Сценарий праздника в первом классе "Круглый год"

5274

Модуль первого года обучения "Круглый год" (читать), координирует работу детей по учебным курсам "Математика", "Окружающий мир", "Изобразительное искусство" и "Литературное чтение".

Кульминационное событие модуля – праздник-многоборье "Круглый год", который подводит итог ряду разнопредметных занятий, направленных на развитие представлений о времени, его линейности и цикличности, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе и деятельности людей.

 Во время проведения праздника развивается представление обучающихся:

  • о времени и месте человека в нем;
  • смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе и деятельности людей;
  • об относительности начала отсчета (времени, числовой прямой);
  • о мерах времени;
  • использовании сформированных навыков письма, чтения, счета в контексте внеучебной деятельности.

Кроме того, совершенствуется выразительность художественного чтения; вырабатывается способность оценивать исполнение художественных произведений.

Продолжительность праздника: 3–4 часа.

Время проведения: середина или конец апреля первого года обучения.

Участники: ученики одного или двух первых классов, учитель (учителя), родители учеников (по желанию). Двое-трое взрослых образуют конкурсную комиссию, которая будет подводить итоги и раздавать жетоны.

Оборудование и материалы:

  • таблички с названиями команд "Зима", "Весна", "Лето", "Осень" на столах каждой группы;
  • жетоны для вручения детям по итогам конкурсов и окончательного подсчета для определения группы-победителя;
  • детские художественные работы по теме "Времена года" развешиваются на стенах зала (классного кабинета). Работ должно быть не меньше, чем учеников. Важно, чтобы они были разнообразными. Вместе с детскими работами могут быть представлены произведения известных мастеров;
  • наборы изображений предметов: снежинки ("Зима"), цветы ("Весна"), грибы, ягоды ("Лето"), листья ("Осень"), которые различаются по двум признакам (в каждом случае одинаковым), например по цвету и форме;
  • схемы частей и целого, соответствующие какому-либо способу последовательного разбиения по двум признакам имеющегося у этой команды набора предметов;
  • таблички с названиями месяцев, которые можно прикрепить к одежде;
  • видеоряд с изображениями природных изменений (набор слайдов по сезонным изменениям может быть показан через проектор);
  • бумажный круг, на котором отмечены месяцы, – маленькая модель года (по числу групп). Большой бумажный круг с названиями месяцев (размещается на доске);
  • конверты с фотографиями детей (изготавливают и приносят ученики);
  • карточки с числами от 1 до 12 (для каждой группы), предназначенные для игры на определение состава числа.

Ход праздника

Учитель: Мы отсчитываем год с января. А в разные периоды год на Руси начинался с сентября и с марта. Так когда начинается год на самом деле? Давайте разберемся!

Учитель предлагает детям разделиться на команды. Есть много вариантов такого деления. Наиболее интересный и предпочтительный вариант – разбивка на четыре команды: "Лето", "Осень", "Зима", "Весна". При этом может оказаться, что класс примерно поровну делится на детей, рожденных в разные времена года. Учитель предлагает детям вспомнить, когда они отмечают свой день рождения, и разделиться на команды (встать под соответствующие таблички). Если деление происходит слишком неравномерно, то можно условно разделить класс на такие четыре группы. Если праздник проводится не в отдельном классе, а в параллели (например, двух первых классов), можно устроить состязание между классами. В это же время выбирается (назначается) жюри.

Конкурс на лучшее исполнение стихотворения о временах года

Команды выбирают из своего состава чтецов, в репертуар которых входят стихотворения о разных временах года. Дети читают стихи, которые разучили во время подготовки к празднику. От каждой команды выступает по четыре чтеца. Жюри оценивает сложность выбранного текста, целостность воспроизведения и выразительность чтения.

Двигательная пауза "Труд людей в разные времена года"

Учитель показывает движения, характерные для труда людей в определенное время года (например, перекапывание почвы; колка дров; сбор ягод и пр.), не называя их. Ученики должны постараться точно воспроизвести движения учителя, пояснить их и назвать время года, когда это делают. Если дети не догадываются, учитель рассказывает им о таком виде труда.

Конкурс-выставка детского изобразительного творчества

Учитель просит обратить внимание на художественное оформление праздника; благодарит всех, кто представил на выставку свои работы; затем предлагает каждой команде выбрать "свои" картины и обсудить в группе, какие приметы соответствующего времени года можно увидеть на ней, как художник сумел рассказать об этом, какая картина нравится группе больше других, были ли в чьей-нибудь коллекции работы известных мастеров.

После обсуждения в командах ученики по очереди выступают, демонстрируя всем выбранные работы, и благодарят их авторов. В докладах групп должны прозвучать ответы на поставленные учителем вопросы. Если группа не смогла, например, назвать имя художника, то другие группы (или учитель) помогают ей.

Двигательная пауза "Игры детей в разное время года"

Каждая команда загадывает игру, в которую можно играть в определенное время года (например, "игра в снежки", "плавание в речке" и др.). Затем по команде учителя вся группа показывает движения, характерные для этой игры, а остальные отгадывают, что это за игра и в какое время года в нее играют.

Конкурс "Догадайся, как делили на группы"

Каждая команда получает свой набор предметов: снежинки ("Зима"), цветы ("Весна"), грибы ("Лето"), листья ("Осень"), которые различаются между собой по двум одинаковым в каждом случае признакам (например, по цвету и форме).

Каждой команде дается схема частей и целого (цифровой ресурс "Целое и части"), которая соответствует какому-либо способу последовательного разделения по двум признакам имеющегося у этой команды набора предметов. Дети должны отгадать, по какому принципу предметы разделили по признакам.

Событие "Живая модель года"

Учитель предлагает каждой команде назвать три месяца из того времени года, которое представляет команда. Затем команды выдвигают по три человека, каждый из которых получает табличку с названием месяца. Учитель предлагает им встать в том порядке, в каком месяцы следуют друг за другом в своем времени года. Получается живая модель года. Эта цепочка может начинаться с любого месяца – на данном этапе важно, чтобы соблюдалась последовательность месяцев.

Учитель: Давайте проверим, все ли месяцы на своих местах. Прочитаем хором их названия. (Дети читают хором названия месяцев на табличках от первого до последнего.) Все правильно? Какой месяц идет после января (февраля, марта и т. д.)? (Учитель проверяет последовательность месяцев, начиная с месяца первого ребенка, слева направо.) Какой месяц следует за декабрем (или за любым другим месяцем, на котором заканчивается детская цепочка)? А у нас стоит какой-нибудь месяц после декабря (или после января, если цепочка месяцев обрывается на другом месяце)? Есть ли у него сосед? А на самом деле какой месяц следует дальше? Значит, у нас что-то не так. Как надо встать ребятам, чтобы показать, что после декабря следует январь (или другой вариант)? Кто догадался? Как надо встать, чтобы было видно, что после любого месяца обязательно идет следующий? (Дети приходят к выводу, что первый и последний "месяцы" должны взяться за руки, и цепочка превращается в круг.) Вот теперь у нас получился круглый год!

Можно поиграть в любую непродолжительную игру с хороводом. Затем учитель предлагает ребятам из хоровода сесть на свои места. Каждый член команды получает бумажный круг, на котором отмечены месяцы, – это маленькая модель года.

Учитель: У каждого из вас свой круглый год. Пусть каждый член команды возьмет карандаш и отметит, когда начинается его год, т. е. тот месяц, в котором у вас день рождения. Это конкурс. Победит та команда, члены которой сделают это быстрее. Как только вы справитесь с работой, передайте свой круглый год капитану команды.

После этого конкурса учитель просит детей приготовить конверты с наклеенной личной фотографией (конверты должны быть заготовлены к празднику). На доске появляется большой круг с отмеченными месяцами, символизирующий собой круглый год (такой же, как маленькие кружки для предыдущего конкурса).

Учитель: Только что каждый из вас определил свой личный год, отметив на маленьких кружочках, когда он начинается в вашей жизни. И все сделали это быстро и правильно. Молодцы! А теперь пусть каждый отметит свой личный год на нашем общем большом круглом годе! Тогда все смогут увидеть, когда у каждого из вас начинается личный год.

Каждая команда по очереди выходит к доске, дети прикрепляют к модели круглого года свои конверты с фотографиями. Учитель помогает им.

Учитель: Посмотрите, ребята! Теперь мы хорошо видим, когда начинается новый год в жизни каждого из нас! (Учитель тоже может прикрепить к доске свой конверт.) Маша, когда начинается твой личный год? (Так учитель обращается еще к нескольким детям.) А как вы думаете, почему я попросила вас принести конверты? Для чего вообще они нужны? (Чтобы посылать письма.) А какие письма принято писать, чтобы поздравить человека с днем рождения? (Поздравительные открытки.) В эти конверты перед днем рождения вашего товарища вы можете вложить поздравительную открытку, готовую или нарисованную вами.

Итак, теперь мы видим, когда начинается новый год жизни каждого из нас. Но все мы знаем, что однажды наступает общий новый год – один для всех! Когда у нас начинается новый год по современному календарю? (Ответ: первого января.) Давайте отметим начало общего нового года на нашем круглом годе. (Учитель прикрепляет изображение новогодней елки между двумя месяцами – декабрем и январем.) Когда у каждого из нас начинается новый год в жизни, мы отмечаем эту дату как праздник – день рождения, а начало общего нового года мы отмечаем как праздник… (Новый год). Вы любите этот праздник? Объявляю конкурс! Пусть каждая команда вспомнит какую-нибудь новогоднюю песню и исполнит ее. (На подготовку отводится пять минут, затем проводится конкурс, подводятся итоги.)

Двигательная пауза "Птицы и звери в разное время года"

Каждая группа готовит двигательную сценку из жизни птиц и зверей в разное время года (например, "птицы кормят птенцов в гнезде"; "медведи спят в берлоге"; "птицы строят гнездо"; "птицы улетают на юг"; "пчелы собирают пыльцу с цветов"). Затем каждая группа представляет свою сценку, а другие группы отгадывают, что они изображают и когда это бывает.

Конкурс годового счета

Учитель задает ученикам вопрос: про что может рассказать число "12"? Ответы обсуждаются в группах. Затем группы отвечают друг за другом: 12 часов на циферблате, 12 месяцев в году, дюжина, 12 часов – продолжительность дня, 12 часов длится ночь (когда весеннее или осеннее равноденствие – день равен ночи). Далее обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Ответ нужно показать с помощью карточек, на которых проставлены числа от "1" до "11". Каждая группа показывает по две карточки так, чтобы в сумме получилось 12, например "2" и "10", или "3" и "9", или "4" и "8".

Вопросы:

  • Известно, что не все 12 месяцев в году можно купаться в реке. Сколько месяцев можно, а сколько нельзя?
  • Сколько месяцев в году можно кататься на лыжах, а сколько нельзя?
  • Сколько месяцев в году лиственные деревья "одеты", а сколько стоят "обнаженные"?

Жюри подсчитывает, сколько жетонов за победу и участие в конкурсах получила каждая группа. Все поздравляют победителей.

Учитель: Помните, с чего мы начали сегодняшний праздник? С вопроса: "Когда на самом деле начинается год?" И вот мы пришли к выводу, что он может начинаться когда угодно – год-то круглый! Давайте сделаем круглый год – встанем друг за другом в том порядке, в каком следуют дни вашего рождения. Сентябрьские именинники, выходите, октябрьские… Учитель называет месяц своего рождения и тоже встает в круг. На этом круг замыкается. Закончить праздник можно хороводом под музыку

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль