Организация ученического самоуправления в школе

827
Организация ученического самоуправления в школе

Невозможно модернизировать современное образование, если проводить разграничение с решением проблемы ученического самоуправления. Современная педагогическая практика показала, что детям необходимо создавать ученическое самоуправление в школах. Прежде всего, это способ их адаптации к взаимодействию не только лишь между собой, но еще и со взрослыми. Собственно говоря, самостоятельное управление позволяет учащимся развивать свою личность, уметь правильно само выражаться и само утверждаться.

Роль современных тенденций образования в ученическом самоуправлении в школе

Современность характеризуется внесением значительных перемен в систему образования. В условиях внедрения изменений, внесения новшеств, важно не забывать и о том, что самостоятельное управление также выходит на абсолютно новый уровень. Важно донести концепцию этого вида организации взаимоотношений между школьниками им самим, ведь суть организации такой деятельности заключается отнюдь не в том, чтобы одни дети управляли другими. Это мнение ошибочное. На самом деле следует углубиться в цели и направление ученического самоуправления в школе. Цель заключается в том, чтобы обучить учащихся основным принципам демократии, методам управления собой, своими действиями и стилем жизни в той социальной среде, в которой человек проживает.

Реализация идеи ученического самоуправления в школе

Чтобы понять, как именно действует организация учеников, следует разобраться с этим на практике. Выглядит это как взаимообогащающий диалог учеников между собой, а также учащихся со взрослыми людьми. При таком методе организации педагогического процесса в школе, следует изменять степень ролевых позиций его участников, определять их уровень свободы. Как уже отмечалось ранее, организация субъект-субъектного взаимодействия учеников, происходит через:

  • взаимодействие ученик–ученик (как правило, начиная с внутриклассового, заканчивая выходом на общешкольный уровень сотрудничества);
  • взаимодействие взрослый–ребенок, в котором первый субъект может быть как родителем ученика, так и его преподавателем. Важно использовать метод равного взаимодействия, чтобы установить максимальный контакт с учеником и на практике применить методику партнерских отношений.

Важно наладить такой диалог, который мог бы называться «настоящим». Такому виду взаимоотношений присущ принцип равенства сторон между собой, восприятие одним человеком ценностей другого. Именно к этому должна приводить работа ученического самоуправления в школе.

Определение ученического самоуправления, подразумевает одну из форм развития ребенка. Это своего рода движение, представляющее особо организованную деятельность учащихся, значимую как для личности, так и для сообщества взаимодействующих между собой субъектов. Главными задачами ученического самоуправления в школе можно считать:

  1. удовлетворение потребностей учеников в общении;
  2. свобода в самореализации, с обозначением целей или идеи;
  3. развитие самостоятельности с ранних лет.

Главные принципы организации ученического самоуправления в школе

Любая методика подразумевает наличие принципов, позволяющих определить ее как способ организации. Исключением не стало и ученическое самоуправление. Основываясь на работы Н.П. Капустина, можно обозначить следующие, основополагающие принципы организации и работы самоуправления учеников в школе:

  1. контроль со стороны педагогического состава. Способствует развитию путем применения консультационной помощи ученикам от классного руководителя, причем для каждой ветви самоуправления в частности;
  2. принцип предметности. Любая организация должна создаваться для регулирования взаимоотношений в той или иной области взаимодействия;
  3. планирование работы ученического самоуправления в школе. Подразумевает собой создание единого плана деятельности, главными участниками и исполнителями которого должны выступать сами органы самоуправления;
  4. принцип выборности. Действует в точности, как и аналогичный принцип организации существования демократического государства. Т.е. органы самоуправления должны избираться в определенном порядке, закрепленном в Положении о структуре и функциях деятельности ученического самоуправления;
  5. сменяемость руководящих функций, а также видов деятельности с периодичностью в один учебный год;
  6. построение пирамиды власти. Характеризуется тем, что начало идет снизу вверх, а не наоборот;
  7. все учащиеся должны выполнять активную роль в организации работы ученического самоуправления в школе;
  8. согласие после принятия совместного решения.

Использование вышеперечисленных принципов позволит организовать правильную работу ученического самоуправления, наладить ее и дать толчок к развитию, что в свою очередь, подчеркнет правильность такого рода педагогического процесса.

Структура ученического самоуправления в школе

Структура присуща каждой организации, которая создана для выполнения определенных целей или задач. Самоуправление, как и управление персоналом в школе, характеризуется трехуровневой системой, а именно:

  1. классное ученическое самоуправление в школе (как правило, разнообразное, в зависимости от класса, а так же от видов деятельности, к примеру, познавательная или же оздоровительная и т.д.);
  2. школьное ученическое самоуправление (более широкое понятие, характеризующееся разнообразием органов самоуправления);
  3. школьное самоуправление (не стоит путать с предыдущим уровнем, так как существует ряд различий).

В целом несмотря на относительную «молодость» система ученического самоуправления в школах уже начинает приносить свои плоды. Особенно в том случае, когда шефство над такими организациями берет на себя классный руководитель, внося свои предложения, и не навязывая стереотипного мнения.

Таким образом, дети не только научатся быть ответственными уже со школьной скамьи, но и начнут заниматься саморазвитием, не будут пассивно наблюдать за событиями, которые их чем-либо не устраивают, а будут уметь решать их демократическим путем. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль