Продолжительность рабочего времени педагогических работников

1578

Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени).

Частью 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю. Однако это не означает, что у всех педагогических работников она одинаковая. В ч. 3 ст. 333 ТК РФ уточняется, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Соответственно"продолжительность рабочего времени не более 36 часов" – необщеустановленная и обязательная для всех педагогических работниковпродолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма,которая может быть установлена педагогическим работникам ПравительствомРФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органомисполнительной власти.

Как следует из ст. 333 ТК РФ, конкретная продолжительность рабочего времени, а равно и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы должны устанавливаться в зависимости от наименований должностей педагогических работников, а также от типов и видов образовательных учреждений.

При реализации положений этой статьи должны быть обеспечены принципы, предусматривающие сохранение стабильности правового регулирования в данном вопросе, т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Первичным документом, на котором основывался дальнейший порядок нормирования труда учителей, был Декрет СНК от 20.06.1918 "О нормах оплаты учительского труда". В нем, в частности, было указано: "Установить месячную оплату учительского труда, принимая за нормальную продолжительность рабочего времени 4 учебных часа в день (24 часа или урока в неделю)". В этом же Декрете была определена оплата труда учителей за исправление письменных работ, подготовку опытов, классное наставничество и т. д.

Таким образом, норма 24 ч или урока в неделю изначально была связана с оплатой труда учителя за месяц и принималась как продолжительность рабочего времени.

Позднее было принято решение компенсировать учителям старших классов дополнительные затраты рабочего времени на подготовку к занятиям, работу с родителями, а также на методическую работу, но не путем установления или увеличения доплат за такие обязанности, а путем снижения нормы урочной работы, поскольку перечисленная дополнительная работа стала неотъемлемой частью деятельности каждого учителя (в отличие от классного руководства, проверки письменных работ, заведования учебными кабинетами, мастерскими, учебно-опытными участками и т. д.).

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 09.04.1936 "О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам" одновременно с повышением ставок заработной платы учителей, учителям старших классов установленные ставки заработной платы стали выплачиваться не за 24 ч, а за 18 ч в неделю.

Таким образом, норма 18 ч в неделюза ставку стала условным расчетным показателем учета учительскоготруда, поскольку им было разрешено доплачивать за часы работы сверхнормы, установленной соответственно получаемой ставке.

Данная мера была предпринята в связи с тем, что на высвободившуюся учебную нагрузку невозможно было подготовить требуемое количество учителей. В дальнейшем дополнительная оплата за учебную нагрузку сверх установленной нормы вошла в порядок оплаты труда учителей, т. к. из-за невысокой заработной платы в образовательных учреждениях постоянно испытывался дефицит кадров. К тому же было достаточно трудно обеспечить всех учителей одинаковой учебной нагрузкой в пределах установленной нормы (из-за разного количества часов по учебным планам в различных классах) и распределить часы преподавания одного и того же предмета в одном классе между разными учителями.

В целях соблюдения преемственности правового регулирования вопросов, связанных с социальными трудовыми правами, а также недопущения ухудшения положения работников сферы образования принятие всех последующих нормативных правовых актов, регулирующих рабочее время учителей, основывалось на тех же принципах.

В Постановлении № 191 нормированная продолжительность рабочего времени (30 или 36 ч работы в неделю) установлена педагогическим работникам, перечисленным в п. 1 приложения, а норма часов за одну ставку заработной платы (18, 20, 24, 25, 30, 36 ч в неделю либо 720 ч в год) – педагогическим работникам, указанным в пп. 2 и 3 того же приложения.

Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку, – на основе ставок заработной платы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль