Методики и критерии оценки толерантности учителей, класса и родителей

4853

Анкеты для определения толерантности учителя могут им использоваться в целях самооценки. Так же, как и в анкетах для родителей, каждый вопрос здесь является советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении к учащимся. Но данное анкетирование может проводить и завуч по воспитательной работе или председатель методического объединения классных руководителей. Тогда ответы учителей будут свидетельствовать еще и о том, объективна ли их самооценка. Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе, ученики и родители.

Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе, ученики и родители. В каждом случае баллы суммируют и делят на10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью додесятых долей).

Критерии для оценки толерантности учителя (оценивают коллеги, например классные руководители)

  1. Уважительное обращение, доброжелательность.
  2. Умение внимательно слушать и слышать.
  3. Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.
  4. Уважение человеческого достоинства.
  5. Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.
  6. Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.
  7. Умение “гасить” и предотвращать конфликты.
  8. Интерес к проблемам других и готовность помочь.
  9. Уважение различных культур и верований.
  10. Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. п.).

Критерии оценки толерантности учителя (оценивают учащиеся)

  1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.
  2. Умение внимательно слушать и слышать.
  3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.
  4. Интерес к мнению учащихся и родителей.
  5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.
  6. Умение дать нужный совет.
  7. Доброжелательность.
  8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.
  9. Признание права учащегося быть самим собой.
  10. Стремление принять справедливое решение.

Примечание. Оценкатолерантности учителей учащимися анонимная: классный руководительзачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставятоценку и бросают карточки в коробку – "урну".

Для определения уровнятолерантности класса исследуемые качества оцениваются по пятибалльнойшкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируюти делят на 10 (число вопросов) в каждой группе “экспертов” (учителя иученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятыхдолей). 

Критерии оценки толерантности класса

  1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.
  2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.
  3. Стремление разобраться впроблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание,уточнение, демонстрирование живого интереса.
  4. Готовность принять и дать совет, предложение.
  5. Умение хвалить, соглашаться, утешать.
  6. Доброжелательность.
  7. Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.
  8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.
  9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить.
  10. Признание права каждого быть самим собой.

Для самооценки толерантности учителей и родителей рекомендуется использовать нижеприведенные анкеты.

Предлагается самотестированиеродителей на родительском собрании. Учитель зачитывает вопрос, родитель усебя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1),не задумывался (0). Баллы суммируются. Важно получить положительнуюсуммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком.Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудитьпроблему. В каждом вопросе содержится совет родителю.

Анкета для самооценки толерантности родителей

  1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?
  2. Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?
  3. Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?
  4. Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?
  5. Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?
  6. Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?
  7. Предлагаете ли Вы на выбор несколько решений проблемы?
  8. Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?
  9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?
  10. Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?
  11. Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?

Анкеты дляопределения толерантности учителя могут им использоваться в целяхсамооценки. Так же, как и в анкетах для родителей, каждый вопрос здесьявляется советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении кучащимся. Но данное анкетирование может проводить и завуч повоспитательной работе или председатель методического объединенияклассных руководителей. Тогда ответы учителей будут свидетельствоватьеще и о том, объективна ли их самооценка. Ведь в большинстве случаевадминистрация в курсе произошедших конфликтов между учителями иучащимися, отношений педагога с классом, его поведения на уроках.Поэтому то, как учитель оценил сам себя, говорит о том, способен ли онпризнать свои ошибки и вообще видит ли он их.

Анкета для самооценки толерантности учителя

  1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
  2. Отличается ли стиль Ваших отношений с “плохим” и “хорошим” школьником? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  3. Препятствуете ли Вынеуспевающим и несимпатичным Вам подросткам активно участвовать вколлективных делах? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  4. Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  5. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  6. Позволяете ли Вы себе вприсутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников изпараллельных классов? / ”Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  7. Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  8. Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида подростков? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  9. Хватает ли у Вас терпенияразъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка илирешения? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
  10. Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

Организация в классеобразовательного процесса, оптимального для развития положительногопотенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольногоколлектива, входит в функционал классного руководителя. Классныйруководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебнойдеятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы,влияющие на достижение успехов в учебе детей, как то: уровеньтолерантности учителя-предметника и учеников, эмоциональнуюнаполненность учебной среды, самооценку учащегося.

Приведенные выше методикиработы помогут учителю понять, насколько выполнима в классе задачаорганизации успешной учебной деятельности детского коллектива.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль