Подростковый школьный возраст: психологическое сопровождение ученика

1495
Подростковый школьный возраст: психологическое сопровождение ученика

Формы школьной дезадаптации в подростковом возрасте рассматриваются как время отстранения от взрослых. В этот период у детей проявляется желание противопоставить себя родителям, отстаивать свои права и независимость, но при этом они подсознательно постоянно ожидают поддержки и защиты от взрослых.

В подростковом школьном возрасте взрослый мир также отдаляется: родители уделяют минимум времени своим детям и всё чаще от них слышатся чёткие требования. Как результат школьники не успевают на занятиях , становятся инфантильными, безответственными, духовно бедными.

В этот период подростки хотят статью частью общества, совершенствоваться, самоутвердится и встречают резкое не понимание со стороны взрослых. Из-за этого проявляются самые различные формы школьной дезадаптации в подростковом возрасте.

Основная проблема учащегося - резкое развитие сферы эмоций: школьник испытывает переживания, частую смену настроений, становится импульсивным, легко возбудимым, испытывает комплекс полярных чувств в подростковом школьном возрасте.

Этот период характеризуется также аффилиативной потребностью учащегося: он (она) устанавливает новые контакты, которые в частности могут принести положительные эмоции или будут способствовать развитию. Именно поэтому отношения с учителями и родителями теряют свою актуальность, более значительным становится принадлежность какой-либо субкультуре, группе.

Формы школьной дезадаптации в подростковом возрасте: закрытость, отчуждённость, конфликты с учителями и родителями, всё это в конечном итоге очень важно для развития “концепции-Я” подростка. Перечисленные факторы являются лишь следствием того психологического влияния, которое оказывает воздействие на процессы самовосприятия, самопознания и развития личности в целом.

Поведение в подростковом школьном возрасте определяется временем полового созревания и как следствие существенными изменениями которые происходят в этот период в молодом организме, а также сформированным личностным особенностям и маргинальным положением подростка. Данные характеристики могут вызывать серьёзные кризисные моменты в психике ученика, различные формы школьной дезадаптации в подростковом возрасте: психологическое неблагополучие, суицидальные попытки после конфликта с учителем, алкогольную и наркотическую зависимость, агрессию по отношению к одноклассникам и асоциальное поведение. Чтобы помощь подростку была эффективной необходимо сформировать ключевые компетенции, которые поспособствуют подростку в адаптивности к социуму, лучшему восприятию одноклассников, родителей и учителей.

Основные понятия, описывающие кризисную ситуацию в подростковом школьном возрасте

Психология различает четыре основных понятия, которые используются для описания кризисной ситуации: фрустрация, стресс, кризис, конфликт. Под стрессом понимают неправильную реакцию организма на ситуацию, которая требует соответствующей адаптации и функциональной перестройки организма. Природа стрессовых реакций такова что порождает некоторые формы школьной дезадаптации в подростковом возрасте. Но в конечном итоге это не является проблемой, потому что человек не может существовать без стресса, любая новая ситуация порождает смятение, поэтому стресс проявляется во всех ипостасиях человеческой жизни. Действительно критическое состояние вызывает не стресс, а дистресс, который переживается подростком как несчастье, горе и истощение жизненной энергии. Опасность в том, что именно в подростковом школьном возрасте человек теряет контроль над собой, и дистресс может препятствовать самоактуализации личности.

Фрустрация понимается как состояние вызванное двумя моментами антагонистами: излишней мотивированностью и препятствиями на пути достижения поставленной цели. В качестве преград выступают как реальные так и надуманные препятствия, которые могут породить формы школьной дезадаптации в подростковом возрасте: психологические (страхи), культурные (нормы, правила, запреты), биологически (старение, болезнь). Проявляется фрустрация на нескольких уровнях: в форме дезорганизации поведения или как потеря надежды и терпения.

Конфликт понимается как ситуация критического состояния в подростковом школьном возрасте, которая предполагает что у человека до­вольно неординарный внутренний мир которой прямо противопоставляется сложностям требований жизни. И если при фрустрации преградой являются реальные или надуманные препятствия, не подлежащие, так сказать, обсуждению, то причины, по которым конфликт может произойти являются самоочевидными, они не представляют безусловного «табу» и всегда спле­тены с условиями проблемной задачи. Конфликт является следствием проявления форм школьной дезадаптации в подростковом возрасте. При конфликте имен­но сознание соизмеряет ценность мотивов и решает какой выбор сделать, для того чтобы придти к компромису.

Кризис понимается как состояние, порождаемое вставшей перед учеником в подростковом школьном возрасте пробле­мой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и обычным способом (смерть любимого человека, тяжелое заболевание, серьёзные перемены в социальном статусе и т. п.).

Личностные компетенции как следствие проявления форм школьной дезадаптации в подростковом возрасте

Ещё Михайлина M.Ю. в своих книгах подчёркивает важность формирования основных личностных компетенций у старшеклассников, так как именно это является хорошей профилактикой против кризисных ситуаций. Компетенции понимаются как некоторые психологические новшества (представления о жизни, знания, тактика действий, системы отношений и ценностей). Именно эти факторы по прошествии подрасткового школьного возраста становятся критериями успешности/не успешности, благополучия/неблагополучия, адаптивности или дезадаптивности.

М.Ю. Михайлина считает что кризис в жизни подростка возникает тогда, когда очевидно, что школьник не достаточно компетентен в одной из социальных сфер жизнедеятельности или когда перфекционизм у школьников становится слишком обостренным, что может породить самые изощрённые формы школьной дезадаптации в подростковом возрасте.

Таким образом, для решение проблемы необходимо формировать эффективную систему работы социально-психологической службы, где будут проектироваться основные компетенции и будет проводится профилактика возникновения кризисных ситуаций.

Формирование основных личностных компетенций в подростковом школьном возрасте

Предлагаемая ниже программа представляет собой список мероприятий направленных на организацию основных личностных компетенций подростка, проектировалась ещё в 2006г. и была реализована с 2007-2009г.

Подростковый школьный возраст: психологическое сопровождение ученика

Работа ведется в течении года и предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов. Основной принцип – гармоничное и комплексное развитие личности подростка, устранение форм школьной дезадаптации в подростковом возрасте (через формирование личностной автономности, способности позитивного мировосприятия, формирование стрессоустойчивости). Конспект тренинга «По жизни с позитивом»

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль