Программа «"Классное" внеклассное чтение» для учащихся начальной школы

20521

В настоящее время библиотеки вынуждены искать новые формы работы и взаимодействия с образовательными учреждениями, делая организационную структуру более гибкой, адаптивной, восприимчивой к нововведениям. Такие формы работы могут быть самыми разнообразными. Многие библиотеки прошли путь от проведения отдельных массовых мероприятий до создания циклов занятий и программ, обеспечивающих возможность системного изложения материала, закрепления знаний, умений и навыков учащихся. Так, отдел обслуживания дошкольников и младших школьников Областной детской библиотеки им. А.М. Горького приступил к реализации программы «"Классное" внеклассное чтение» на базе гимназии № 1 г. Новосибирска.

наверх

Цели и задачи программы «"Классное" внеклассное чтение»

Цели изадачи программы:

  • обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
  • расширение знаний о литературных произведениях;
  • развитие интереса к художественной книге;
  • развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
  • ознакомление с творчеством современных авторов;
  • формирование информационной культуры личности учащихся.

наверх

Особенности организации уроков по программе

Занятия проводятся на базе гимназии. Уроки включены в расписание и проходят два раза в месяц.

Подбор литературы для уроков внеклассного чтения осуществляется с учетом рекомендаций различных методических пособий, пожеланий учителей и учеников, с использованием календарей знаменательных дат (писатели-юбиляры, книги-юбиляры). Каждый учащийся в конце года получает рекомендательный аннотированный список литературы на лето. В начале учебного года проводится тестирование по этим спискам с целью определения самых старательных читателей. Победители получают в подарок книгу.

Формы работы разнообразны: книжные выставки, беседы, обсуждения, КВН и т. д. Особое внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети учатся не только читать, но и слушать. Занятия по внеклассному чтению проводятся библиотекарями, но также их могут проводить и педагоги начальных классов.

Программа реализуется в тесном контакте с учителями и родителями. В каждой параллели начальных классов проводятся родительские собрания, в ходе которых:

  • родителей знакомят с целями и задачами программы;
  • проводят обзоры детской периодической печати и оказывают помощь в оформлении подписки; дают консультации по формированию домашней библиотеки;
  • знакомят родителей с разнообразной информацией (полезными сайтами, новинками детской литературы), дают советы по привлечению детей к чтению и т. д.

Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и по поводу литературных произведений у детей формируются потребность в чтении и культура чтения, расширяется литературный кругозор.

Далее дано тематическое планирование занятий по внеклассному чтению и представлен конспект занятия по книге В.А. Осеевой "Волшебное слово". 

наверх

Тематическое планирование занятий по внеклассному чтению

Наименование темы

Форма работы

1

2

1‑й класс

В.А. Осеева "Волшебное слово"

Громкое чтение, обсуждение, беседа

С.Я. Маршак "Вам, дети, про все на свете"

Литературный утренник

В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Викторина

И.И. Акимушкин "Жил-был бобр", рассказы о животных

Громкое чтение, обсуждение, обзор

Н.Н. Носов "Фантазеры и затейники"

Беседа, инсценировка, викторина

Б.В. Заходер "Моя Вообразилия"

Литературный час

Д. Биссет "Все кувырком"

Громкое чтение, сочинение, рисование, игра

В.В. Бианки "Мышонок Пик". Знакомство с книгой В.В. Зотова "Лесная мозаика" и серией аудиокассет "Лесная азбука" (по этой же книге)

Обсуждение, видеопросмотр, прослушивание кассеты

В.Ю. Драгунский "Денискины рассказы". Знакомство с книгами К.В. Драгунской

Громкое чтение, обсуждение, обзор

"Чудесная страна Ирины Токмаковой"

Литературный утренник

Е.И. Чарушин "И лисята, и зайчата, и медведь"

Беседа, громкое чтение, викторина, игра, обзор

К.И. Чуковский "Приключения Бибигона"

Беседа, викторина

Г.Б. Остер "Зарядка для хвоста"

Громкое чтение, викторина, видепросмотр

2‑й класс

В.В. Голявкин "Тетрадки под дождем"

Громкое чтение, беседа

Г.В. Сапгир "Сегодня, завтра и вчера"

Литературный час

"Обыкновенный волшебник" (по сказкам Е.Л. Шварца). Знакомство с книгами С.А. Седова

Беседа, викторина, обзор, видеопросмотр

В.В. Бианки "Отчего я пишу про лес"

Беседа-обзор

"Тот самый Карлсон" (по книге А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне")

Литературный час

Ю.П. Мориц "Большой секрет для маленькой компании"

Литературный утренник

"Незнайка собирает друзей" (по книгам Н.Н. Носова). Знакомство с книгами А.Б. Хвольсон "Приключения Мурзилки и лесных человечков", И.П. Носова "Ура, Незнайка!"

Викторина, обзор, громкое чтение, видеопросмотр

А.П. Гайдар "Чук и Гек". Знакомство со сказкой Н.П. Вагнера "Великое"

Беседа, обсуждение, громкое чтение

Р. Киплинг "Просто сказки"

Беседа, викторина, видеопросмотр

Б.С. Житков "Рассказы о животных". Знакомство с книгой О.Ф. Кургузова "По следам Почемучки"

Беседа, обсуждение, громкое чтение

"Дядя Степа Михалков" (по стихотворениям
С.В. Михалкова)

Литературный час

В.В. Чаплина "Питомцы зоопарка"

Литературная экскурсия

"Волшебник из Копенгагена" (по произведениям Г.Х. Андерсена)

КВН

"Иван Иваныч Самовар приглашает" (по стихам и сказкам Д.И. Хармса)

Литературный час

"Дети радуги" (по произведениям Н.И. Сладкова)

Информина

С.П. Алексеев "Богатырские фамилии"

Громкое чтение, обсуждение

3‑й класс

Н.Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Обсуждение

"Где-то, когда-то, в какой-то стране" (по книге Дж. Родари "Приключения Чиполлино")

Литературный час

"Ведьмы и другие" (по книге О. Пройслера "Маленькая Баба-Яга"). Знакомство с книгами: П. Бигль "Черная вдова", А. Первик "Чаромора", А. Шмидт "Ведьмы и все прочие", М.Ю. Мокиенко "Как Бабы-Яги сказку спасали", "Как Бабы-Яги Новый год встречали"

Беседа, викторина, обзор у книжной выставки

Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живет и что в лесу растет"

Познавательный час

"Играем с Пеппи" (по книге А. Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок")

Литературная игра

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

Литературный час

"В страну невыученных уроков". Знакомство с книгами Л.Б. Гераскиной "В стране невыученных уроков – 2", "Путешествие в страну невыученных уроков"

Игра-путешествие, обзор

"…И кот ученый свои мне сказки говорил…" (по сказкам А.С. Пушкина)

КВН

А.И. Куприн "Белый пудель"

Обсуждение

"В путешествие с Нильсом" (по книге С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями")

Беседа, тест-игра

Д. Барри "Питер Пэн"

Беседа, викторина, видеопросмотр

А.П. Чехов "Мальчики", "Каштанка"

Беседа, обсуждение

Э. Распэ "Приключения Барона Мюнхгаузена". Знакомство с книгами Ю.Б. Вийры "Мой папа – Мюнхгаузен", С.Л. Макеева "Мюнхгаузен в России", "Русский дневник барона Мюнхгаузена"

Беседа, тест-игра, обзор

Л.Ф. Воронкова "Девочка из города"

Беседа, обсуждение

"Буратино на поле чудес" (по книге А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"). Знакомство с книгами: К. Коллоди "Приключения Пиноккио", А.В. Кумма, С.В. Рунге "Вторая тайна золотого ключика", Е.Я. Данько "Побежденный Карабас", Л.В. Владимирский "Буратино в Изумрудном городе", Шукура Сагдуллы "Качал-батыр"

Литературная игра, обзор

4‑й класс

"Литературная карусель" (по книге В.В. Медведева "Баранкин, будь человеком!")

Литературная игра

В.В. Бианки "Лесная газета"

КВН

К.К. Сергиенко "До свидания, овраг". Знакомство с книгой Д. Пеннака "Собака Пес"

Громкое чтение, обсуждение, обзор

"Путешествие с Гулливером" (по книге Дж. Свифта "Путешествия Гулливера")

Беседа, кроссворд

А. Линдгрен "Эмиль из Леннеберги". Знакомство с книгами лауреатов Мемориальной премии имени А. Линдгрен

Литературный час

"Профессор математики и его две феи" (по произведениям Л. Кэрролла). Знакомство с книгой Г. Адера "Алиса в Заиголье"

Литературная игра

Ю.И. Коваль "Недопесок" и др.

Беседа, громкое чтение, обсуждение

"Зазеркалье В.С. Губарева"

Викторина, обзор

В.П. Катаев "Сын полка"

Беседа, обсуждение

К.М. Станюкович "Максимка"

Обсуждение

"Мои герои – животные" (по произведениям Э. Сетона-Томпсона). Знакомство с книгой Ю.И. Коваля "Шамайка"

Круглый стол

"В волшебной долине Муми-троллей" (по произведениям Т. Янссон)

Литературная игра, обзор, видеопросмотр

Е.И. Ильина "Четвертая высота"

Обсуждение

наверх

Конспект занятия
по книге В.А. Осеевой "Волшебное слово"

Приложение

Цели:

  • сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне;
  • способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;
  • раскрыть содержание понятий: "волшебное слово", "настоящий друг", "щедрость";
  • дать детям возможность оценить себя и свои поступки.

Форма занятия: беседа, громкое чтение, обсуждение.

Длительность занятия: с учетом психофизиологических особенностей первоклассников занятие длится не более 20 минут.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: доска, книжная выставка.

Ход занятия

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем наши встречи, которые будут называться "Внеклассное чтение". Почему внеклассное, если мы находимся в классе, как вы думаете? (Ответы детей.) Дело в том, что книги, о которых мы будем говорить, вы прочтете дома самостоятельно, в кругу семьи – поэтому внеклассное чтение. А в классе мы будем обсуждать и пересказывать прочитанное; играть, отгадывать, сочинять, рисовать и устраивать представления. Наши встречи будут проходить два раза в месяц. Как вы думаете, где можно брать книги для внеклассного чтения? (Ответы детей: в домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в детской библиотеке, в книжном магазине, в Интернете, у одноклассников.) Первая наша встреча посвящена рассказам Валентины Александровны Осеевой. Поговорим о них и о нас.

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

Далее педагог кратко знакомит учащихся с понятием "рассказ" (небольшое по числу событий, персонажей и объему текста прозаическое произведение).

Библиотекарь: "Волшебное слово" – пожалуй, самый известный рассказ В.А. Осеевой. Как вы думаете, почему рассказ так назван, что за чудеса происходят с его героями? (Дети отвечают.) Какие еще "волшебные слова" вы знаете? (Проводится аукцион: кто больше вспомнит слов.) Как нужно их произносить? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза.)

Библиотекарь читает учащимся рассказы В.А. Осеевой "Навестила", "Синие листья", "Хозяюшка". Далее все вместе обсуждают рассказы, отвечают на вопросы:

  • как вы понимаете слова: "надо так давать, чтобы можно было взять";
  • что значит слово "щедрость" (бескорыстная помощь другим);
  • настоящий друг – какой он;
  • подумайте: может ли кто-то назвать вас настоящим другом?

В заключение библиотекарь подводит итог занятию и просит незабывать совет В.А. Осеевой: читать и думать.

И.В. Котомцева,
начальник отдела обслуживания дошкольников и младших школьников Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького

наверх

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль