Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС основного общего образования

2396
Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС основного общего образования


Автор: Е.Л. Черкасова,  канд. пед. наук, доц., зав. лабораторией специального  и инклюзивного образования Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО г. Москвы "Московский городской педагогический университет"

В течение многих десятилетий в России сложилась сложная система дифференцированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). На базе дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) функционируют служба ранней помощи, лекотека, логопедические пункты. В ДОО компенсирующего и комбинированного вида в коррекционных группах воспитываются дошкольники с различными нарушениями развития. В общеобразовательных организациях (далее – ОО) они обучаются в условиях инклюзии или интеграции. В специальные коррекционные школы I–VIII видов зачисляются обучающиеся с выраженными нарушениями физического и(или) психического развития по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Состав учащихся в ряде коррекционных учреждений (например, в школах для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития) может быть переменным и зависит от ряда факторов: успешности освоения программы, уровня социализации и т. д. Систему общего образования представляют ОО, а также различные центры (психолого-медико-социального сопровождения; диагностики и консультирования и др.). Они оказывают диагностическую и коррекционную помощь детям с ОВЗ, с трудностями в обучении, поведении, осуществляют сопровождение их семей. Часто на базе ОО проводятся ПМПК. Профессиональное образование выпускников с ОВЗ чаще всего является проблемой семьи ребенка. ОО, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы, в большинстве случаев проводят целенаправленную работу по профессиональному определению и трудоустройству своих учеников. Однако это все сложнее осуществлять в связи с серьезно возросшей конкуренцией на рынке труда.

В настоящее время в связи с экономическими и политическими изменениями в государстве, вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) складывается новая система образования. Это единая система общего образования, включающая в себя уровни дошкольного, начального, основного и среднего образования. Специальные (коррекционные) учреждения V вида преобразованы в ОО, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Наблюдается четкая тенденция к слиянию различных ОО и созданию многофункциональных образовательных комплексов. В этих комплексах можно предусмотреть и реализовать преемственность и непрерывность образования обучающихся с нарушениями речи от раннего возраста, дошкольного уровня образования к начальному, основному и среднему; интегрировать различные ресурсы (кадровые, материальные, информационные и т. д.); расширить спектр услуг для обучающихся с нарушениями речи, удовлетворяя их особые образовательные потребности. В рамках сетевого взаимодействия должно быть налажено тесное сотрудничество с центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Их общей задачей становится не только образовательно-воспитательное и коррекционное сопровождение, но и профессиональная ориентация учащихся, особенно с выраженными речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи, афазией, заиканием, дислексией, сочетанными речевыми дефектами), помощь им в выборе профессии, социальной адаптации и дальнейшем трудоустройстве.Статью полностью читайте в "Справочнике заместителя директора школы". Подпишитесь на это издание!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль