Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей

18130

Вопросы оздоровления детей сейчас стоят как никогда остро в связи с заметным ухудшением состояния здоровья детей и подростков в последние годы. Этому способствуют постоянно возрастающее неблагоприятное воздействие экологической и психоэмоциональной обстановки, а также стрессы, которые приводят к истощению и даже срыву адаптационных механизмов ребенка. Высокие учебные нагрузки, которые характерны для современной школы, препятствуют соблюдению гигиенических требований по продолжительности сна, занятию физкультурой и спортом, пребыванию на свежем воздухе.

Каникулы позволяют использовать возможности для организации отдыха и оздоровления детей, повышения их двигательной активности. В последние годы в силу целого ряда социально-экономических причин, среди которых не последнее место занимает значительное сокращение стационарных оздоровительных лагерей, для организации детского отдыха широко используются оздоровительные учреждения с дневным пребыванием. Это одна из доступных форм организации каникулярного отдыха школьников, которая при рациональной организации позволяет достичь заметного оздоровительного эффекта. О том, что организаторы детского отдыха не всегда соблюдают санитарно-эпидемические требования, свидетельствуют ежегодные, достаточно частые случаи инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди детей, отдыхающих в оздоровительных учреждениях.

Для заблаговременной подготовки к работе оздоровительных учреждений с дневным пребыванием мы заранее акцентируем внимание на вопросы санитарно-эпидемиологической безопасности.

В 2000 г. Главным государственным санитарным врачом РФ были утверждены санитарные правила (СП 2.4.4.969-00), которые регламентируют санитарно-эпидемиологические аспекты жизнедеятельности оздоровительных учреждений с дневным пребыванием для детей и подростков в период каникул.

Эти санитарные правила распространяются на все (кроме палаточных) оздоровительные учреждения с дневным пребыванием для детей и подростков независимо от их подчиненности и форм собственности.

Основной базой для функционирования таких учреждений являются общеобразовательные учреждения, хотя для этой цели могут быть использованы учреждения дополнительного образования, спортивные сооружения и др. Для детей до 10 лет допускается организация оздоровительных учреждений с дневным пребыванием на базе временно не функционирующих дошкольных образовательных учреждений. Для создания благоприятных и безопасных условий для отдыха и оздоровительной работы не допускается открытие лагеря в учреждениях, относящихся к 3-й группе по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия, а также в учреждениях, расположенных в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. Открытие и функционирование оздоровительного учреждения возможно только при наличии: санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам, медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала, а также сведений об отсутствии у них контактов с инфекционными больными. Работники оздоровительного учреждения обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку, гигиеническую подготовку и быть привитыми в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. У каждого сотрудника должна быть личная медицинская книжка. При отсутствии сведений о профилактических прививках перед выездом в лагерь сотрудники должны быть привиты в соответствии с Национальным календарем прививок.

Учредитель или собственник оздоровительного учреждения обязан поставить в известность Территориальный центр Роспотребнадзора о сроках открытия не менее чем за 3 месяца, а о приемке учреждения – не менее чем за 2 недели.

Эти учреждения могут функционировать не только во время летних каникул, но и в период каникул, которые организуют в течение года. В этой связи продолжительность смены определяется длительностью каникул и составляет в период летних каникул не менее 21 дня, в осенний, зимний и весенний периоды – не менее 7 дней. Для проведения генеральной уборки и санитарной обработки перерыв между сменами в летнее время составляет не менее 2 дней.

Регламентирование продолжительности смены в летний период связано с особенностями адаптации детей к условиям оздоровительного учреждения.

Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием предназначены для учащихся 1–9-х классов. Они комплектуются из числа учащихся одной или нескольких школ. Число детей в отряде (группе) для учащихся начальных классов составляет не более 25 чел., а для школьников 5–9-х классов – не более 30 чел.

В зависимости от режима работы оздоровительные учреждения с дневным пребыванием (далее – лагерь) подразделяются:

–    на учреждения с пребыванием детей до 14.30 дня и организацией двухразового питания;

–    учреждения с пребыванием детей до 18.00 и организацией трехразового питания, а также сна детей в возрасте до 10 лет.

В сельской местности необходимо предусмотреть транспортное обслуживание детей, если расстояние до оздоровительного учреждения превышает 2 км (для учащихся начальной школы) и 4 км – для учащихся 5–9-х классов.

Участок лагеря должен быть благоустроен, озеленен (не менее 50% территории), иметь удобные подъездные пути. Территория ограждается забором высотой не менее 1,5 м и вдоль него зелеными насаждениями. Зонирование участка предусматривает разделение его на физкультурно-оздоровительную, административно-хозяйственную, рекреационную зоны. На территории должны быть оборудованы игровые площадки и площадки для занятий спортом. В целях безопасности детей необходимо убедиться в том, что спортивное и игровое оборудование исправно, устойчиво, надежно закреплено и соответствует росту и возрасту детей. Наличие даже хорошо благоустроенного участка не исключает возможности использовать для оздоровительных целей зеленых массивов, парков, бассейнов, спортивных сооружений и естественных водоемом (особенно в условиях сельской местности).

Выбор водоема для купания детей и подростков должен быть согласован с территориальным управлением Роспотребнадзора. В местах, отводимых для купания, не должно быть выходов грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженных и быстрых водоворотов, воронок и больших волн. Скорость течения воды не должна превышать 0,5 м/с. Дно водоема должно быть песчаным, свободным от тины, водорослей, коряг и острых камней.

Участок водоема, намеченный для купания, должен быть предварительно исследован работниками лагеря и оборудован спасательными средствами (круги, спасательные жилеты и т. д.). Он должен располагаться выше источников загрязнений (места сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота и др.) и ниже места водозабора на расстоянии не менее 500 м. Границы участка, предназначенного для купания, обозначаются яркими, хорошо видимыми плавучими предметами. Глубина водоема в местах купания не должна превышать 1,3 м.

Перед началом купального сезона дважды с интервалом в неделю проводят исследования воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, которые должны соответствовать гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод. В период купального сезона анализ воды проводится не реже двух раз в месяц (проба отбирается не менее чем в двух точках).

Уборку территории проводят ежедневно. В сухую погоду площадки и травяной покров необходимо поливать водой за 20 мин до начала прогулки или спортивных занятий.

Оздоровительное учреждение не следует размещать выше 3-го этажа. Оно должно быть оборудовано системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализацией и водостоками, водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. При отсутствии централизованного водоснабжения необходимо обеспечить механизированную подачу воды в умывальные, столовую, а также в помещения медицинского назначения. Для организации питьевого режима рекомендуется использовать бутилированную воду. Можно использовать кипяченую воду, которую заготавливают и хранят на кухне и в столовой. Смена воды в емкости должна производиться не реже одного раза в 12 ч. Перед сменой воды емкость полностью освобождают от остатков воды, промывают кипяченой водой с добавлением кальцинированной соды (20 г препарата на 1 л воды), а затем ошпаривают кипятком и высушивают.

При размещении оздоровительных учреждений в районах, не имеющих централизованной канализации, допускается устройство местных систем удаления и очистки сточных вод.

Спальные помещения и санитарные узлы для мальчиков и девочек независимо от возраста должны быть раздельными. Размещение детей в спальных комнатах проводится из расчета не менее 3 м2 на одного чел., но не более 15 чел. в одном помещении. Спальные помещения оборудуют кроватями или раскладушками с твердым покрытием. Расстояние между кроватями – не менее 50 см. Использование двухъярусных кроватей не допускается. Смену постельного белья проводят не реже одного раза в 7 дней. Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на каждое спальное место должен быть комплект постельных принадлежностей (матрас с наматрасником, подушка, байковое или шерстяное одеяло) и не менее чем 1 комплект постельного белья (наволочка, простыня, пододеяльник, 2 полотенца). Смена постельного белья производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в 7 дней. Для сбора и сортировки белья выделяют специальное помещение. По согласованию с территориальным управлением Роспотребнадзора стирка постельного белья может осуществляться индивидуально родителями детей, отдыхающих в оздоровительном учреждении.

 

В здании оздоровительного учреждения необходимо предусмотреть следующий набор помещений:

игровые комнаты;

помещения для занятий в кружках;

спальные комнаты для дневного отдыха детей;

медицинский кабинет;

спортивный зал;

пищеблок;

раздевалка для верхней одежды;

кладовая для спортинвентаря;

библиотека;

санитарные узлы (из расчета 1 очко на 15–20 чел.) и умывальники.

 

В зависимости от климатических и географических условий необходимо предусмотреть помещения для сушки одежды и обуви. Помещения для пребывания детей, столовые и медицинский кабинет не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах.

Игровые (из расчета не менее 1 м2 на 1 чел.) и комнаты для кружковой работы (из расчета одно помещение площадью не менее 36 м2 на 50 чел.) располагают в помещениях, площадь и конфигурация которых позволяет обеспечить рациональную расстановку мебели и благоприятные условия для зрительной работы.

Количество мест в обеденных залах столовой должно быть рассчитано на одновременное обслуживание детей в одну смену из расчета 1 м2 на одно место. Перед обеденным залом оборудуются умывальники с подачей холодной и горячей воды из расчета один умывальник на 20 посадочных мест. Обязательно в наличии должно быть мыло и индивидуальные полотенца (возможны бумажные рулоны, электрополотенца).

Температура воздуха в жилых помещениях для детей должна быть не ниже 18 °С, а относительная влажность – 40–60%.

Все основные помещения должны иметь естественное освещение. Для искусственного освещения обеденных залов, помещений культурно-массового назначения рекомендуется использовать люминесцентные лампы. Следует иметь в виду, что оптимальные условия для работы зрительного анализатора обеспечиваются при освещенности в помещениях для занятий детей, библиотеке, кабинете врача и процедурной не менее 300 лк, в обеденном и зрительном залах – не менее 200 лк, а в спальных помещениях – не менее 75 лк.

Поверхности стен и потолков основных помещений должны быть гладкими и допускать влажную уборку и дезинфекцию. Оборудование и мебель учреждения должны соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям и учитывать ростовозрастные особенности детей.

Перед началом работы лагеря и по окончании каждой смены технический персонал проводит генеральную уборку всех помещений (мытье полов, стен, дверей, осветительной арматуры, отопительных приборов, вентиляционных решеток, протирка мебели с использованием разрешенных в установленном порядке дезинфицирующих средств). Перед началом оздоровительной кампании постельные принадлежности следует подвергать химической чистке. Ежедневно технический персонал убирает все помещения. В санитарных узлах, умывальных и душевых комнатах ежедневно полы, стены и дверные ручки моют горячей водой с применением разрешенных моющих средств. Унитазы моют 2 раза в день с квачами и щетками горячей водой с применением моющих средств. Дезинфекцию унитазов проводят в конце дня. К уборке спален можно привлекать детей начиная с 10 лет.

В случае регистрации инфекционных заболеваний в период смены постельные принадлежности дезинфицируют. При возникновении заболевания вирусным гепатитом обязательна камерная обработка постельных принадлежностей.

Помещения столовой подлежат ежедневной уборке после каждого приема пищи. Уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений, столовой проводится уборщицами, рабочие места убирают сами сотрудники, а туалеты – только специально закрепленный технический персонал.

Уборочный инвентарь (ведра, тазы, щетки и др.) должен быть промаркирован и закреплен за отдельными помещениями. Уборочный инвентарь, предназначенный для уборки санитарных узлов, должен иметь сигнальную окраску (красную, оранжевую) и храниться отдельно. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в таре производителя в специально отведенных не доступных для детей местах. Их использование должно производиться только в соответствии с инструкцией.

В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха детей необходимо обеспечить рациональный режим дня. Это предполагает:

–    максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

–    проведение физкультурных, культурно-массовых мероприятий, экскурсий, походов, игр, организацию кружковой деятельности;

–    полноценное питание (перерыв между приемами пищи не должен превышать 3–4 ч);

–    обязательную организацию дневного сна для детей до 10 лет;

–    проведение оздоровительных мероприятий (плавание, лечебная физкультура, витаминизация пищи, фитотерапия и др.);

–    соблюдение распорядка дня, специально рекомендованного для детей (таблица).

Оздоровительное учреждение может устанавливать режим дня с учетом особенностей и профиля функционирования учреждения (спортивный, технический, музыкально-художественный, туристский и т. д.), а также сезона года и корригировать его в зависимости от погодных условий.

Ребенок может посещать секционные, клубные, экскурсионные, игровые, коммуникативно-познавательные, физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия, на которые в режиме дня предусмотрено соответствующее время. Для обеспечения комфортных условий для занятий в кружках рекомендуемая наполняемость групп – не более 15 чел. Исключение составляют хоровые, танцевальные, оркестровые кружки. Группы могут быть одновозрастные и разновозрастные.

С целью оптимизации различных видов деятельности и компенсации гиподинамии, которая характерна для большинства современных детей и подростков даже в каникулярное время, ребенку рекомендуется заниматься не более чем в 2 кружках, т. к. в подавляющем большинстве эти занятия связаны со статическими нагрузками. Летние каникулы призваны дать ребенку отдых от подобных видов деятельности и максимально обеспечить столь необходимую двигательную активность, которая является одним из эффективных средств оздоровления.

Большое внимание необходимо уделять физическому воспитанию и оздоровительным мероприятиям, которые включают в себя:

–    утреннюю гимнастику;

–    закаливающие процедуры;

–    подвижные игры и занятия различными видами физической подготовки;

–    лечебную физкультуру;

–    обучение плаванию;

–    прогулки;

–    экскурсии;

–    походы;

–    спортивные соревнования.

При организации физкультурно-оздоровительной работы рекомендуется использовать спортивные тренажеры и тренажерные устройства.

В качестве общественно-полезного труда подростки могут заниматься самообслуживанием (поддерживать чистоту и порядок в спальных помещениях, помещениях для кружковых занятий), привлекаться к дежурству по столовой, благоустройству и поддержанию порядка на территории лагеря, устройству и оборудованию спортивных площадок. Не допускается привлекать подростков: к мытью окон, санитарных узлов и мест общего пользования (лестничных площадок, пролетов, коридоров); ручной стирке постельного белья; пилке дров; очистке осветительной арматуры; очистке и дезинфекции выгребных ям и мусоросборников; вывозу отбросов и нечистот; очистке крыш и проезжих улиц от снега; обслуживанию котельных; проведению текущей дезинфекции, дезинсекции, дератизации; работам на пищеблоке; сбору вторичного сырья; к выполнению работ, связанных с использованием ядохимикатов, а также с переносом и передвижением тяжестей свыше норм, установленных для подростков разного возраста и пола. Максимальный вес переносимого груза для школьников 14 лет составляет не более 5 кг, 15 лет – 5,1 кг для девушек и 8,2 кг для юношей; 16–17 лет – 10,2 кг для девушек и 16,4 кг – для юношей.

Общественно-полезный труд школьников в сельской местности, как правило, связан с привлечением их к сельскохозяйственному труду. Для сельскохозяйственных работ школьников в районах умеренной полосы следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах южной полосы – вторую (с 16 до 17 ч) и часы с наименьшей инсоляцией. Для детей 7–9 лет допустимая продолжительность работ составляет не более 1 ч в день; 10–11 лет – 1,5 ч; 12–13 лет – 2 ч; для подростков 14 лет – 3 ч. Через каждые 45–50 мин работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха и перемены положения тела. Темп и ритм работы обусловлен возрастными и индивидуальными возможностями школьников, а также уровнем развития трудовых навыков и умений. К участию в уборке урожая, уходу за посевами, выращиванию домашней птицы и молодняка сельскохозяйственных животных могут привлекаться дети начиная с 12 лет. Приступать к полевым работам школьникам можно не ранее чем через месяц после последней обработки пестицидами.

Перед выполнением тех или иных работ необходимо провести инструктаж и обучить детей рациональным приемам работы и правилам безопасности при их выполнении. Используемый для работы инвентарь должен соответствовать росту и возрастным возможностям детей.

Во время дежурства в столовой подростки не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Для подростков вход в производственные помещения пищеблока запрещен.

В жаркие дни (с температурой воздуха выше 28 °С) необходимо принимать профилактические меры для предупреждения перегрева и тепловых ударов у детей. В такие дни не рекомендуется проводить мероприятия, связанные с интенсивной физической нагрузкой: кроссы, марш-броски, соревнования по силовым видам спорта. Другие мероприятия на открытом воздухе следует проводить в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, а время их проведения необходимо сдвигать на часы с наименьшей инсоляцией. Целесообразно использовать такие дни для организации купания и отдыха детей. Необходимо следить за тем, чтобы их одежда и обувь соответствовала погодным условиям.

Дети после перенесенных острых заболеваний, а также имеющие нарушения в состоянии здоровья, допускаются к участию в мероприятиях с большой физической нагрузкой только с разрешения медицинского персонала.

При организации питания обязательно обеспечение среднесуточных норм потребления продуктов питания и использование примерных четырехнедельных меню, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение. Целесообразно следующее распределение калорийности пищи: завтрак – 25%, обед – 35, полдник – 15, ужин – 20, пятый прием пищи (2-й ужин) – 5%.

В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию холодных напитков аскорбиновой кислотой (0,06–0,07 г на 1 порцию). Возможно использование поливитаминного напитка “Золотой шар” (15 г на 1 стакан воды) или поливитаминных препаратов (одно драже в день во время или после еды).

Категорически запрещается использовать в питании детей остатки пищи с предыдущего приема, а также блюда, приготовленные накануне.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых отравлений в оздоровительные учреждения не допускается принимать:

–    мясо и субпродукты сельскохозяйственных птиц и животных без клейма и ветеринарного свидетельства;

–    мясо II и III категории;

–    мясо водоплавающей птицы (утки, гуси);

–    выловленную рыбу, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;

–    непотрошеную птицу;

–    кровяные и ливерные колбасы;

–    яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой “тек”, “бой”, а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;

–    утиные и гусиные яйца;

–    консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные “хлопуши”, банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

–    подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и пр.);

–    крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненные их испражнениями;

–    овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;

–    грибы;

–    закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;

–    продукцию домашнего изготовления (консервированные грибы, мясные, молочные, рыбные и другие продукты, готовые к употреблению);

–    газированные напитки, напитки на основе синтетических ароматизаторов.

В оздоровительном учреждении запрещается готовить: макароны с рубленым яйцом, макароны “по-флотски”, блинчики с мясом, яичницу-глазунью, квас, окрошку, студни, заливные блюда (мясные и рыбные), изделия во фритюре, паштет, кремы, кондитерские изделия с кремом.

В рационе детей не рекомендуется использовать: острые соусы, горчицу, хрен, перец, уксус, майонез, натуральный кофе, продукты, содержащие пищевые добавки (ароматизаторы, красители искусственного происхождения, жевательную резинку, газированную воду).

Ответственность за технологию приготовления, качество готовых блюд и кулинарных изделий несет заведующий производством, а за организацию питания – руководитель оздоровительного учреждения.

В обязанности медицинских работников (врача и медсестры) входит:

–    контроль за организацией питания детей и подростков, качеством поступающей продукции, условиями ее хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием кухни и столовой, мытьем посуды;

–    ежедневный осмотр персонала кухни и дежурных детей на гнойничковые заболевания;

–    отбор суточной пробы;

–    контроль за выполнением суточных норм, режимом питания, организацией питьевого режима;

–    медицинский осмотр детей перед заездом и в первый день работы оздоровительного учреждения;

–    распределение детей по группам здоровья;

–    информирование сотрудников (начальника учреждения, воспитателей, инструктора по физической культуре) о состоянии здоровья детей;

–    корригирование режима и нагрузки для детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Важным разделом работы медицинского персонала является:

–    контроль за организацией физического воспитания, проведением спортивных занятий;

–    присутствие на всех спортивно-массовых мероприятиях, во время купания детей в водоеме;

–    контроль за санитарным состоянием учреждения и за состоянием мест занятий физической культурой.

Руководитель оздоровительного учреждения обязан информировать территориальный центр Роспотребнадзора обо всех аварийных ситуациях в учреждении в период его функционирования: отключении электроэнергии, нарушении работы системы водоснабжения и канализации, выходе из строя технологического и холодильного оборудования. При возникновении инфекционных заболеваний информация о них немедленно сообщается в территориальный центр Роспотребнадзора и в органы здравоохранения.

Ответственность за выполнение санитарных правил и норм возлагается на руководителя оздоровительного учреждения, а медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за их соблюдением.

Выполнение в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул указанных выше гигиенических требований позволит обеспечить условия не только безопасные для жизни и здоровья, но и благоприятные для проведения качественного отдыха и оздоровления детей и подростков.

 

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (с изм. и доп.)
  • Приказ Минздрава России от 14.04.00 № 122 “О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов”
  •  “Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.05.03)
  • “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.01)
  • “Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00” (утв. Минздравом России 04.10.00)
  • “Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.5.980-00” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.00)
  • “Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха. Санитарно-гигиенические правила и нормы. СанПиН 42-125-4270-87” (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 24.03.87)
  • “Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту” (утв. Минздравом СССР 30.12.76 № 1567-36)
  • “Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах (детские сады, образовательные учреждения общего и коррекционного типа, детские дома и школы-интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования)” (утв. Минздравом России от 04.04.99 № 1100/904-99-115)

М.И. Степанова,  д-р мед. наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН,

Б.З. Воронова,  канд. мед. наук, вед. науч. сотр. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль