Реализация дополнительных общеобразовательных программ в начальной школе

2280
Реализация дополнительных общеобразовательных программ в начальной школе

Определение понятия «дополнительное образование»

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождающийся повышением уровня образования.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование в школе также направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Обучение школьников по дополнительным образовательным программам обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку учащихся, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

Виды образовательных программ в РФ 

Статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования определяется образовательными программами и должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями.


Это полезно знать

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде:

  • учебного плана;
  • календарного учебного графика;
  • рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
  • оценочных и методических материалов.

В Российской Федерации по уровню общего образования реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы – образовательные

программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Регулирование образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам 

Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 No 1008 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок). С принятием Порядка утратило силу Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 No 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

Порядок регулирует организацию и осуществление внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС по дополнительным общеобразовательным программам и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также для индивидуальных предпринимателей.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ 

Содержание дополнительных общеразвивающих программ для детей определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Реализация дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Порядком установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее – объединения), а также индивидуально.

Заметим, что идея организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами и организации внеурочной деятельности по ФГОС, несомненно, является прогрессивной, но мало реализуемой на практике, поскольку для ее реализации необходимо создание соответствующих условий, в т. ч. материально-технических. Создание таких условий сегодня является существенной проблемой для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок содержит норму об ускоренном обучении в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы. Данную норму можно считать формализованной, механически перенесенной из других нормативных правовых актов. К примеру, если на освоение бального танца требуется несколько лет, то ускоренный курс обучения в данном направлении никак не может быть применим, поскольку качественное освоение бального танца за более короткий срок невозможно.

Порядком предусмотрено проведение занятий в объединениях по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельна в определении форм обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

Порядок, как и ранее Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, не регламентирует количество учащихся в объединении (кроме детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов). Количество детей, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядком предусмотрено также право учащегося заниматься в нескольких объединениях.

Порядок предусматривает возможность реализации дополнительных общеобразовательных программ посредством сетевых форм, а также использование модульного принципа представления содержания образовательной программы и построения учебных планов при организации образовательной деятельности, использование различных образовательных технологий, в т. ч. дистанционных.

Порядком запрещено использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся.

Порядок содержит существенное требование к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, заключающееся в необходимости ежегодного обновления дополнительных общеобразовательных программ с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Подобное требование актуально в общем плане, но его реализация представляется делом малореальным и, скорее всего, будет сведена к формальному внесению в программы дополнений, мало влияющих на их содержание, в т. ч. и на их обновление.

В соответствии с Порядком образовательная деятельность при реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется на государственном языке РФ и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе РФ, и языках народов РФ. Данное положение противоречит ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ч. 2 указанной статьи в образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ. Но никак не на государственном языке РФ и (или) на государственных языках республик, находящихся

в составе РФ. А вот право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ у граждан РФ имеется.


В соответствии с п. 3 Порядка образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена:

  • на формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического,
  • трудового воспитания учащихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в т. ч. из числа учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Порядок предусматривает возможность получения дополнительного образования на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Для реализации данного права организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходимо принять соответствующий локальный нормативный акт.

Расписание занятий объединения в соответствии с Порядком составляется по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.

Порядок содержит правовую норму, предусматривающую участие в работе объединений родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся без включения их в основной состав. Для этого необходимо наличие условий и согласия руководителя объединения.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Формы аудиторных занятий определяются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно. Также самостоятельно определяются формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.

Организация образовательного процесса для учащихся с ОВЗ 

К несомненным плюсам Порядка можно отнести регламентацию вопросов организации образовательного процесса для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов. Напомним, что Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей содержало только одну правовую норму в отношении обучения детей данной категории, а именно: «при включении в состав учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения учреждения, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия); дети с ограниченными возможностями здоровья, детиинвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь».

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательный процесс для таких детей по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся. Для таких детей должны создаваться специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии – для учащихся с ОВЗ, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации – для детей-инвалидов и инвалидов.


Под специальными условиями в соответствии с Порядком понимаются условия обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, включающие в себя:

  • использование:
  • –  специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • –  специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • –  специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами обеспечивают:

для учащихся с ОВЗ по зрению: 

  • –  адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в Интернете с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением сайтов к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
  • –  размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
  • –  присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
  • –  обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
  • –  обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

для учащихся с ОВЗ по слуху:

  • –  дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
  • –  обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны:

  • –  обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • –  их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и других приспособлений; локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м).

Другой вопрос, какой процент организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут создать такие условия. Ответ, скорее всего, вряд ли будет утешительным. Хотя сама по себе декларация создания специальных условий для таких детей уже является достижением.

Порядком разрешается уменьшение численного состава объединения при включении в него учащихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Правда, непонятно, из какого количества учащихся исходить, поскольку Порядок не содержит требований к предельной или минимальной наполняемости объединения. В то же время численность учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в учебной группе согласно Порядку устанавливается до 15 человек.

Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Образовательная деятельность учащихся с ОВЗ по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. С учетом особых потребностей учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

Порядком предусмотрено право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации внеурочной деятельности обучающихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.

Взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся

Говоря о реализации дополнительных общеобразовательных программ, необходимо развести понятия «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность». Как показывает практика, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные общеобразовательные программы, нередко эти понятия смешиваются.

Чтобы разобраться с этими понятиями, рассмотрим основную образовательную программу начального общего образования (далее – ООП).

ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии с п. 14 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», ООП состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. ООП реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами.

Разработанная образовательным учреждением ООП должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения ООП в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.

Реализация ООП осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в т.ч. этнокультурные;
  • внеурочная деятельность.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение, которое вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, устанавливать временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования (до 1350 ч за 4 года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.

Однако необходимо упомянуть, что согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. А, как известно, часы, предусмотренные на внеурочную деятельность, так же как и часы, предусмотренные на дополнительное образование детей, согласно ФГОС в учебный план не входят.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как:

  • экскурсии;
  • кружки;
  • секции;
  • круглыестолы;
  • конференции;
  • диспуты; 
  • школьные научные общества;
  • олимпиады;
  • соревнования;
  • поисковые и научные исследования;
  • общественно-полезные практики и др.

При определении отличий внеурочной деятельности от системы дополнительного образования детей важно также обратить внимание на письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 No 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – письмо No 03-296). В нем сказано, что под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП.

Кроме того, письмо No 03-296 определяет задачи, которые позволяет решить внеурочная деятельность, среди них:

  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
  • улучшение условий для развития ребенка;
  • учет возрастных ииндивидуальных особенностей обучающихся.

Также документ обращает внимание на преимущества реализации внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

А согласно рассмотренной в письме No 03-296 базовой организационной модели внеурочной деятельности, внеурочная деятельность учащихся может осуществляться в т. ч. посредством внутришкольной системы дополнительного образования детей.

Внеурочная работа, безусловно, связана с дополнительным образованием детей, но это касается только создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как:

  • факультативы;
  • школьные научные общества;
  • объединения профессиональной направленности;
  • учебные курсы по выбору.

В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере образовательного процесса. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения ООП. А дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль