Методическое обеспечение программ дополнительного образования детей

15986

Содержание:

  1. Структурные элементы авторской программы дополнительного образования детей
  2. Оформление титульного листа авторской программы
  3. Пояснительная записка
  4. Формулировка цели и задач программы
  5. Выделение особенностей и отличий 
  6. Ожидаемые результаты и способы их проверки
  7. Показатели успешности реализации 
  8. Составление учебно-­тематического плана 
  9. Содержание 
  10. Методическое обеспечение программы 
  11. Список литературы

Авторская программа дополнительного образования детей: структура

Сегодня назрела необходимость освоения массовой школой качественно иной функциональной модели деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Путь к ней – через создание в каждой школе целостного образовательного пространства, в котором базовое (общее) и дополнительное образование детей в школе выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты, присутствует должная мотивация.

В системе дополнительного образования разработаны и в течение ряда лет реализуются авторские образовательные программы (далее - ОП), которые могут стать основой как предпрофильных курсов (ориентационных, ознакомительных), позволяющих девятиклассникам составить представление о различных профессиональных сферах и определиться относительно будущего профиля обучения в старшей школе, так и элективных курсов (курсов по выбору) в составе того или иного избранного школой профиля.

Первое обязательное условие – это соответствие направленности программы дополнительного образования Примерным требованиям к содержанию и оформлению ОП дополнительного образования детей.

Требования эти хорошо известны, и задача их состоит не в том, чтобы унифицировать творческую индивидуальность педагога – автора, а лишь в том, чтобы придать программе дополнительного образования такую структуру, которая, наоборот, ярче выявит ее оригинальность, позволит предотвратить снижение мотивации учащихся и в то же время создаст возможность объективно сравнивать между собой различные, часто столь несхожие по тематике работы.

Дополнительная ОП в школе должна обязательно содержать следующие структурные элементы (именно в той последовательности, как это приведено ниже):

  • титульный лист; 
  • пояснительная записка; 
  • учебно­-тематический план; 
  • содержание изучаемого курса; 
  • методическое обеспечение программы; 
  • список литературы.

Авторская программа дополнительного образования детей: оформление титульного листа

Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" документа, независимо от методического обеспечения программ дополнительного образования детей. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена данная ОП (обратите внимание: согласно ч. III ст. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей программу утверждает педагогический (методический) совет учреждения);
  • полное название программы дополнительного образования (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием);
  • возраст детей, на которых она рассчитана;
  • срок реализации;
  • Ф. И. О. и должность автора (авторов);
  • название города;
  • год разработки (с учетом полного срока ее реализации).

В научной работе существует неписаная традиция: когда в руки специалиста попадает новая публикация, тем более претендующая на оригинальность, то первым делом в ней прочитываются первая и последняя страницы. Как правило, первая страница содержит авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемого текста, заявку на оригинальность работы, а последняя – список использованной автором литературы, свидетельствующей об эрудированности в данной сфере деятельности.

Методическое обеспечение программ дополнительного образования детей: Пояснительная записка

Конечно, по содержанию дополнительная образовательная программа в школе – это не научная статья, но принцип восприятия специалистом­-экспертом нового текста (в данном случае – авторской программы) в принципе универсален. Поэтому важно, чтобы исполнение плана дополнительного образования учитывало эти особенности профессионального восприятия нового текста, методическое обеспечения ОП дополнительного образования детей было соблюдено.

Если вы сразу предъявите в разделе "Пояснительная записка" свою весомую заявку на качество текста, а следовательно, и собственной деятельности, то положительный исход экспертизы гораздо более вероятен, нежели тогда, когда глаз эксперта будет скользить по общим, ничего не обещающим, обтекаемым фразам, а в списке литературы окажутся только ссылки на публикации, появившиеся 10 и более лет назад.

Значит, пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней по возможности отсутствовали банальности вроде общих рассуждений о полезности художественно­эстетической, туристско-­краеведческой или иной сферы деятельности для развития детей, а во­-вторых, четко и ясно формулировались цель и задачи, а также новизна данной программы, ее отличие от других той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские "изюминки", которые и делают данную ОП дополнительного образования оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом.

Характеризуя направленность ОП (а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка), важно кратко, но аргументированно обосновать принадлежность ее именно к данной направленности. Иногда встречаются ОП, находящиеся на "стыке" двух и более направленностей. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить ее в иерархии (приоритетности) целей и задач.

Формулировка цели и задач программы дополнительного образования детей

Ключевым элементом пояснительной записки к программе дополнительного образования, ее смысловым центром является формулировка цели и задач дополнительной ОП в школе. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках, то есть использовать методическое обеспечение программ дополнительного образования детей. Для этого следует иметь в виду, что цель ОП – это, образно говоря, ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат.

Такой результат многослоен, что называется, по определению. Известно, что образовательная деятельность осуществляется как фактическое единство воспитания и обучения (см. Закон РФ "Об образовании"). Поэтому общая целевая ориентация плана дополнительного образования неизбежно должна учитывать это двуединство – развитие ребенка, его творческого потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков.

Из этого же надо исходить и при формулировании задач, которые целесообразно разделить на обучающие (предметные) и воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств).

Задачи, по сути, есть результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение суммарного качественного сдвига в развитии ребенка. Можно сказать, что задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

При этом, с одной стороны, следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, во-­первых, конкретны, во­-вторых, достижимы, в­-третьих, измеряемы. С другой стороны, учитывая авторский характер плана дополнительного образования, следует постараться дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.

Методическое обеспечение программ дополнительного образования детей: выделение особенностей

Особенно важной частью пояснительной записки ОП является выделение ее отличий от уже существующих программ. Здесь необходимо помнить, что отличия всегда конкретны, и поэтому они, по сути, есть сжатая детализация той общей новизны и оригинальности, которые и дают право ОП претендовать на авторское содержание.

Поэтому, характеризуя отличия, следует максимально избегать общих формулировок и исходить прежде всего из вашего личного опыта – как реализации собственной программы, так и знаний о других ОП, пересекающихся с вашей тематикой. Эти отличия могут быть в постановке образовательных задач, построении учебно­тематического плана, содержании занятий, использованной вами литературе.

Позитивный результат реализации программы является главным критерием оценки ОП, все те "изюминки", что отражают авторскую оригинальность, – не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные вами отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в вашу систему образовательной деятельности. Следовательно, затем, когда вы будете характеризовать ожидаемые результаты, необходимо, помимо всего прочего, показать, какую роль в этих результатах сыграли те новшества, что были использованы в программе дополнительного образования.

Что касается остальных частей пояснительной записки (возраста детей, участвующих в реализации этой ОП, сроков ее реализации, формы и режима занятий), то они носят в значительной мере "технический характер" и их перечисление обычно не вызывает никаких проблем. Необходимо только следить за тем, чтобы названные здесь цифры и формы совпадали с тем, что потом будет включено в учебно-­тематический план, содержание и методическое обеспечение дополнительной ОП в школе.

Методическое обеспечение программ дополнительного образования детей: ожидаемые результаты

Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. К сожалению, здесь довольно часто встречаются неточности или приблизительности в их описании, иногда снижающие впечатление даже от действительно оригинальных и интересных программ.

Чтобы их избежать, надо прежде всего ясно представлять наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами: ожидаемые результаты – суть достижение, выполнение тех задач, которые поставлены в ОП. Поэтому, если вы сформулировали какую-­либо задачу, но среди ожидаемых результатов не обнаружилось ее выполнения и способы проверки этого выполнения или они были сформулированы так, что подвергались лишь приблизительной проверке, то можете быть уверены: эксперт вряд ли пропустит этот промах.

Ожидаемые результаты фиксируются через какие­-то конкретные формы, например участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, концертах, конференциях, экспедициях, зачетных походах, защите творческих работ и т. п.

Следовательно, необходимо в этой части пояснительной записки разделить эти понятия. Результаты – это, по сути, реализованные задачи, поставленные вами, а проявление этих результатов в ходе каких­-либо итоговых соревнований, конкурсов, выставок и т. п. – это не более чем форма, в которую облекается результат. И будет ошибочно, например, написать в программе дополнительного образования, что ожидаемым результатом станет участие ребенка в каком­-либо конкурсе и тем более завоевание в нем призового места. Это только форма, благодаря которой удастся зафиксировать желаемые вами сдвиги в обучении и воспитании ребенка, к примеру, овладение им искусством фотодизайна или обретение им знаний по биологии, позволяющих сделать осознанный выбор будущей профессии, и т. п.

От форм фиксации результатов необходимо также отличать способы отслеживания результатов. В отличие от общего среднего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан и осуществляется, как правило, путем выставления отметок по пятибалльной шкале, в дополнительном образовании детей такой способ подведения итогов неприемлем.

В сфере, куда ребенок приходит добровольно, не стоит делить детей на успевающих и неуспевающих, ведь именно здесь, в дополнительном образовании, каждый ребенок надеется обрести дело, в котором его природные задатки найдут наконец достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека. Неприемлем здесь данный способ оценивания еще и потому, что традиционная отметка носит выраженный когнитивный ("знаниевый") характер. Она выставляется за определенный уровень знаний по конкретному предмету, в то время как за рамками внимания педагога остаются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им за определенный период социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности.

Вместе с тем разработка единообразного способа отслеживания образовательных результатов, позволяющего учитывать специфику дополнительного образования детей, затруднена отсутствием в этой сфере образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый "уровень обученности". Поэтому в идеале для каждой ОП – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет методик для диагностики мышления и способностей – особое методическое обеспечение ОП дополнительного образования детей.

Показатели успешности реализации программы дополнительного образования

По каким же показателям стоит судить о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле – любом детском объединении, реализующем ту или иную ОП?

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования (как об этом уже говорилось выше) предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя как минимум две группы показателей: учебные и личностные.

Соответственно предметом оценивания могут быть:

  • набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной ОП;
  • перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения, и время общения с педагогом и сверстниками.

При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и покажут, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему ОП.

Наконец, следует учесть и практическую достижимость планируемых результатов, соотнести их с реальностью вашей деятельности и возможностями своего образовательного учреждения, чтобы не получилось (редко, но такое бывает) так, что планы значительно разошлись с действительностью и реальную эффективность авторской программы проверить до конца не удалось.

Составление учебно-­тематического плана программы дополнительного образования

В составлении учебно-­тематического плана (он должен выполняться в табличном виде) особых трудностей почти не возникает, если только не забывать два обстоятельства:

  • учебно-­тематический план – это перечень разделов программы дополнительного образования школьников, с указанием тем и часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему (не путать с поурочным планом – это не школа!);
  • между учебно­-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.

Бывает очень полезно, завершив написание и форматирование всей программы, внимательно проверить учебно-­тематический план на совпадение с тем, что включено в последующий раздел – ее содержание. Иногда здесь случаются чисто технические сбои при компьютерном наборе программы, особенно при работе с таблицами. Конечно, несовпадения и несоответствия в таком случае не будут носить определяющего характера при общей оценке, но при прочих равных условиях эксперт, пусть и по формальным соображениям, может уже и не отдать вам предпочтение. Поэтому остается посоветовать лишний раз быть внимательным и скрупулезным при работе с планом, следить за формулировками тем и разделов, а также вписанными в соответствующие разделы плана цифрами часов занятий.

Содержание дополнительной образовательной программы в школе

В разделе "Содержание образовательной программы", занимающем, как правило, значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Существует одно, но, пожалуй, главное условие, которым надо руководствоваться в данном случае для достижения наилучшего результата. Оно касается стиля написания раздела – он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить как "телеграфный стиль". Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи. Ваша задача – так описать содержание разделов и тем, чтобы читатель мог ясно представить, что вы собираетесь освоить вместе с детьми на занятиях по вашему курсу.

С некоторой долей условности можно сказать, что вы в данном случае даете возможность читателю (эксперту) "заглянуть" в то помещение, где проходят ваши занятия. Поэтому, если это занятие теоретическое, должно быть вполне ясно, какие знания способны в его ходе получить дети, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия.

Методическое обеспечение программ дополнительного образования детей

Раздел "Методическое обеспечение программы" предоставляет педагогу возможность хоть в какой­-то мере, заочно, но передать "дух" его педагогического творчества, воплотить те собственные "изюминки", которые упоминались выше, в конкретную "картинку" творческого процесса.

Именно поэтому при "шлифовке" данного раздела ОП ее автору будет особенно полезна помощь методиста, обладающего необходимыми знаниями, позволяющими придать этому разделу наиболее эффективную форму.

Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) вашей программы, приемов и методов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, форм подведения итогов по основным разделам – все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел "Методическое обеспечение программ дополнительного образования детей", позволят придать еще большую наглядность раскрытию особенностей вашей работы при реализации дополнительной ОП в школе.

Однако следует учитывать нежелательность сбиться в этом разделе на подробное изложение происходящего, например, описание того, как в ходе используемой на занятиях по такой-­то теме игры "дети сделали то­-то, педагог сделал то-­то" и т. п. Часто самого названия той же игры будет вполне достаточно, в другом случае потребуется пояснение об условиях и способах ее использования.

Особенно выигрышно эта сторона программы может прозвучать в случае вашего выхода в финальный тур, где появится возможность в ходе проведения презентации механизма реализации программы перейти от "словесной наглядности" к "наглядности визуальной". Для того чтобы такой переход был плавным и естественным, крайне важно, чтобы изложенный в ОП текст по ее методическому обеспечению потом не разошелся с визуальным образом, представленным жюри.

Список литературы

"Список литературы" – заключительный раздел программы. Восприятие этого раздела ОП как чисто технического, к сожалению, часто подводит конкурсантов. Отчасти это не их вина, а беда – в последние годы в нашей стране стремительно утрачивается библиографическая культура.

Между тем существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Но опыт показывает, что по большей части авторы, относясь к этому разделу несколько поверхностно, составляют список литературы, не соблюдая этих стандартов, а "как бог на душу положит".

Но то, что еще в какой­-то мере оказывается терпимым на низовом уровне, в повседневной практике образовательной деятельности (хотя и здесь надо стремиться наводить порядок), оказывается неприемлемым на конкурсном уровне. Всегда бывает обидно видеть, когда очень неплохая авторская ОП не проходит в следующий тур только из-­за того, что список литературы составлен с очевидными отступлениями от требований стандартов.

Поэтому полезно еще раз повторить несколько банальных правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении последнего раздела программы.

Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии.

Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт­Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).

Более точные сведения надо получить у специалистов в собственном учреждении либо в методических службах системы образования города.

Желательно также разделить приводимую вами литературу на несколько разделов:

  • для педагогов;
  • для обучающихся;
  • для родителей (если это предусмотрено особенностями).

Остается надеяться, что следование приведенным рекомендациям облегчит педагогам, готовящим свои авторские программы к конкурсу, работу над ними и последующее успешное прохождение этапов конкурса.

Нормативные документы

  • постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752)
  • письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06­1844 <О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль