Программа "Школьное лесничество". Экологическое воспитание школьников

9515

Опыт Алханайской школы Агинского Бурятского автономного округа

В настоящее время в соответствии с национальным проектом “Образование” экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.

Программа "Школьное лесничество" муниципального образовательного учреждения "Алханайская средняя общеобразовательная школа"

1. Информационная карта

1.1. Программа “Школьное лесничество”.

1.2. Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.

1.3. Авторы программы: Д.П. Дугарова, Д.Д. Доржиева, руководитель школьного лесничества, образование высшее, эколог, первая категория.

1.4. Адрес: Российская Федерация, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Дульдургинский район, село Алханай.

1.5. Структура программы:

  • теоретическая часть – 150 ч;

  • практическая часть – 132 ч;

  • исследовательская часть – 28 ч.

1.6. Практическая часть осуществляется в условиях летнего экологического лагеря с июня по август, а также осенью и зимой по выходным дням.

1.7. “Зеленая лаборатория” школьного лесничества – “зона покоя” в долине Аршана национального парка “Алханай”, падь Нижний Соктуй Дульдургинского лесного хозяйства.

1.8. Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научно­исследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания. Программу можно вводить в 5–7­х, а также в 8–10­х классах.

2. Цели и задачи программы

Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.

Задачи:

  • укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, особо охраняемой территории – национальном парке “Алханай”, по лесоведению;

  • развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;

  • осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

3. Отличительные особенности программы

Разработанная программа школьного лесничества “Соболь” учитывает национально­региональный компонент. Школьники, изучая природу и экологию родного края, приобретают знания о природно­культовом комплексе “Алханай”.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно­творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно­исследовательских работ.

Программа является начальной в системе профильного обучения. Она составлена на основании положения о школьном лесничестве, трехстороннего договора с лесным хозяйством Дульдургинского района и национальным парком “Алханай”.

В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы в национальном парке, с Дульдургинским лесхозом, экологическими организациями округа, изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.

4. Тип и вид программы

4.1. Возрастной контингент обучающихся – 10–16 лет.

4.2. Статус – объединение.

4.3. Вид программы – межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).

4.4. Состав группы – постоянный.

4.5. Срок реализации программы – 5 лет.

5. Формы и режим занятий

Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в национальный парк “Алханай”, лесотехнический колледж, работа на экологических тропах, полевые экспедиции. Режим занятий – 2 часа в неделю.

6. Ожидаемые результаты

Программа нацелена на следующие результаты:

• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностно­смысловых, учебно­познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

• умение осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке в пади Сухой Убжогуй;

• практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;

• умение проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами;

• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;

• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

• участие в экологических акциях: “Марш парков”, День леса, День птиц, День Земли;

• участие в экологическом марафоне “Заповедная волна”, работа в школе тьюторов “Сбережем и сохраним Алханай”, участие в юбилеях национального парка “Алханай”, научно­практических конференциях школьников “Шаг в будущее”;

• воспитание юных хозяев леса – будущих кадров “зеленого цеха”.

7. Подведение итогов реализации программы

Предусматриваются следующие формы:

• выставки;

• научно­практические конференции “Шаг в будущее”;

• школа тьюторов “Сохраним и сбережем Алханай”: выступления с докладами;

• пресс­конференции “Войди в лес с другом”;

• круглый стол с учеными Читинского института природных ресурсов экологии и криологии;

• фестиваль “Алханай – жемчужина Забайкалья”;

• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

• экологическая спартакиада;

• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.;

• научно­исследовательская работа учащихся: «Выявление антропогенного воздействия
в зоне отдыха национального парка “Алханай”», “Биоиндикация растительного покрова
в пади Сухой Убжогуй”, “Соболь Алханая”.

8. Содержание программы

8.1. Основы лесоведения и лесоводства – 150 ч:

• Мой край Алханай. Легенды и рассказы старожилов.

• История создания национального парка “Алханай”.

• Природно­культовые объекты национального парка “Алханай”.

• Охранная и заповедная зона национального парка “Алханай”.

• Лес – богатство Алханая.

• Основы лесоведения и лесоводства.

• Изучение леса в национальном парке “Алханай”, в пади Сухой Убжогуй.

• Лесной биоценоз, его охрана.

• Лесная подстилка – “одеяло почвы”.

• Дары алханайской тайги.

• Мелодии алханайского леса – птицы.

• Звериными тропами Алханая. Охотники­старожилы.

• Парад лесных ягод.

• Грибное лукошко.

• Лесная аптечка.

• Лес и здоровье человека.

• Роль леса. Биосферное значение леса.

• Культура общения с природой.

• Традиции бурятского народа по охране леса.

• Народные промыслы.

• По лесным экологическим тропам Алханая.

• Мой любимый уголок леса.

• Писатели и поэты Аги о лесе.

• Рубка леса. Очистка мест рубки.

• Посади свое дерево.

• Полезные насекомые леса.

• Подведение итогов работы.

8.2. Исследовательская и практическая работа – 32 ч:

• геоботаническое описание лесного массива в Нижнем Соктуе;

• флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;

• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

• фенологическое состояние растений;

• фитопатологическое обследование леса на закрепленном участке леса в пади Сухой Убжогуй;

• учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

• наблюдения за хвое­ листогрызущими насекомыми;

• исследовательская работа «Антропогенное воздействие в зоне отдыха национального парка “Алханай”»;

• исследовательская работа “Биоиндикация растительного покрова”;

• исследовательская работа “Соболь Алханая”.

8.3. Опыты в школьном лесничестве – 130 ч:

• правила очистки лесов и лесных насаждений;

• подготовка черенков красной и черной смородины к посадке;

• размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними;

• размножение шиповника и малины сахалинской корневыми отпрысками в лесу и определение лучших сроков посадки;

• определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;

• наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;

• проведение учета животного мира на закрепленном участке;

• организация патрулирования членами школьного лесничества в целях охраны птиц и зверей от браконьеров, а также предотвращения незаконной рубки леса;

• создание кабинета лесничества; 
• создание зеленой зоны вокруг школы.

Д.П. Дугарова, 
отличник народного просвещения, зам. директора по научно­методической работе Алханайской средней общеобразовательной школы,

Д.Д. Доржиева,
рук. школьного лесничества Алханайской средней общеобразовательной школы
 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль