Обучение по индивидуальному учебному плану: возможность реализации

5111
Губанова Елена Владимировна
профессор, и.о. заведующего кафедрой менеджмента и управления проектами МИОО
Саратовский ордена Почёта государственный педагогический институт им. К.А. Федина. Получен диплом с отличием о высшем образовании. Профессор кафедры экономики образования.

При рассмотрении особенностей освоения стандартной образовательной программы учениками младших классов нередко возникает вопрос изучения предметов по индивидуальному учебному плану в школе. Это вовсе не случайная прихоть и такое положение продиктовано общими требованиями инновационного развития образования в РФ, а также постоянного совершенствования общего образования.

Согласно федеральному государственному стандарту общего образования, для детей предусмотрена возможность обучаться по индивидуальному учебному плану тем, кто проявляет особые способности и интерес к занятиям. Это необходимо для развития потенциала некоторых школьников, а также организации обучения для детей с ограниченными возможностями.

Стоит отметить, что в реальной практике работы учебных учреждений, внедрение индивидуального учебного плана в школе чаще встречается в образовательных учреждениях среднего образования, особенно при профильном обучении, а в учреждениях начального образования это довольно редкий случай и как правило исключение. При анализе вопроса, оказывается что программа индивидуального обучения для начальной школы разработана слабо: есть маршрутный лист, который и представляет собой индивидуальный план занятий. Но обучаться по индивидуальному учебному плану такого качество совершенно невозможно, так как он не ориентирован на индивидуальные образовательные потребности, конкретного ученика.

Таким образом данный вопрос требует серьёзной разработки и поддержки со стороны как высокопоставленных уровней образования, так и специалистов.

Кому может понадобиться индивидуальный учебный план в школе?

В начальной школе индивидуальный план обучения может понадобиться не только гениальным школьникам и детям с ОВЗ. На самом деле на такую программу могут претендовать ученики желающие сделать карьеру в спорте, танцах, шахматах, то есть те кто занимаются дополнительным образованием, для кого школа является менее значимым, чем развитие в секции.

Обучение по индивидуальному учебному плану: цели и задачи реализации

Основной целью реализации индивидуального учебного образования является поддержка талантливых, мотивированных учеников и детей с ОВЗ. Программа поможет удовлетворить их образовательные потребности: выбрать необходимый набор курсов, предметов и дисциплин, а также сроки и темпы освоения.

Основные задачи индивидуального учебного плана в школе:

  • Поддержать мотивированных и талантливых учащихся.
  • Помочь получить образование детям с ОВЗ.
  • Организовать преемственность между общим средним и основным образованием.
  • Помочь получить образование детям с ярко выраженной дезадаптацией, ограниченным по здоровью.

Однако, необходимо также отметить частные задачи обучения по индивидуальному учебному плану, которые ставятся в зависимости от специфики и миссии. В качестве примера можно привести задачу создания особой образовательной среды:

  • Через реализацию условий НОО и ООП для школьников: 1) направленных на развитие личности учащихся (социального, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного). 2) Позволяющих ученикам определиться самим в выборе предметов и дополнительного образования в рамках индивидуального учебного плана в школе, сообразно их предпочтениям и возрасту. 3) Дающих возможность добиться творческих успехов (участие в конкурсах и соревнованиях международного, регионального и всероссийского масштаба).
  • Через организацию равного доступа к образованию, для различных категорий потенциальных учеников, учитывая их особенности: неспособность обучаться по стандартным программам в обычном детском коллективе.

Ключевые факторы при организации обучения по индивидуальному учебному плану

При организации плана обучения по индивидуальному плану занятий для младших школьников, руководители или заместитель должны знать о новшествах принятых законодательно:

  1. Список категорий детей которым может быть предоставлена возможность учиться по ИУП расширена.
  2. Индивидуальный учебный план в школе, регламентируется законодательно, поэтому ученикам не может быть отказано в его разработке.
  3. Учащиеся имеющие задолженность перед учебным заведением, могут продолжать обучение по ИУП.

Здесь необходимо отметить, что каждое образовательное учреждение должно иметь в уставе позицию - “обучение по индивидуальному учебному плану”.

Приблизительная структура индивидуального учебного плана в школе

Продемонстрируем пример авторского подхода к созданию структуры ИУП для учащегося первого класса, основанный на изучении специальных источников и документов, а также личном опыте руководителя. Пример ИУП состоит из сетки часов и пояснительной записки.

Пояснительная записка содержит 2 раздела:

  1. Общий раздел где описываются подходы к разработке обучения по индивидуальному плану, нормативные основы, начало обучение, продолжительность учебного года, формы аттестации и получения образования, обеспечение здоровьесбережения в школе.
  2. Раздел самого индивидуального плана обучения где прописываются особенности и содержание образования.

Сетка часов графически отображает список установленных предметов, часы занятий и числа аттестации. Визуально можно посмотреть в представленной ниже таблице.

Обучение по индивидуальному учебному плану: возможность реализации

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.pdf



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль