Создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях

13871

Основные причины нарушений правил пожарной безопасности

В современных условиях пожары являются наиболее распространенными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ статистических данных о пожарах в учреждениях образования всех уровней показал, что в 2006 г. и за первое полугодие 2007 г. в образовательных учреждениях Российской Федерации произошло 556 пожаров. В среднем это означает, что пожары происходили ежедневно. Материальный ущерб составил десятки миллионов рублей, но главный ущерб – это гибель людей.

В этих условиях сотрудниками местных органов Госпожнадзора МЧС России было принято решение действовать более жестко и на опережение – из­за грубых нарушений правил пожарной безопасности по решению судов приостановлена деятельность свыше 800 образовательных учреждений. Как отмечают представители МЧС России, к наиболее распространенным причинам нарушений правил пожарной безопасности относятся:

  • отсутствие организационных и нормативно­правовых документов образовательного учреждения, регламентирующих правила пожарной безопасности;
  • неподготовленность персонала к действиям при пожаре;
  • неудовлетворительное состояние путей эвакуации;
  • неисправность электросетей, электрооборудования, систем отопления;
  • отсутствие или неисправность автоматических систем противопожарной защиты.

Так, с начала 2007 г. Пензенским Ростехнадзором проведены 42 плановые проверки учреждений образования области, в основном сельских школ. По результатам проверок оказалось, что 70% из них не соответствуют требованиям пожарной безопасности.

Данные примеры свидетельствуют о необходимости принятия серьезных мер по организации и выполнению правил пожарной безопасности и подготовке учащихся и персонала к действиям в случае пожара. Данная работа организуется на основании законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, регламентирующих противопожарную безопасность в организациях, учреждениях и на предприятиях.

Нормативные документы, регламентирующие пожарную безопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими правила пожарной безопасности, являются:

  • Федеральный закон от 21.12.94 № 69­ФЗ “О пожарной безопасности” (в ред.
    от 26.04.07);
  • приказ МЧС России от 18.06.03 № 313 “Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации”;
  • приказ Госкомобразования СССР от 04.07.89 № 541 “О введении в действие правил пожарной безопасности (ППБ­101­89)”;
  • письмо Минобрнауки России от 27.04.07 № 03­898 «О Методических рекомендациях по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”»;
  • приказ МЧС России от 16.03.07 № 140 “Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения”;
  • письмо Минобрнауки России от 27.11.06 № АС­1370/06 “Об усилении мер противопожарного режима в образовательных учреждениях”.

Российское законодательство о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя вышеуказанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные акты, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Кроме перечисленных выше документов вопросы пожарной безопасности регламентируются соответствующими государственными стандартами, нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами. К основным из них можно отнести:

  • ГОСТ 12.1.033­81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения;
  • ГОСТ 12.2.047­86 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;
  • ГОСТ 12.1.001­91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования;
  • ГОСТ Р 51057­97 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования.  Методы испытания;
  • ГОСТ Р 12.2.143­2002 ССБТ. Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля;
  • ГОСТ 12.4.009­83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание;
  • НПБ 166­97. Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации;
  • НПБ 110­99. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией;
  • НПБ 88­2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.

Во всех перечисленных документах изложены основные требования, касающиеся образовательных учреждений. Так, Федеральный закон “О пожарной безопасности” определяет, что руководитель учреждения, организации, предприятия несет полную ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а ст. 25 данного закона предписывает: “Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации”.

В свою очередь, п. 1.2. ППБ­101­89 определяет: “Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации и тушению пожара”.

Принимая во внимание, что такое количество документов регламентирует правила пожарной безопасности, руководители образовательных учреждений должны не только знать требования данных документов, но и умело обеспечивать их выполнение. С этой целью целесообразно учитывать требования, предъявляемые надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений.

Контроль проведения противопожарных мероприятий

Внутренний контроль в образовательной организации по проведению противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях проводится по следующим направлениям:

  • содержание территории;
  • содержание зданий и помещений;
  • пути эвакуации и эвакуационные выходы;
  • состояние систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • состояние и использование электроустановок;
  • противопожарное водоснабжение;
  • автоматические системы противопожарной защиты;
  • первичные средства пожаротушения;
  • требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий.

Локальные акты, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности ОУ

На основании законодательных и иных нормативно­правовых документов, содержащих требования по пожарной безопасности, исходя из специфики функционирования образовательного учреждения для обеспечения его пожарной безопасности разрабатываются: приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность; инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на прилегающей территории; план действий администрации и персонала в случае пожара в школе. Кроме того, в образовательном учреждении составляется инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности, а также памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.

В приказе директора образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных, как правило, отражаются следующие вопросы:

  • назначается ответственное лицо за пожарную безопасность образовательного учреждения;
  • назначаются ответственные лица за пожарную безопасность в кабинетах, коридорах, рекреациях, залах и других помещениях образовательного учреждения;
  • назначается ответственное лицо за пожарную безопасность в группе продленного дня и в ночное время;
  • определяется порядок разработки и представления проекта инструкции о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на его территории;
  • определяется порядок и проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности;
  • назначается нештатная пожарная команда и др.

В инструкции о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на его территории излагаются следующие требования:

  • порядок содержания территории образовательного учреждения, зданий и помещений;
  • состояние и особенности содержания отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • требования к использованию электроустановок;
  • состояние и содержание установок пожарной автоматики;
  • требования к оснащению первичными средствами пожаротушения и их содержанию;
  • требования пожарной безопасности для помещений различного назначения (классы химии, физики, труда, информатики и т. д.);
  • требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий;
  • порядок действий в случае возникновения пожара.

В плане действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении отражаются необходимые мероприятия и ответственные лица за их выполнение:

  • вызов пожарной команды;
  • порядок эвакуации детей и персонала;
  • организация встречи пожарной команды;
  • порядок отключения системы электроснабжения образовательного учреждения;
  • организация и тушение пожара нештатной пожарной командой до прибытия пожарных;
  • порядок сверки списочного состава учащихся с фактическим наличием эвакуируемых из здания детей и др.

Кроме того, в образовательном учреждении ведутся журналы:

  • регистрации вводного противопожарного инструктажа;
  • регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  • учета первичных средств пожаротушения.

Противопожарный инструктаж

Противопожарный инструктаж – одна из форм обучения работников мерам пожарной безопасности. По характеру и времени проведения противопожарные инструктажи подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж инструктаж проводится при приеме сотрудника на работу по программе, утвержденной руководителем образовательного учреждения, ответственным за пожарную безопасность, с регистрацией результатов и даты инструктажа в журнале.

Первичный инструктаж инструктаж на рабочем месте проводится до начала производственной деятельности со всеми вновь принятыми в организацию работниками, с лицами, прибывшими на производственную практику, с работниками, выполняющими огневые и другие пожароопасные работы.

Повторный инструктаж инструктаж проводится не реже одного раза в полугодие со всеми работниками независимо от их квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы.

Внеплановый инструктаж проводится:

  • при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по пожарной безопасности, а также изменений к ним;
  • при изменении учебного процесса, замене или модернизации оборудования, учебных приборов, введении в учебный процесс компьютерного оборудования, интерактивных досок и в других случаях, влияющих на пожарную безопасность;
  • при нарушении работающими требований пожарной безопасности, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару;
  • по требованию инспектора или органа государственного пожарного надзора;
  • при перерывах в работе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда) более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 дней.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, проведении в образовательном учреждении массовых мероприятий.

Порядок прохождения работниками противопожарных инструктажей определяется приказом руководителя образовательного учреждения или инструкцией о противопожарном режиме.

Проверка противопожарных отношений

Согласно п. 137 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации перед началом учебного года здания образовательного учреждения должны быть проверены в противопожарном отношении и приняты соответствующими комиссиями. Комиссия, кроме перечисленных выше документов, рассматривает:

  • договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
  • акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре;
  • акт проверки наличия и исправности первичных средств пожаротушения;
  • акт о замере сопротивления изоляции;
  • акт проверки внутреннего противопожарного водопровода;
  • акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака;
  • свидетельство об обучении пожарно­техническому минимуму руководителя образовательного учреждения и ответственного за пожарную безопасность.

Акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре составляется в произвольной форме и подписывается инспектором Госпожнадзора управления государственной противопожарной службы административного округа.

Акт проверки наличия и исправности первичных средств пожаротушения составляется в произвольной форме и подписывается инспектором Госпожнадзора управления государственной противопожарной службы административного округа.

Акт проверки внутреннего противопожарного водопровода составляется в произвольной форме и подписывается внутрипроверочной комиссией образовательного учреждения, назначаемой приказом директора.

Таким образом, нормативно­правовые документы образовательного учреждения устанавливают противопожарный режим и порядок контроля выполнения правил пожарной безопасности, определяют организационные мероприятия по пожарной безопасности, а также порядок действий учащихся и работников при возникновении пожара.

Чл.­корр. Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, доц. кафедры “Безопасность жизнедеятельности” Педагогической академии последипломного образования минобразования Московской областиА.А. Парфенов

Дополнительные материалы:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль