Пожарная безопасность в школе

35410

Основным документом, регламентирующим требования пожарной безопасности в школе (ПожБ) и противопожарную подготовку персонала образовательного учреждения, является приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"».

В соответствии с данным документом подготовка персонала ОУ предполагает:

Меры пожарной безопасности в школе: обучение пожарно-техническому минимуму

Обучение пожарно-техническому минимуму работников ОУ организуется как с отрывом, так и без отрыва от исполнения служебных обязанностей в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года.

Без отрыва от исполнения служебных обязанностей обучение проходят:

  • руководители или лица, исполняющие их обязанности;
  • работники, ответственные за ПожБ в школе и проведение противопожарного инструктажа;
  • работники иных категорий по решению руководителя.

В ходе занятий обучающиеся получают знания о пожарной безопасности в школе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность, овладевают приемами предупреждения пожара, а также основными навыками спасения жизни, здоровья людей и имущества в случае опасности.

Программа обучения пожарно-техническому минимуму руководителей и лиц, ответственных за защиту в школах, рассчитана на 16 ч. Из них 12 ч отводится на теоретическую подготовку, 3 ч – на практические занятия и 1 ч – на зачет.

Обучение проводится в профильных образовательных учреждениях, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, а также в учреждениях, имеющих лицензию на деятельность по тушению возгораний.

Обязанности по организации обучения персонала возлагаются на руководителя ОУ.

Пожарная безопасность в школе: проведение противопожарного инструктажа

С целью изучения основных требований ПожБ, опасных факторов организации учебного процесса, а также действий в случае возникновения пламени и используемых для этого средств с работниками ОУ проводится противопожарный инструктаж, реализуется пожарная безопасность в школе.

Предварительно руководитель ОУ должен издать приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных лиц, указав в нем, кто из сотрудников и каким образом должен быть проинструктирован. В содержание инструктажа входят:

  • требования защиты исходя из специфики организации учебного процесса;
  • обязанности и действия персонала школы при возгорании, в т. ч. правила вызова охраны, применения средств пожаротушения и установок автоматики;
  • правила содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в т. ч. эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о возгорании и управления процессом эвакуации людей.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж работников ОУ подразделяется на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж по пожарной безопасности в школе (приложение 3) проводится с работниками:

  • принятыми на работу в ОУ независимо от их образования, стажа работы по профессии (должности);
  • командированными в ОУ;
  • прибывшими в ОУ на обучение или практику;
  • работниками иных категорий по решению руководителя.

Первичный инструктаж (приложение 4) проводится с каждым работником ОУ непосредственно на рабочем месте. В отдельных случаях проведение первичного противопожарного инструктажа возможно с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

Повторный инструктаж проводится с каждым работником ОУ по программе первичного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком занятий, утвержденным руководителем (но не реже одного раза в год), индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

Внеплановый инструктаж проводится с работниками ОУ в случае:

  • введения в действие новых или изменения ранее разработанных правил, норм, инструкций по ПожБ, иных документов, содержащих требования ПожБ;
  • установления фактов неудовлетворительного знания работниками требований пожарной безопасности в школе;
  • нарушения работниками правил ПожБ;
  • указания вышестоящих организаций;
  • изменения организации учебного процесса.

Целевой противопожарный инструктаж проводится с работниками ОУ по решению руководителя для обеспечения безопасности во время массовых мероприятий, в т. ч. экскурсий, выполнения разовых работ, связанных с повышенной опасностью возгораний, и т. д.

Противопожарные инструктажи всех видов проводятся в специально оборудованном помещении ОУ с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по ПожБ и утвержденной приказом руководителя. Программа предусматривает проверку теоретических знаний обучающихся (зачет) и навыков практических действий в случае возникновения пламени. Результаты, полученные на проверочных занятиях, заносятся в журналы учета инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Меры пожарной безопасности в школе: подготовка внештатной пожарной команды

Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ во время пожара в ОУ могут создаваться специальные структурные подразделения – внештатные спасательные команды. Подготовка членов внештатных команд тушения предусматривает:

  • обучение руководителей в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
  • обучение личного состава команд в соответствии с примерной программой обучения личного состава внештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;
  • участие руководителей и личного состава команд в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также в мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Основной формой занятий является практическая отработка приемов и способов защиты. Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучающимися практических действий, с использованием учебных видеофильмов, плакатов, схем, макетов и других наглядных пособий.

Пожарная безопасность в школе: роль учащихся

Противопожарная подготовка учащихся школы включает:

  • изучение специального раздела в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ);
  • проведение практических занятий по эвакуации в случае возгорания;
  • организацию просмотров учебных фильмов, тематических бесед, дней и месячников пожарной безопасности в школе;
  • создание специальных детских формирований (кружков, отрядов, дружин юных пожарников).

Занятия по изучению правил ПожБ должны проводиться не только с учащимися средней и старшей школы, но и с учащимися начальных классов – в форме бесед, конкурсов и викторин (приложение 2). Для старшеклассников необходимо также организовывать инструктажи о правилах ПожБ и поведении в случае возникновения пожара в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики.

Огромное значение в противопожарной подготовке учащихся ОУ играют внутришкольные мероприятия, в т. ч. дни и месячники защиты от пожаров. К участию в них следует привлекать специалистов МЧС России и профессиональных спасателей.

Повышению противопожарной грамотности учащихся ОУ способствует также деятельность дружин юных пожарных (ДЮП). Членами ДЮП могут быть учащиеся ОУ в возрасте от 10 до 17 лет. Прием в члены ДЮП производится на основании устного заявления. С вновь принятыми юными спасателями координаторы (преподаватели ОБЖ) проводят занятия по специальной программе. По окончании обучения в торжественной обстановке им вручается удостоверение члена ДЮП.

Юный пожарный имеет право:

  • участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружины, и вносить соответствующие предложения;
  • обращаться за помощью и консультацией по вопросам ПожБ и в подразделения пожарной охраны;
  • участвовать в областных, краевых и республиканских слетах юных спасателей;
  • получать направления от учреждений охраны с соответствующей рекомендацией для поступления в пожарно-технические училища МВД России;
  • представлять особо отличившихся учащихся к награждению за смелые и решительные действия во время возникновения и ликвидации пламени.

Как правило, члены ДЮП не только сами изучают правила поведения при пожаре и меры, направленные на их предупреждение, но и доносят эту информацию до других детей (проводят тематические выставки, смотры-конкурсы, военно-спортивные игры, оформляют экспозиции, демонстрационные стенды, классные уголки). Помимо этого они участвуют в рейдах и проверках противопожарного состояния школы и пришкольной территории.

Практические занятия и тренировки по эвакуации в случае пожара в ОУ позволяют:

  • систематизировать знания учащихся и работников ОУ о правилах поведения в случае возникновения пламени;
  • отработать до автоматизма действия при эвакуации;
  • развить психологическую способность к быстрой внутренней мобилизации в условиях чрезвычайной ситуации;
  • оценить эффективность использования сил и средств для ликвидации возгорания;
  • проверить работу системы противопожарной защиты ОУ.
  • Подобные мероприятия должны проводиться в ОУ не реже одного раза в полугодие с участием всех работников и учащихся.

Учебная программа по организации пожарной безопасности в школе

Цель программы "Пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность образовательных учреждений"– повышение профессиональной компетенции руководителей и ответственных за ПожБ по вопросам организации и обеспечения пожарной безопасности в школе.

Продолжительность обучения – 16 ч.

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

на теорию

на практику

1. Основные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности

1

2. Организационные мероприятия по обеспечению ПожБ образовательных учреждений

2

3. Обучение учащихся образовательных учреждений основам пожаробезопасного поведения

6

4. Меры ПожБ в образовательных учреждениях

2

5. Средства тушения пламени и правила их применения, действия при пожаре и вызов охраны

1

6. Тренировка практических действий при возможном возникновении возгорания

3

7. Зачет

1

Итого:

13

3

Всего:

16

Содержание программы, регламентирующей пожарную безопасность в школе

Тема 1. Основные документы, регламентирующие требования ПожБ. Основные нормативные документы, регламентирующие требования ПожБ. Инструкции по ПожБ. Права, обязанности, ответственность руководителей за соблюдение правил защиты.

Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению ПожБ образовательных учреждений. Краткий анализ пожаров и загораний, происходящих в образовательных учреждениях. Мероприятия по обеспечению защиты от возгораний. Создание добровольных дружин, ДЮП, организация их работы. Примерное положение о ДЮП.

Тема 3. Обучение учащихся образовательных учреждений основам пожаробезопасного поведения. Проведение уроков в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" с учащимися средней и старшей школы, а также бесед с учащимися начальной школы по предупреждению возгораний в школе и дома. Методические рекомендации и дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности в школе. Оформление стендов, уголка ПожБ в классе. Организация практических занятий по поведению учащихся в случае возникновения пожара.

Тема 4. Меры профилактики в образовательных учреждениях. Краткий анализ основных причин пожаров и загораний в образовательных учреждениях. Меры ПожБ при эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Основные факторы, определяющие пожарную опасность легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (температура вспышки, самовоспламенение и воспламенение). Понятие о взрыве. Требования к местам хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Противопожарный режим при приеме, выдаче и использовании огнеопасных жидкостей. Хранение химических реактивов и щелочных металлов, меры ПожБ при их использовании. Правила содержания эвакуационных путей, в т. ч. входов, выходов, холлов, коридоров и лестничных клеток. Порядок установки на окнах металлических решеток и жалюзи, а также расположения парт, столов и стульев в классах. Правила содержания чердаков, подвальных помещений, учебно-производственных мастерских, кабинетов химии и физики. Разработка планов эвакуации. Инструктаж обслуживающего персонала. Содержание и эксплуатация приборов отопления, кухонных очагов и водонагревателей. Обязанности дежурных и сторожей по соблюдению правил защиты от возгораний в школе и в случае возникновения пожара. Требования при устройстве новогодних елок, организации кинопросмотров, проведении массовых мероприятий.

Тема 5. Средства тушения пламени и правила их применения, действия при загорании. Назначение ручных огнетушителей. Понятие об устройстве и принципах действия углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Правила их эксплуатации и использования. Подсобные средства для тушения пожара: песок, различные покрывала, ведра и бочки с водой, необходимый инвентарь. Внутренние пожарные краны и правила их эксплуатации. Нормы обеспечения школ средствами пожаротушения. Действия персонала и учащихся старших классов школ при возникновении пожара. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожаре.

Тема 6. Тренировка практических действий при возможном возникновении пожараТренировка проведения эвакуации при различных сценариях развития пожара. Проверка действий персонала и учащихся при возникновении пламени. Практическая работа с огнетушителем.

Зачет. Проверка знаний пожарно­технического минимума.

Программа по обучению учащихся правилам пожарной безопасности в школе

Пояснительная записка

Содержание и порядок обучения учащихся образовательного учреждения (далее – ОУ) ПожБ, план внешкольных мероприятий по пожарной тематике на учебный год устанавливаются руководителем ОУ. Занятия должны проводиться с учетом возраста обучающихся. С учащимися 5–8-х классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме, с учащимися 1–4-х классов проводятся беседы по предупреждению загораний в школе и дома.

Цель программы – обучение учащихся правилам поведения в случае возникновения пожара, формирование у них умений и навыков по применению первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим.

Содержание программы по обучению учащихся правилам пожарной безопасности в школе

Тема 1. Пожарная безопасность в Российской Федерации. Основные положения и требования федерального законодательства и нормативно-правовых актов. Профилактические (организационные и технические) меры по обеспечению ПожБ в жилых домах, школах, учреждениях культуры, здравоохранения, на транспорте и т. д. Использование достижений науки и техники для предупреждения и тушения пожаров.

Тема 2. Горение. Опасные факторы огня. Что такое огонь. Какую пользу и какой вред приносит огонь человеку. Как человек может управлять огнем. Процесс и условия горения. Последствия пожаров в жилых домах, школах, учреждениях культуры, здравоохранения, на транспорте и т. д., а также в случаях иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Меры предосторожности при обращении с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

Тема 3. Причины возникновения загораний. Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях. Игры со спичками. Неосторожность при курении. Нарушение Правил пожарной безопасности в школе при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов. Самовоспламенение веществ при их хранении и использовании. Электробезопасность. Организационно-технические мероприятия по предупреждению пожара в электросетях и электроустановках. Понятие о профилактике загораний.

Тема 4. Противопожарный режим в ОУ. Противопожарные требования к содержанию зданий, помещений и территории ОУ. Соблюдение правил ПожБ в кабинетах химии, физики, биологии, информатики, технического труда, во время культурно­массовых мероприятий. План эвакуации людей при пожаре.

Тема 5. Берегите жилище от пожаров. Противопожарный режим в жилом доме. Недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, оставления без присмотра включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов, газовых плит и т. д. Меры ПожБ при использовании предметов бытовой химии. Особенности организации противопожарной защиты в домах повышенной этажности (незадымляемые лестничные клетки, проходные балконы, системы автоматического дымоудаления и сигнализации).

Тема 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности. Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние краны, ящики с песком, бочки с водой, щиты с набором необходимого инвентаря. Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки защиты: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

Тема 7. Системы автоматического пожаротушения и сигнализации. Основные сведения об автоматических установках пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Тема 8. Действия при возникновении пламени. Правила поведения в случае обнаружения огня, появлении дыма. Порядок вызова охраны, оповещения людей и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

Реализуем меры пожарной безопасности в школе: темы вводного противопожарного инструктажа

  1. Нормативные документы по ПожБ.
  2. Действующие приказы, правила, инструкции, положения, регламентирующие ПожБ в образовательном учреждении.
  3. Организация противопожарного режима в ОУ. Требования инструкции по пожарной безопасности в школе.
  4. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в школе.
  5. Основные причины пожаров и взрывов. Наличие взрывопожароопасных участков, работ и их общая характеристика.
  6. Порядок применения открытого огня, проведение огневых и других пожароопасных работ.
  7. Классификация опасных факторов пожаров. Способы пожаротушения.
  8. Первичные средства пожаротушения, порядок их использования.
  9. Эвакуационные пути и выходы. Организация эвакуации по лестницам.
  10. Система оповещения людей и управления эвакуацией в случае пожара.
  11. Действия работников ОУ при загорании: порядок вызова охраны, участие в эвакуации людей и тушении пламени.
  12. Меры оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате пожара.
  13. Противопожарная профилактика в ОУ.
  14. Организация деятельности внештатных команд тушения.
  15. Ответственность за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение требований, а также за иные правонарушения в области ПожБ в соответствии с действующим законодательством.

Реализуем меры пожарной безопасности в школе: темы первичного противопожарного инструктажа

  1. Возможные причины пожаров и загораний в образовательном учреждении.
  2. Краткая характеристика опасности загорания оборудования, веществ и материалов, используемых в учебном процессе.
  3. Организация противопожарного режима.
  4. Виды и функции существующих систем противопожарной защиты.
  5. Правила ПожБ при проведении лабораторных работ, экспериментов, учебных занятий в мастерских.
  6. Места размещения, назначение и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения.
  7. Порядок оповещения. Управление эвакуацией.
  8. Действия работников ОУ при обнаружении возгорания.
  9. Техника безопасности при тушении пожара. Оказание помощи пострадавшим.
  10. Средства и способы защиты учащихся от опасных факторов, в т. ч. от их вторичных проявлений.
  11. Профилактика возникновения загораний.
  12. Административная и уголовная ответственность за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение требований ПожБ, а также за иные правонарушения в области ПожБ в соответствии с действующим законодательством.

Нормативные документы

  • Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"» (в ред. приказа МЧС России от 27.01.2009 № 35)
  • Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 "Об утверждении Порядка создания внештатных аварийно-спасательных формирований"
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль