Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Организация наставничества в школе

  • 24 мая 2018
  • 51755

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно­-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.

Файлы для скачивания в статье:

Современной школе нужен профессионально­-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально­-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профадаптация педагога может протекать длительно и сложно.

Несмотря на то что наставничество, как одна из форм работы с молодыми специалистами в школе существует давно, администрация образовательных учреждений нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в школе.

Вхождение в новую деятельность

Для выпускника педагогических вузов вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс становления в профессии начинающего педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного педагога-­наставника, который составляет план работы с молодым специалистом учителя наставника и готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: "тьюторство", "коучинг", "менторинг".

В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80­х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель.


Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профкомпетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставникапомочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее:

  • педагог­ наставник должен обладать высокими профессиональными качествами;
  • коммуникативными способностями;
  • пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей.

Желательно и обоюдное согласие наставника и начинающего педагога в совместной деятельности.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником начинающего педагога профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Составлятся план работы с молодым специалистом учителя наставника.

Педагог­ наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером:

  • раскрытию потенциала к профессии у специалиста;
  • привлекать его к участию в общественной жизни коллектива;
  • формировать у него общественно значимые интересы;
  • содействовать развитию общекультурного кругозора, его творческих способностей и мастерства учителя.

Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Когда молодой учитель приступает к профдеятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке.

Поэтому наставнику необходимо обратить внимание подопечного:

  • на требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  • ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку педагогам в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
  • разработки программы собственного профессионального роста;
  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;
  • подготовки к первичному повышению квалификации;
  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, председателем методического объединения (методических кафедр), учителем­ наставником, выстраивая систему взаимодействия с педагогами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Совершенствование компетенций учителя в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС"

За прохождение — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Выбор формы работы

Выбор формы работы с молодым специалистом в школе должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа деятельности начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с начинающими специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей деятельности он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Организация наставничества

Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности руководителя школы. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества, в том числе успешно составляя план работы с молодым специалистом учителя наставника.

Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи:

  • обучаюсь – делая;
  • делаю – обучаясь;
  • формировать общественную активность учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу.

Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.

Целесообразно также проводить анкетирование начинающих педагогов (приложение 1). Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели. Приведем пример обработки результатов одной из анкет, используемой наставниками в школе № 547 ЮАО г. Москвы.

Цели анкетирования:

  • выявить положительное в методработе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;
  • проследить достижения педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности действий;
  • выявить степень участия педработников в реализации единой методической темы школы "Дифференцированное обучение учащихся как залог повышения качества образовательного процесса".

В результате анкетирования выяснилось, что:

- наиболее удачными, по мнению начинающих учителей, были следующие направления методической деятельности:

  • знакомство с теорией дифференцированного обучения;
  • обмен имеющимся опытом по данной теме;
  • методические недели;

- педагогам­-наставникам необходимо:

  • продолжить заниматься над учебно­методической темой по дифференциации обучения;
  • ознакомить педагогов с новыми педагогическими технологиями;
  • разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;
  • использовать как оптимальную форму методработы методические недели;
  • включить в план действий информирование новичков о новых и параллельных программах и учебниках.
календарь учителя

Как организовать сопровождение педагогов в форме наставничества


Комментируют Марина Лазарева, научный руководитель, эксперт образовательных проектов академии «Просвещение», доцент, к. п. н., и Виктория Ярцева, юрист-редактор справочной системы «Образование»

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами деятельности (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные:

  • психологические тренинги;
  • творческие лаборатории;
  • психолого­педагогические деловые игры;
  • диспуты;
  • конкурсы;
  • круглые столы совместно с родителями и учениками;
  • мозговые штурмы;
  • разработка и презентация моделей уроков;
  • презентация себя как педагога, классного руководителя;
  • защита творческих работ;
  • передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями и­ мастерами.

Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы тьютора, как проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения педагоги отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей деятельности, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей ­наставников и выпусников педагогических вузов, которые помогут друг другу.

Взаимодействие с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":

  • обязанности классного руководителя (приложение 2);
  • организация взаимодейсвия с неуспевающими учащимися;
  • анализ и самоанализ урока;
  • как правильно организовать работу с родителями;
  • методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Администрация школы или ­наставляющий могут создать портфолио специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении педагога в процессе наставнической деятельности. Портфолио – своеобразный паспорт повышения уровня профессионализма педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использован и как форма полного и разностороннего представления специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с молодыми специалистами в школе, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио может вести и сам начинающий педагог, отмечая в нем повышение своей профкомпетентности и достижения в личностном росте.

Организация наставничества в процессе повышения профкомпетентности педработника носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им важных качеств на основе "Я – концепции".

Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1-­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2­-й этап – основной (проектировочный). Наставляющий разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­-й этап – контрольно­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Целесообразность подобной этапности при управлении процессом профессионального становления молодого педагога и его одновременного включения в процессы самоорганизации, саморазвития и самопроектирования продемонстрировал эксперимент, проведенный Центром наставничества молодых специалистов образовательных учреждений г. Москвы. Он показал, что процесс наставничества отражает тенденцию восхождения педработника от репродуктивного (нормативного) уровня к инновационному. Поэтапная программа эксперимента по оказанию помощи педработнику в профстановлении представлена в приложении 3.

На "адаптационном" этапе эксперимента мы исходили из того, что профессиональное становление педработника связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профдеятельности способствует самораскрытию его личности. Педагог может успешно овладеть умениями, проявлять некоторые способности и в то же время индифферентно относиться к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня. Поэтому на первом "адаптационном" этапе эксперимента наставниками было организовано диагностическое сопровождение методработы с начинающими педработниками. Система диагностического сопровождения включала в себя: эксперимента мы исходили из того, что профессиональное становление педработника связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности. Молодой педагог может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время индифферентно относиться к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня. Поэтому на первом "адаптационном" этапе эксперимента наставляющими было организовано диагностическое сопровождение методической работы с молодыми специалистами в школе.

Система диагностического сопровождения включала в себя:

  • определение направлений и содержания диагностики;
  • построение технологии планирования методработы на основе результатов диагностики;
  • разработку технологии оценки эффективности методработы.

Для определения направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики Центром наставничества были выявлены проблемы, которые испытывает педагог в начале своей профессиональной деятельности. Основным методом взаимодействия на первом этапе эксперимента являлось посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у них затруднений.

На "проектировочном" этапе эксперимента наставниками в зависимости от цели определялась форма методработы: координационно­методический совет; экспериментирование; групповая; массовые (семинар, педсовет, методические недели, методические совещания, информационные совещания, ярмарка педагогических идей, научно­практическая конференция, творческие педагогические конкурсы "Педагогический дебют", "Учитель года"); индивидуальные (самообразование, аттестация, консультации, обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные программы, внутришкольный контроль) формы. Кроме того, были разработаны занятия для проведения "Школы молодого учителя" (приложение 4).

Для оказания помощи начинающим педработникам в повышении профкомпетентности наставники составили целевую программу сотрудничества с ними, что потребовало четкого осознания целей и задач. Были определены "болевые точки" в педагогической деятельности начинающих учителей с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.

Данная программа дала возможность:

  • дифференцированно и целенаправленно планировать методработу на основе выявленных потенциальных возможностей педработника;
  • повышать уровень профессионализма педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
  • развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профдеятельности каждого педагога;
  • повышать продуктивность педагога и результативность учебно­воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагогов.

На данном этапе наставники использовали информационные методы (лекции на занятиях "Школы молодого учителя", педагогические чтения и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы взаимодействия.

На "контрольно­-оценочном" этапе эксперимента усилия наставников были направлены на активизацию и закрепление мотивов педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.

Педагогами­-наставниками были тщательно подобраны формы и методы обучения учителей в процессе их инновационной деятельности: проблемно-­деловая игра; рефлексивно-­деловая игра; работа в составе творческой группы; лекция, семинар, практическое занятие; педагогические чтения; "педагогический ринг"; ярмарка педагогических идей; просмотр видеофильмов отснятых уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ открытых занятий в школе; мастер­классы; педагогические мастерские.

Знакомство с новыми технологиями происходило на лекциях и во время педагогических чтений. Но этого оказалось недостаточно для формирования практических умений.

Поэтому наставники применили комплексные методы работы:

  • педагогические мастерские;
  • мастер-­классы;
  • занятия в творческих группах, где начинающий педработник изучал передовой педагогический опыт, участвовал в профессиональных дискуссиях, готовил дидактические материалы, давал открытые уроки и др.

Совместная работа с молодыми специалистами в школе способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе педработник обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Наставничество должно стимулировать потребности педработника в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам­наставникам быстро и качественно решать задачи становления начинающих педработников в профессии, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Приложение 1

АНКЕТА
для молодых педагогов

Организация наставничества в школе

Приложение 2

ПАМЯТКА
классному руководителю

Организация наставничества в школе

Приложение 3

ПЛАН эксперимента
по оказанию помощи молодому учителю
в профессиональном становлении

Организация наставничества в школе

Приложение 4

ПЛАН РАБОТЫ
"Школы молодого учителя"

Организация наставничества в школе

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.