Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС основного общего образования

2437
Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС основного общего образования


Автор: Е.Л. Черкасова,  канд. пед. наук, доц., зав. лабораторией специального  и инклюзивного образования Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО г. Москвы "Московский городской педагогический университет"

В течение многих десятилетий в России сложилась сложная система дифференцированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). На базе дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) функционируют служба ранней помощи, лекотека, логопедические пункты. В ДОО компенсирующего и комбинированного вида в коррекционных группах воспитываются дошкольники с различными нарушениями развития. В общеобразовательных организациях (далее – ОО) они обучаются в условиях инклюзии или интеграции. В специальные коррекционные школы I–VIII видов зачисляются обучающиеся с выраженными нарушениями физического и(или) психического развития по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Состав учащихся в ряде коррекционных учреждений (например, в школах для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития) может быть переменным и зависит от ряда факторов: успешности освоения программы, уровня социализации и т. д. Систему общего образования представляют ОО, а также различные центры (психолого-медико-социального сопровождения; диагностики и консультирования и др.). Они оказывают диагностическую и коррекционную помощь детям с ОВЗ, с трудностями в обучении, поведении, осуществляют сопровождение их семей. Часто на базе ОО проводятся ПМПК. Профессиональное образование выпускников с ОВЗ чаще всего является проблемой семьи ребенка. ОО, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы, в большинстве случаев проводят целенаправленную работу по профессиональному определению и трудоустройству своих учеников. Однако это все сложнее осуществлять в связи с серьезно возросшей конкуренцией на рынке труда.

В настоящее время в связи с экономическими и политическими изменениями в государстве, вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) складывается новая система образования. Это единая система общего образования, включающая в себя уровни дошкольного, начального, основного и среднего образования. Специальные (коррекционные) учреждения V вида преобразованы в ОО, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Наблюдается четкая тенденция к слиянию различных ОО и созданию многофункциональных образовательных комплексов. В этих комплексах можно предусмотреть и реализовать преемственность и непрерывность образования обучающихся с нарушениями речи от раннего возраста, дошкольного уровня образования к начальному, основному и среднему; интегрировать различные ресурсы (кадровые, материальные, информационные и т. д.); расширить спектр услуг для обучающихся с нарушениями речи, удовлетворяя их особые образовательные потребности. В рамках сетевого взаимодействия должно быть налажено тесное сотрудничество с центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Их общей задачей становится не только образовательно-воспитательное и коррекционное сопровождение, но и профессиональная ориентация учащихся, особенно с выраженными речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи, афазией, заиканием, дислексией, сочетанными речевыми дефектами), помощь им в выборе профессии, социальной адаптации и дальнейшем трудоустройстве.Статью полностью читайте в "Справочнике заместителя директора школы". Подпишитесь на это издание!

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль