Профилактика школьного травматизма в младших классах

6005

По наблюдениям педагогов наибольшее количество детских и подростковых травм приходится на весну. Авторы статьи предлагают цикл занятий с элементами двигательной активности и тренинга, направленных на профилактику детского травматизма.

Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты выделяют четыре основных вида детского травматизма: школьный, бытовой, уличный и спортивный.

Факторами риска возникновения травматизма у детей являются: недисциплинированность, неумение распознавать травмоопасную ситуацию, отсутствие необходимых навыков, недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации, физическая слабость, определенные особенности развития.

Наиболее подвержены травматизму учащиеся в возрасте 6–12 лет, что связано с их повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом. Более развитые в умственном отношении дети лучше осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков. Более половины детей, часто получающих травмы, винят в этом либо других людей, либо обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны и склонны переоценивать свои способности и возможности.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности: усталость, нервозность, преобладание возбуждения над торможением, импульсивность, с одной стороны, и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов, с другой.

Несчастным случаям больше всего подвержены дети с низкими показателями внимания (концентрация, распределение, переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, а также неосмотрительные дети, те, кто обладает низкой выносливостью, боязливые или, наоборот, слишком склонные к риску.

Для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на общей работоспособности и связано с эмоциональной не­устойчивостью.

Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети более подвержены травмам, нежели спокойные и уравновешенные. Большинство таких детей по физкультуре имели оценку "три".

В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой для школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушения осанки и зрения, повышения артериального давления, избыточного веса и т. д.) страдает до 70% учащихся. Такие дети часто травмируются из-за плохой координации и слабой ориентации в пространстве.

Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы в связи со спешкой регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, кружки, спортивные секции, обязанности по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (стремление первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

Итак, среди всех случаев получения травмы из-за поведения пострадавшего наибольшее количество связано с его психофизио­логическим, эмоциональным состоянием, влияющим на успешность деятельности, особенно с состоянием игрового ража. С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, так как развитие ребенка расширяет сферу его самостоятельной деятельности.

Вторая группа причин детских травм, составляющая треть от всех случаев, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Сверстники час­то травмируют друг друга во время игры либо непреднамеренно вне игры – как правило, не заметив один другого (например, сталкиваются, бегая).

Особое внимание должны привлечь случаи, связанные с поведением, которое содержит элемент физического насилия по отношению к окружающим. Следует отметить тревожную тенденцию увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Количество травм в группе, связанной с действиями взрослых, в т. ч. родителей, приводящих к возникновению травмоопасной ситуации, а затем и к травме ребенка, составляет около 25%. Более половины травм дети получают в результате недосмотра родителей, отсутствия контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – еще одна частая ошибка родителей, приводящая к травме детей (25% от общего количества травм данной группы).

В образовательных учреждениях необходимо проводить профилактическую работу, организованную с учетом связи между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями. При этом весьма эффективно использовать такие активные формы обучения, как тренинговые занятия.

Авторы статьи представляют цикл занятий с элементами двигательной активности и тренинга, направленных на профилактику детского травматизма в начальной школе. Занятия могут проводиться учителем физической культуры, а также психологом (с заменой некоторых упражнений, требующих большого пространства). Занятия и их элементы можно использовать при проведении классных часов и уроков здоровья. Они также могут быть интересны инструкторам и воспитателям в лагерях отдыха.

Приложение:
Цикл занятий с элементами двигательной активности и тренинга, направленных на профилактику детского травматизма

В.А. Родионов,
д-р пед. наук, руководитель Центра научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ
М.А. Ступницкая,
старший научный сотрудник лаборатории социально-психологического сопровождения образовательного процесса НИИ Столичного образования МГПУ
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль