Оптимизация бюджетных расходов в сфере общего образования

11564

Действующие в настоящее время механизмы оценки и оптимизации расходов в сфере общего образования вызывают много вопросов как у представителей органов власти, так и у директоров школ.

Существующая методика оценки эффективности деятельности и расходования бюджетных средств частично противоречит законодательству, в том числе положениям, гарантирующим гражданам РФ равный доступ к качественному образованию.

Тем не менее, работа по оптимизации бюджетных расходов должна быть продолжена. Общеобразовательные учреждения относятся к производителям общественных благ, деятельность которых должна оцениваться с точки зрения эффективности. Однако результаты обучения в школе для потребителей могут проявиться не сразу, а спустя какое-то время, что не позволяет объективно и однозначно оценить качество полученного ими блага. Таким образом, проанализировать деятельность общеобразовательного учреждения с точки зрения результативности достаточно сложно, как сложно разработать и внедрить действенные механизмы влияния на них с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Тем не менее, эти задачи могут и должны быть решены.

Оптимизация бюджетных расходов в сфере общего образованияВ основных российских законах установлены государственные гарантии получения доступного и качественного общего образования гражданам РФ. Это значит, что государство гарантирует предоставление одинакового объема средств, расходуемых на образование каждого ребенка. Нормативы данных расходов различаются только по объективным причинам и зависят от расположения общеобразовательного учреждения (в городской или сельской местности), видов общеобразовательных программ, ступеней образования и т. д.

О повышении эффективности бюджетных расходов можно говорить в двух случаях: когда при одних и тех же расходах достигаются более высокие результаты и когда те же результаты обеспечиваются меньшими затратами. Поскольку результаты в образовании – понятие сложное и спорное, в качестве индикатора эффективности расходов будет рассматриваться законодательно утвержденный показатель – доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на общее образование.

Однако необходимо помнить, что методика расчета индикатора, а также оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления подвергается в настоящее время обоснованной критике, поскольку не учитывает распределения бюджетных полномочий в образовании в сфере оказания общеобразовательных услуг.

Вопросы оказания услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного общего образования муниципальными общеобразовательными учреждениями относятся к ведению как региональных, так и местных органов власти.

В соответствии со ст. 15 и 16 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению органов местного значения относится "организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Пункт 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относит "обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации".

Следовательно, финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательного учреждения  и учебных расходов должно осуществляться посредством выделения субвенций местным бюджетам строго в соответствии с установленными на уровне субъекта РФ нормативами.

Оптимизация бюджетных расходов в сфере общего образованияВ бюджетном послании Президента РФ от 23.06.2008 Федеральному Собранию говорится о необходимости решения в течение ближайших трех лет задачи эффективного расходования бюджетных средств в образовании "за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно–подушевого финансирования". При этом должны быть предусмотрены "стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям".

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) определяет государственные (муниципальные) услуги как "услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами". Государственное муниципальное задание образовательного учреждения должно содержать, в т. ч.: показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг; порядок контроля за исполнением и требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания (ст. 69.2 БК РФ).

Таким образом, федеральным законодательством определены:

  • полномочия по финансовому обеспечению услуг в рамках предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам;
  • понятие государственных (муниципальных) услуг;
  • понятие государственного (муниципального) задания;
  • требования к содержанию государственного (муниципального) задания.

Нормативные документы

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2009)  Закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009) Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 27.12.2009)  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009-2011 годах"  Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2009 № 55-оз "Об установлении нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и субвенциях, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на реализацию основных общеобразовательных программ"

В.А. Горяйнова,
заместитель директора Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль