Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Особенности работы с гиперактивными детьми

  • 19 октября 2010
  • 28489

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) иначе называют гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. Относят это состояние к невролого-поведенческим расстройствам развития, начало которых приходится на ранний детский возраст. Ключевые симптомы СДВГ – это трудности, сопряженные с распределением внимания, гиперактивностью и недостаточно управляемой импульсивностью. Если диагноз обнаруживают у взрослого человека, ему часто сопутствуют нарушения интеллекта. Что же касается детей, в статистически подкрепленных источниках указано, что порядка 30% ребят с этим синдромом его благополучно «перерастают», легко приспосабливаясь к остаточным явлениям диагноза во взрослой жизни.

Диагноз, а не распущенность

Работа с гиперактивными детьми в детском саду связана с психолого-педагогической методической опорой. Потому у профессионалов нет сомнений, как трактовать этот диагноз. Хотя несправедливо будет не упомянуть, что некоторые педагоги  «старой школы» не соглашаются с медицинскими доводами, считая, что раньше таких диагнозов не ставили, а детей с подобным поведением считали распущенными и капризными (этим объяснение исчерпывалось).

Но гиперактивность – это не просто поведенческая проблема, которая регулируется исключительно воспитательным воздействием. Более того: не каждый неусидчивый и чрезмерно подвижный ребенок имеет такой диагноз. СДВГ – это медицинское определение, и его отнести к конкретному ребенку имеет право только врач. Если синдром гиперактивности стоит в медкарте ребенка – это повод для организации индивидуальной работы с ним, учета данного диагноза. Но если ребенок прошел медкомиссию, и СДВГ у него не нашли, даже опытный педагог не вправе заниматься псевдодиагностикой.

Три блока выражения гиперактивности:

  1. недостаток внимания (не к нему, а его собственного внимания, которое он не умеет грамотно распределить);
  2. повышенная двигательная активность (такие дети часто говорят «ноги сами побежали», «мне не сидится»);
  3. импульсивность (сначала поступок, потом осмысление).

Наладить контакт с такими ребятами не всегда легко, дети пребывают в движении, даже когда обстановка предполагает иные действия. Им трудно спокойно идти, ведь есть возможность пробежаться, трудно усидеть на стуле – хочется ерзать и крутиться. И это не капризы, а невролого-поведенческие особенности.

Причины и возможные последствия

Конкретные причины развития таких особенностей выявить трудно. Медики предполагают, что СДВГ,  является следствием патологических состояний, пережитых во время беременности. Осложненные роды также можно причислить к факторам риска, как и инфекции, перенесенные малышом в грудном возрасте. Сказываются и генетические особенности, и структурные отличия в функционировании головного мозга, и, конечно, стиль воспитания, который доминирует в семье.

Диагноз ребенку ставит только врач-невролог: делает это он по результатам специально разработанной диагностики. Если доктор видит необходимость, состояние корректируют медикаментозно. Но важно не только лечение, а  педагогическая работа с ребенком, его адаптация в детском коллективе. Методика работы с гиперактивными детьми – это опора для педагога, в группе которого регулярно встречаются такие ребята, ведь сегодня этот диагноз ставится с частотой 4-9%.

Опасность СДВГ в том,  что среди последствий синдрома и возможная трансформация детской проблемы в будущее асоциальное поведение подростка. И чтобы этого избежать, педагог совместно с родителями трудится над преодолением проблемы, работает на устранение симптомов синдрома, над умением ребенка видеть собственные особенности и конструктивно с ними справляться.

Особенности работы педагога

Работа с гиперактивными детьми в ДОУ заключается в выполнении ряда психолого-педагогических рекомендаций, строгом следовании принципам и правилам взаимодействия. Задача педагога – помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе, дать ему ощущение комфортной, дружественной атмосферы, где все ребята равны и сосуществуют по строгим правилам и порядку. При этом не говорится о системе, построенной только на запретах и порицаниях: нет, целью педагога должна быть организация среды, способствующей росту и развитию ребенка, а не просто сдерживанию его в определенных рамках.

Эмоциональный фон

Очень важно, в каком эмоциональном спектре выстроит педагог общение с гиперактивным ребенком. Взрослый должен быть сдержан, спокоен, позитивен. Если педагог так же излишне эмоционален, и успех ребенка приводит его в эйфорию, а неудачи – эмоции, близкие к отвержению, состояние дошкольника только усугубится.

При этом нельзя воспринимать спокойствие и сдержанность как меланхоличность и отсутствие проявлений эмоций. Рекомендовано педагогу четко прорабатывать карту эмоций согласно ситуации: если воспитатель экспрессивен и театрален при подаче нового материала, требующего такой манеры изложения, это только поможет гиперактивному ребенку настроиться на занятие. Можно сказать, что такое поведение взрослого помогает и воспитаннику контролировать себя, быть адекватным ситуации.

В то же время педагог не должен излишне отмечать невинные шалости ребенка: раздражение по всякому поводу может спровоцировать у дошкольника будущее «якорное» поведение. От шума и раздражительности со стороны педагога, импульсивность и неуправляемость воспитанника только усиливается.

Инструкции – небольшие

У ребенка дефицит внимания, он не может «схватывать на лету», потому что у него нет для этого ресурсов. Потому инструкции, что даются воспитаннику с СДВГ, должны не превышать 10 слов. Нельзя давать много поручений ребенку, торопить, перегружать информацией.

Пример, как нужно: Саша, найди, пожалуйста, на изображении красный предмет. Пример, как не нужно: Саша, найди на изображении красный предмет, затем – синий, и скажи, что в них общего?

Разумеется, важен и возраст воспитанника, но универсальны правила тем, что не смешиваются поручения, не требуется от ребенка самостоятельно выстроенной последовательности действий, если это новое и относительно сложное задание. Любая новая тема должна рассматриваться в первой половине, к вечеру малыш устает, и интеллектуальные занятия для него утомительны.

Четкая система запретов

Программа работы с гиперактивными детьми в ДОУ предполагает строгую, четкую и неукоснительную систему запретов и ограничений. При этом количество запретов должно сводиться к минимуму. Если воспитатель злоупотребляет словом «нельзя», оно обесценивается. Ребенок просто не осознает его значимости, а зачастую оно служит триггером того, что ему захочется сделать что-то наперекор взрослому.

Важно! Слово «нельзя» и жесткий запрет чаще должны касаться реально серьезной угрозы. Например, нельзя маленькому ребенку брать ножницы или забираться на подоконник. Если «нельзя» употребляется в контексте охраны жизни и здоровья, оно, как правило, работает и воспринимается всегда адекватно.

Что следует сделать педагогу:

  • обозначить совместно с ребенком шкалу запретов;
  • добиваться выполнения этих запретов всегда (без снисхождений, которые ребенок может расценивать как слабость взрослого);
  • нужно учесть, что для принятия правила ребенку с СДВГ требуется время – около 2-3 недель, потому требовать быстрого реагирования нельзя, нужно дать дошкольнику возможность осмыслить принятый запрет, понять его и научиться грамотно реагировать.

Точно так же воспитатель должен выработать санкции, которые неукоснительно последуют вследствие нарушения совместно выработанного запрета. И эти санкция обсуждаются с самим ребенком.

Пример:

«Саша, убегать на улицу дальше территории нашей группы нельзя. Это опасно, и мы с тобой договариваемся, что ты не будешь так делать. Если же ты нарушаешь правило, то я не буду давать тебе новый конструктор во время самостоятельных игр. С ним играют только те ребята, что четко следуют правилам».

Система поощрений

Без нее не может быть системы наказаний. Заключается она в том, что все действия ребенка, которые можно расценить как успех, как хорошее поведение, правильно выполненное поручение и т.д., должны быть замечены. Поощрение, как и наказание, должно быть адекватным ситуации. Взрослому не нужно преувеличивать успех, но и обесценивать его тоже нельзя.

Требования к системе поручений – гибкая и последовательная. Каждое поощрение должно быть моментальным, если воспитатель сделает его позже, у ребенка не случится реакции связи между его действием и социальным одобрением. Похвала, желанное для ребенка поручение, а возможно, сбор наградных жетонов или фишек – возможны разные варианты поощрения.

Очень важно, чтобы воспитатель, используя собственные профессиональные навыки, увидел ту сферу деятельности, где гиперактивный ребенок будет успешен. Она всегда есть, ее нужно просто разглядеть.

Тактильный контакт

Тактильный контакт входит в основные особенности работы с гиперактивными детьми. Потому обычно таких ребят на занятиях сажают поближе к воспитателю. И в тот момент, когда малыш отвлекается, взрослый успевает применить легкий тактильный прием – погладить ребенка по голове, положить ему руку на плечо, ласково похлопать по спинке.

Такое прикосновение ребенок воспринимает как сигнал возвращения в деятельность, и какое-то время малышу эти сигналы остро нужны. Тактильные знаки для него сродни навигатору: направляют, уберегают. Тактильный контакт со стороны взрослого помогает малышу «включить» внимание, которое у него в дефиците.

Работа с родителями гиперактивных детей

Если в группе есть гиперактивный воспитанник, он будет на контроле у штатного психолога.

Режим дня

Обязательной будет консультация психолога ДОУ для родителей – гиперактивный ребенок зачастую для них самих столь сильная проблема, что собственных значимых ресурсов для его воспитания маме и папе не хватает. В силах психолога сделать акценты на базовых правилах воспитания, которые не будут расходиться с теми, на которые опирается и профессиональный педагог.

Режим – это первое требование, о котором скажет родителям психолог. В особенности, если взрослые только привели ребенка в сад, воспитанник мал и отсутствие четкого распорядка дня только усугубляет проявления диагноза. Малышу с поведенческо-неврологической проблемой нужен контекст, рамки, потому режимные моменты дают ему ощущение безопасности, контроля. Если режима нет, признаки СДВГ становятся ярче, так как психика ребенка с трудом справляется с постоянно меняющейся обстановкой, отсутствием системности.

Тренировки внимания

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок в ДОУ» - это еще и составление памяток, рекомендаций практического характера. Некоторые из них предлагают конкретные тренировки на внимание.

В качестве таких тренировок берутся:

  • игры по строгим правилам;
  • игры на признаки и отличительные особенности предметов;
  • небольшие поручения – например, убрать в комнате (четко указать ребенку, куда и что складывать), в контексте возраста, конечно;
  • акцентирование на значимых моментах – собрался малыш на прогулку, ему предлагается осмотреть себя, все ли он сделал правильно.

Родители должны много беседовать с малышом. И воспитатель показывает пример: если ребенок увидел интересную картинку в книге и поделился радостью со взрослым, тот не автоматически кивает в ответ, а расспрашивает: «Чем тебе понравился рисунок, что здесь изображено?» и т.д. Важно учить ребенка концентрироваться на предмете, удерживать внимание.

Работа с ребятами с СДВГ – кропотливая, непростая, комплексная. Но если взрослые (воспитатель + родители) действуют с одним перечнем требований и принципов, высока вероятность того, что диагноз останется в прошлом или минимизируются проявления синдрома.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.