти дни песни пели, хороводы водили, шутили и играли. Эта неделя была репетицией к Рождеству. Завершалась она Николиным днем. Никола зимний известен тем, что с этого праздника начинались зимние девичьи гадания. Много мы вам о праздниках с ноября по январь рассказали? А теперь представим себе, что работы уже все выполнены и можно поиграть. Кто из вас больше знает прибауток да потешек? Кому выпадет водить, тот и рассказывает!

Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон.

1-й ученик:
Долгоногий журавль
На мельницу ездил,
Диковинку видел.
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленький козленочек
Муку выгребает.
А барашки, круты рожки,
В дудочки играют.
А сороки-белобоки
Пошли танцевати.
А вороны-стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет, головой вертит.

Тетушка Прасковья:
Тара-бара, домой пора
Коров доить – тебе водить!

2-й ученик:
Как на речке-то, на реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

Тетушка Прасковья:
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града:
Кто поднимет, тот и выйдет!

3-й ученик:
Уж как шла лиса по тропинке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила:
– Как я лычки драла,
Как я лапоточки плела,
Вот и села на пенек
И читала весь денек!
Будто небо провалится,
И земля вся загорится!
Лисе негде будет жить –
Станет лисонька тужить!

Тетушка Прасковья: Ох, и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками. А теперь порадуйте русской песенкой.
Тара-тара, тара-ра,
Идут де́вицы со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

♫ (Дети исполняют песню "Выходили красны девицы".)


Выходили красны де́вицы
Из ворот гулять на улицу.
Ай люли, ай люли, ай люли,
Из ворот гулять на улицу.
Выносили красны де́вицы
В белых руках по соловью. Ай люли, ай люли, ай люли,
В белых руках по соловью.
Соловьи в руках рассвищутся,
Красны де́вицы разгуляются.
Ай люли, ай люли, ай люли
Красны де́вицы разгуляются.

Тетушка Прасковья:
Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет –
Значит не все потеряно!

♫ (На сцену выходят две старушки и поют.)

Старушки:
Смех, потешки услыхали –
Сразу к вам мы прибежали.
Где потешки поют –
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Правда, Гавриловна!
Неразлучные старушки –
Мы живем в лесной избушке.
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями покрыта.
Есть ограда кругом –
Пирожки с творогом.

Тетушка Прасковья: Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку три раза. Ну-ка, кто лучше?

Скороговороки

                    От топота копыт
                    Пыль по полю летит.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

                    Вставай, Архип, петух охрип.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
Тетушка Прасковья: Молодцы, ребята! А загадки отгадывать умеете?

Загадки

Сидел на заборе, пел да кричал.
А как все собрались, взял да перестал.
                                           (Ответ: петух.)

Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят.
                                           (Ответ: забор.)

Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает.
Что схватит – отдает,
Снова в угол отойдет.
                                          (Ответ: ухват.)

Катался колобком,
Пока не стал носком.
                                          (Ответ: клубок.)

Тетушка Прасковья:
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки
И играли от души!

♫ (Ансамбль ложкарей выступает под русскую народную мелодию "Во саду ли, в огороде".)


На Руси всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа русского народа.
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.

К нам на вечеринку приехали гости – это фольклорный ансамбль. Встречайте их.

♫ (Выступление ребят из старшей группы фольклорного ансамбля.)


Понравилось ли вам, ребята, на празднике? Спасибо вам, порадовали вы меня, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаю всех детей к чаю с пирогами.
Вот и солнце закатилось,
Вечериночка закрылась.
Приходите снова к нам, –
Рады мы всегда гостям!

(Заканчивается праздник чаепитием.)

Т.Б. Ведерникова,
учитель начальных классов МОУ "СОШ № 61", г. Пермь

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль