Профориентационная деятельность образовательного учреждения

8509

Система начального профессионального образования (далее – НПО) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями НПО стоят очень важные задачи:

  • во-первых, сохранить накопленный положительный опыт отечественной образовательной системы;
  • во-вторых, обеспечить удовлетворение запросов молодежи и рынка труда в условиях изменяющейся экономики.

Рыночные отношения, в которых действуют учреждения НПО, обусловливают повышенные требования к качеству обучения.

Наличие современного оборудования, высоких технологий, широких возможностей для выбора многоуровневых профессий делает учебное заведение более привлекательным и конкурентоспособным, а это немаловажно, ведь одной из самых актуальных проблем, стоящих перед НПО на сегодняшний день, является выполнение плана набора учащихся по профессиям на новый учебный год, а профориентационная деятельность занимает одно из первых мест по своей значимости и остроте.

Работа по профессиональной ориентации – это осознанная необходимость в деятельности образовательного учреждения (далее – ОУ), которую все сотрудники должны понять и осознать настолько, чтобы принять следующее основное правило: будет успешно проведен набор учащихся по профессиям на новый учебный год – ОУ выживет в обществе с рыночной экономикой, сохранится рабочее место каждого.

Если раньше основной задачей профориентационной деятельности было помочь школьникам осознанно и правильно выбрать будущую профессию, то сейчас она совсем иная – заинтересовать, завлечь, преподнести профессию так, чтобы ребенок захотел учиться этой профессии именно в вашем ОУ, а не где-то еще, а затем в процессе обучения убедить его в правильности выбранной профессии, привить к ней любовь и т. д.

Целью предлагаемых рекомендаций по проведению профессиональной ориентационной деятельности является повышение конкурентоспособности НПО, посредством выполнения комплекса мероприятий, направленных на достижение планируемого результата по набору учащихся на новый учебный год.

Результат профориентационной деятельности во многом зависит от правильной организации этой работы в ОУ, предполагающей выполнение коллективом и структурными подразделениями школы определенных функциональных обязанностей.

Директор назначает приказом лиц, ответственных за проведение профориентационной деятельности ОУ, контролирует ход процесса и его результаты; подключает к этому процессу агитаторов (мастеров производственного обучения, преподавателей и других работников школы), планируя, корректируя (при необходимости), контролируя ход проводимых мероприятий, анализируя текущие результаты.

Методический совет ОУ планирует перечень профессий, по которым будет объявлен набор учащихся на новый учебный год, учитывая не только преемственность профессий, но и необходимость в ведении новых. Наибольшего эффекта в таком планировании можно добиться путем проведения анкетирования потенциальных учащихся на предмет того, какой профессии они хотели бы обучаться.

Заместитель директора по учебной производственной работе, старший мастер составляет перспективное и текущее планирование профессиональной ориентационной деятельности ОУ, разрабатывает график выездов на территории, обеспечивает транспортом, оргтехникой, контролирует выполнение мероприятий.

Заместитель директора по научной работе, методист организовывает рекламную кампанию профессионального учреждения (проспект, видеоролик, рекламно-технический фильм, видеоэкспресс-информация (видеосюжет), слайд-фильм, плакат, листовка, буклет, символика, значок, карманный календарь и др.), освещает профориентационную деятельность на страницах местных газет и на телевидении, разрабатывает анкету.

Заместитель директора по учебно­воспитательной работе организовывает для потенциальных учащихся такие мероприятия, как: "День открытых дверей", ознакомительные экскурсии, просмотр выступлений агитбригады (из учащихся старших курсов).

Социальный педагог проводит профориентационную работу в детских домах, социальных реабилитационных центрах.

Агитатор планирует свою профориентационную деятельность, участвует в выездах, подготавливает материал для проведения бесед, создает рекламную продукцию по профессии, организовывает выставку работ учащихся, проводит экскурсии, анкетирование и др.

Результаты профориентационной деятельности, проводимой учебным учреждением, конечно, зависят от работы руководителя и его заместителей, но во многом – и от агитатора, его настроя на серьезную работу. Особенно велика роль совместной работы руководства ОУ, планирующего деятельность агитаторов, контролирующего ход процесса и его результат, и агитаторов, которые подготавливают материал, составляют план действий по набору учащихся по конкретной профессии и успешно его выполняют, заручившись энтузиазмом и необходимыми компонентами успеха: "хочу", "могу”, "надо".

Основные направления профессиональной ориентационной деятельности ОУ НПО определяются особенностями условий, в которых оно функционирует.

Своевременный учет демографической ситуации и возможностей конкурентов помогут выработать меры, способствующие успешному проведению профориентационных мероприятий.

Сегодня мы возвращаемся к таким проверенным и действенным формам вовлечения молодежи в ряды учащихся профессионального учреждения, как наглядная агитация, создание агитбригад. Однако наиболее эффективной формой профессиональной ориентационной работы остается личное общение агитатора с потенциальными учащимися и их родителями.

Успех любой работы в значительной степени зависит от ее старта. Проведение профориентационных мероприятий должно быть хорошо подготовлено. Для этого агитатору необходимо выполнить ряд условий, которые помогут достижению поставленной цели и решению конкретных задач.

Первое необходимое условие – планирование, т. е. составление плана своей профориентационной деятельности, который поможет определить источники пополнения рядов учащихся на предлагаемую профессию и предусмотреть возможные трудности в работе.

За основу берется план­график выездов по территориям, предложенный руководством ОУ. Затем он дополняется мероприятиями, которые, по мнению агитатора, будут способствовать привлечению потенциальных учащихся на определенную профессию. Необходимо заручиться поддержкой конкретных учреждений, организаций и людей, которые смогут оказать реальную помощь в проводимой профориентационной работе.

В планы могут быть включены, например:

  • Посещение родительских собраний: общешкольных и классных.
  • Участие в ярмарке вакансий, проводимой районным центром занятости населения.
  • Взаимодействие с районным центром реабилитации несовершеннолетних. (Данные центры проводят работу с неблагополучными семьями, дети которых могут не иметь информации об ОУ и проводимом наборе по профессии.)
  • Участие в мероприятиях, проводимых районным центром молодежи.
  • Участие в мероприятиях, проводимых ОУ, таких как: "День открытых дверей", ознакомительные экскурсии.
  • Визит на дом к потенциальному учащемуся, который в силу каких­либо обстоятельств не явился на собеседование в ОУ.

Данный список можно продолжить, но следует помнить:

Лучше поставить задачу и перевыполнить ее, чем ставить перед собой заведомо недостижимую цель.

Второе условие – сбор материала, который будет использоваться при личном общении агитатора со школьниками и их родителями в ходе запланированных мероприятий. Ведь один из самых эффективных путей профессиональной ориентации молодежи – это рассказ о предлагаемой профессии, который должен заинтересовать, привлечь внимание и подвести к мысли о необходимости освоения именно этой профессии, именно в этом ОУ.

Необходимо аргументировать престижность и привлекательность предлагаемой профессии и акцентировать на этом внимание потенциальных учащихся и их родителей.

Пример:

"Часто, в повседневной жизни вы сталкиваетесь с такими бытовыми проблемами, как перегоревшие пробки или лампочка, искрящая розетка при отключении магнитофона и т. п. Какую досаду испытываете вы в такие минуты, ведь до тех пор, пока не придет ремонтник, нельзя посмотреть телевизор и послушать новый диск. Профессия, о которой я хочу рассказать вам, ребята, поможет избавиться от перечисленных неудобств собственными силами. Эта профессия – электромонтер"

Родителей будущих учащихся можно заинтересовать профессиональной перспективой в виде доступа к образованию более высокого уровня, т. е. после окончания ГОУ НПО существует возможность поступления в высшие учебные заведения. При этом необходимо перечислить вузы, с которыми ведется тесное сотрудничество и имеются льготные условия поступления при наличии диплома об окончании ГОУ НПО.

Пример:

В Коломенском государственном педагогическом институте на факультете "Технология и предпринимательство" дневного отделения со сроком обучения 5 лет выпускники ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 100" обучаются 4 года. Кроме этого, предоставляется возможность сдачи вступительных экзаменов и обучения на первом и втором курсах по специальностям "Инженер­технолог автомобильного хозяйства" и "Мастер производственного обучения" на базе профессионального лицея.

Огромную роль в возникновении интереса к предлагаемому обучению по профессии в ОУ НПО у родителей и их детей может сыграть такой фактор, каквостребованность рабочих данной профессии на рынке труда, особенно в той местности, где они проживают. При этом агитатору необходимо подкрепить свой рассказ газетными объявлениями из местных СМИ с приглашениями от различных предприятий на работу по профессии (приложение 1).

Подтвердить информацию о потребности в предлагаемой профессии на территориях, где планируется проведение агитации, помогут статистические данные районных центров занятости, заблаговременно собранные агитатором (приложение 2).

Активное влияние на формирование мотива к обучению по профессии окажет не только уверенность в последующем трудоустройстве, но и знание об уровне оплаты труда по предлагаемой профессии. Собрать информацию об этом можно в отделе статистики администрации муниципального района или конкретно на предприятии, в организации, учреждении (приложение 3).

Усилить содержательность подготавливаемой беседы поможет проведение анкетирования (опроса), с помощью которого можно выявить потребности подростка.

Если хотите узнать, что именно интересует людей, спросите их об этом.

Намного легче строить свою беседу и убеждать в преимуществах предлагаемой профессии не в "общих чертах", а исходя из интересов школьников (приложение 4).

Информировать потенциальных учащихся и их родителей в ходе профессиональной ориентационной деятельности можно о традициях учебного заведения, его истории, наличии современной материальной технической базы, выпускниках, добившихся определенных успехов в работе по профессии, полученной в ОУ.

Главное – собрать весь материал, систематизировать полученные сведения и коротко, но ясно проинформировать об этом школьников и их родителей.

Следует помнить, что ошибки, неточности и оговорки в выступлении снижают его результативность, мешают восприятию, вызывают отрицательную реакцию слушателей.

Третье условие – подготовка и проведение рекламной кампании.

Среди рекламных средств необходимо, прежде всего, выделить печатную продукцию. Это своего рода витрина, по которой потенциальные учащиеся и их родители судят об ОУ и предлагаемом обучении по профессиям.

Печатная реклама включает в себя составление рекламных каталогов, проспектов, буклетов, плакатов, листовок.

Каталог – сброшюрованное или переплетенное печатное издание, содержащее систематизированный перечень профессий, составленный в определенном порядке, иллюстрированный фотографиями; в текстовой части, как правило в начале, дается небольшая вводная статья об ОУ. Можно выпустить многокрасочное объемное издание, рассчитанное на длительное использование.

Проспект – сброшюрованное или переплетенное печатное издание, информирующее о конкретной профессии. Содержит подробное описание предлагаемой профессии с иллюстрациями.

Листовка – малоформатное издание, выпускаемое, в силу своей экономичности, большим тиражом. Содержит иллюстрации рекламируемых профессий и средств обучения с описанием и характеристиками.

Буклет – не сброшюрованное, а многократно сфальцованное издание (сложенное в “гармошку”). Может иметь различные размеры, объем и варианты. Это недорогое и экономичное издание, рассчитанное на кратковременное использование.

Плакат – крупноформатное издание с односторонней печатью. Большой рисунок или фотоиллюстрация (иногда их комбинация) сопровождается текстом.

Назначение рекламного средства в профессиональной ориентационной деятельности – пробудить интерес к ОУ и профессии, способствовать преобразованию интереса в конкретное действие, выбор.

При создании печатной рекламы агитатор может использовать различные средства и приемы психологического воздействия на аудиторию. Важную роль при этом играет умение создать привлекательный рекламный образ или имидж рекламируемого объекта. Цель достигается тем успешнее, чем полнее автор рекламы учитывает психологические особенности своих адресатов.

Специалисты рекламы опираются на знания о психологическом воздействии на человека соотношений цветовых оттенков. Рекламную информацию можно рассматривать как комплекс раздражителей. Основными элементами, определяющими рекламное сообщение, являются текст и изображение.

Текст – неотъемлемая часть большинства рекламных средств. Он, как правило, является главным элементом, раскрывающим основное содержание рекламного сообщения. Важное требование, предъявляемое к рекламным текстам, – максимум информации при минимуме слов. Количество слов в тексте должно быть таким, чтобы школьник без каких­либо затруднений мог охватить его одним взглядом.

Текст обычно содержит заголовок, разъяснение и заключение.

Основную смысловую нагрузку в тексте несет заголовок, который придает рекламируемому объекту сжатую, точную характеристику. Заголовок привлекает к себе внимание.

Разъяснение включает в себя детали, необходимые для аргументации и убеждения.

Цель заключительной части текста – закрепить главную мысль, рассеять сомнения, убедить.

В оформлении всех рекламных материалов должны выделяться почтовый адрес и номера телефонов ОУ.

Изображение, занимающее особое место в рекламе, способствует усилению воздействия текста. В качестве средств изображения в рекламном сообщении могут использоваться фотоснимки, рисунки. В рекламном рисунке можно с юмором изобразить человека труда, инструменты и оборудование, необходимые при овладении профессией.

Следует помнить! Подготовка текста – главная задача при создании рекламы, т. к. в процессе своего воздействия он оказывает влияние на мнение и поведение человека и соответственно принимается или отвергается им.

Четвертое условие – создание материала для публикаций в местных средствах информации.

Условно такой материал можно разделить на две группы: рекламные объявления и публикации обзорно-рекламного характера (различные статьи, репортажи, обзоры).

Рекламное объявление – это платное рекламное сообщение в периодической печати. Решение о его размещении полностью возлагается на руководство профессионального учреждения, а вот статьи и другие публикации обзорно-рекламного характера, которые представляют собой, как правило, редакционный материал, написанный в форме обзора о деятельности учащихся в период обучения в ОУ, представить для публикации в местные средства информации под силу мастерам производственного обучения и преподавателям.

При этом материалы, рассказывающие о достижениях учащихся в конкурсах профессионального мастерства, их участии в студенческих районных и областных мероприятиях, туристических поездках и т. п., хорошо бы подкрепить фотоснимками для более эффективного зрительного восприятия.

Желательно привлечь внимание корреспондентов местных средств массовой информации к решению профориентационных задач ОУ.

Статья или телерепортаж об ОУ (это может быть освещение любого мероприятия), подготовленный профессиональным журналистом, повысит имидж учебного заведения.

Формируя отношения со СМИ, ОУ должно определить четкие правила взаимодействия с ними, а именно:

  • быть всегда доступными для контактов;
  • предоставлять материалы, на основе которых журналисты готовят публикации;
  • немедленно реагировать на ошибочные факты и опровергать их.

Следует помнить! Материал, предоставленный для публикации должен быть объективным, без преувеличений и искажений.

Пятое условие – издание рекламно-информационного письма, в тексте которого содержится подробная информация о привлекательности и преимуществах предлагаемой профессии, а также об условиях обучения по ней.

Подготовленные рекламно-информационные письма рассылают по адресам, которые потенциальные учащиеся и их родители указали в ходе посещения мероприятий по профориентационной агитации, проводимых ОУ (анкетирование по школам, предварительная запись на обучение, прием заявлений на обучение).

Рекламно-информационное письмо предполагает использование метода выборочного распространения (например, рассылка писем потенциальным учащимся, которые в силу каких­либо обстоятельств не явились на собеседование в ОУ). Рекламно-информационное письмо (приложение 5) можно напечатать на фирменном бланке.

Шестое условие – организация или участие в выставках.

Плакаты, листовки, фотографии, действующие макетные установки, выполненные учащимися, можно разместить в помещении, где ведется прием документов вновь поступающих на обучение или в мастерской, где проводятся занятия производственного обучения. Продемонстрировать такую экспозицию уместно во время проведения ОУ Дня открытых дверей, или экскурсий по учебному заведению.

Седьмое условие – создание группы поддержки – агитбригады.

Если отнестись творчески к профориентационной работе, то можно использовать свое воображение и способности, а также таланты учащихся старших курсов и выпускных групп для того, чтобы отразить предлагаемую профессию в театральном представлении, стихах или песне.

Организовать выступление агитбригады (приложение 6) можно во время проведения агитации по школам, в День открытых дверей и на других запланированных мероприятиях по профессиональной ориентационной деятельности.

Перечень описанных выше необходимых условий для успешного проведения профориентационной деятельности можно продолжить с учетом различных ситуаций. Например, наличие Интернета в профессиональном учреждении поможет расширить сферу профориентационной деятельности путем создания своего информационного сайта или размещения рекламного материала в сети. Все зависит от вашего желания, упорства и творческих способностей.

 

 

Приложение 1

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПОДБОРКИ ГАЗЕТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Газетная подшивка

 

Газета ________________________________________________________________________ района

 

_____________________________________________________________________________________

(название газеты)

_____________________________________________________________________________________

(указать период, за который сделана подборка печатных материалов)

 

Подборка объявлений

 

1.   __________________________________________________________________________________ приглашает на постоянную работу:

_____________________________________________________________________________________ 

                      (название предприятия)

слесаря-инструментальщика, слесаря-ремонтника, электромонтера. Заработная плата – по реззультатам собеседования.

Обращаться по адресу:_________________________________________________________________

Дата и номер газеты___________________________________________________________________

 

 

2. _________________________________________________________________________ требуются:

                                          (название предприятия)

– электромонтер;

– водитель автомобиля категории “С”.

Заработная плата 15–20 тыс. руб., стабильная, полный социальный пакет, доплаты на питание и оплату коммунальных услуг, иногородним предоставляется общежитие. Доставка транспортом предприятия. Телефоны: _____________________________________________________________________________________

Наш адрес: ___________________________________________________________________________

Дата и номер газеты ___________________________________________________________________

 

Приложение 2

 ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЗАПРОСА В ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

М.Ш.

Директору районного
центра занятости

__________________________

                       (Ф.И.О.)

 

ЗАПРОС

 

Администрация ГОУ НПО “Профессиональный лицей № 100” просит Вас сообщить данные о заявленной потребности в рабочих по профессии “электромонтер” по предприятиям, организациям, учреждениям ________________________________________________________ района.

Сведения помогут целенаправленно провести набор учащихся на ______________________________________ учебный год по профессии “электромонтер”, учитывая ее востребованность в районе.

 

Директор _______________________      _____________________________________________

                  (подпись)                     (расшифровка подписи)

 

Приложение 3

 ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЗАПРОСА НА ПРЕДПРИЯТИЕ

М.Ш.

Директору_________________________

                                                 (название предприятия)

_________________________

                                                     (Ф.И.О.)

 

Запрос

 

Администрация ГОУ НПО “Профессиональный лицей № 100” просит Вас сообщить данные о заработной плате за выполняемую работу рабочими по профессии “электромонтер” по Вашему предприятию, а также о наличии у них социального пакета и других условиях труда.

Сведения помогут целенаправленно провести набор учащихся на ______________________________________ учебный год по профессии “электромонтер”, учитывая заявленную потребность в электромонтерах по Вашему предприятию в районный центр занятости населения.

 

Директор _______________________      _____________________________________________

                  (подпись)                     (расшифровка подписи)

 

Приложение 4

 АНКЕТА учащегося 9-го класса

 

Правила заполнения анкеты:

 

Прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов на него.

Подчеркните ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.

Будьте внимательны! На некоторые вопросы Вы должны написать свой ответ сами.

1. Ф.И.О. ____________________________________________________

2. Домашний адрес ____________________________________________

3. Телефон ___________________________________________________

4. Номер школы, класс ________________________________________

5. Какой уровень образования планируете получить?

Полное среднее образование (продолжить обучение в школе в 10–11-м классе).

Среднее профессиональное образование (техникум, колледж).

Начальное профессиональное образование (профессиональное училище, лицей).

! Если Вы решили продолжить обучение в 10–11-х классах, то на дальнейшие вопросы анкеты можете не отвечать, просто прочтите ее для ознакомления. Возможно данная анкета Вас заинтересует и Вы измените свое решение.

6. Какие из перечисленных учебных заведений города Вам известны, расшифруйте их?

ЛАТ ______________________________________________________

МРАТ _____________________________________________________

ПЛ № 100 _________________________________________________

ПЛ № 23 __________________________________________________ .

7. Какой профессии Вы хотели бы обучаться?

Мастер сельскохозяйственного производства (слесарь; тракторист-машинист; водитель автомобиля).

Мастер отделочных строительных работ (маляр; облицовщик-плиточник; штукатур).

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; водитель автомобиля категории “В”, “С”.

Закройщик (портной).

Парикмахер.

Другое, что именно _______________________________________ .

8. Знаете ли Вы, что обучаться профессиям, перечисленным в п. 7, можно в Профессиональном лицее № 100 (далее – ПЛ № 100)?

Да.

Нет.

Теперь знаю.

9. Из какого источника Вы информированы о проводимом обучении по профессиям в ПЛ № 100?

Друзья, соседи.

Родственники, родители.

Телевидение.

Газетные статьи.

Школа.

Рекламные проспекты, плакаты.

Анкета, которую сейчас заполняю.

Другое, что именно _______________________________________ .

10. Хотели бы Вы обучаться в учебном заведении, в котором предоставляются социальные льготы (бесплатное трехразовое питание, бесплатный проезд от места жительства до места учебы, бесплатное проживание в общежитии, дополнительная социальная стипендия)?

Да.

Нет.

Не знаю.

11. Знаете ли Вы, что социальные льготы, перечисленные в п. 10, предоставляются учащимся ПЛ № 100?

Да.

Нет.

Теперь знаю.

12. Каким способом Вы планируете добираться до учебного заведения, в которое решили поступать?

На общественном транспорте.

Маршрутным такси.

На личном транспорте.

На электричке.

Пешком.

Другое, что именно _______________________________________ .

13. Знаете ли Вы, что ПЛ № 100 обеспечивает подвоз учащихся на специализированном автобусе?

Да.

Нет.

Теперь знаю.

14. Что бы Вы хотели знать об учебном заведении и профессии, по которой решили обучаться? ___________________________________________ .

 

Спасибо за участие в исследовании!

 

Приложение 5

 Рекламно-информационное письмо

 

_________________________________________________________

(Фамилия, имя)

Забыл во время подать документы, пропустил вступительное собеседование, а может пробовал свои силы в другом учебном заведении, но не поступил? Не расстраивайся!

Профессиональный лицей № 100 всегда стремится создать лучшие условия для поступающих на обучение. Следуя этому принципу, мы предоставляем тебе возможность поступить к нам и пройти собеседование для обучения по профессиям “электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; водитель автомобиля категории “В” и “С” до ________.

Воспользуйся уникальным шансом!

Ведь за три года обучения по профессии “электромонтер-водитель” ты станешь высококлас­сным рабочим и освоишь сразу четыре профессии:

слесарь общеслесарных работ;

электромонтер 3 разряда;

водитель легковой машины;

водитель грузовой машины.

Кроме этого, ты получишь полное среднее образование, а также дополнительные знания
по профессии в кружке “Моделирование электроустановок” и на факультативе “Светодизайн”, что позволит тебе по окончании ПЛ № 100 легко трудоустроиться и получать высокую заработную плату. Возможно, ты не знаешь, что:

на сегодняшний день только в Луховицком районе заявленная потребность в электромонтерах составляет 41 чел. с оплатой труда от 8 до 20 тыс. руб.; в водителях легкового и грузового транспорта – 28 чел. с оплатой труда от 9 до 17 тыс. руб.

Мы предлагаем тебе:

Бесплатное обучение.

Бесплатное предоставление общежития.

Бесплатное двухразовое питание для всех учащихся.

Бесплатный проезд от места жительства до места учебы.

Ежемесячную выплату стипендий: обычной 240 руб., повышенной – 360 руб. и дополнительной социальной – 460 руб.

Отсрочку от призыва в армию.

Звони нам по тел.: ______________________ (приемная комиссия) _____________________

Приезжай к нам по адресу: _______________________________________________________

 

Приложение 6

 Сценарий выступления агитбригады

 

Давайте знакомиться!

Действующие лица: мастер производственного обучения профессии “электромонтер­водитель”, абитуриент, двое ведущих.

(Звучат фанфары. На сцену выходят двое ведущих.)

Первый ведущий:     Привет друзья! Мы рады видеть вас.

              Поверьте, это честно, без прикрас!

Второй ведущий:     Вам от души, и будьте в том уверены,

              Лицейский мир распахивает двери!

Первый ведущий:     Кто-то здесь найдет друзей,

              Кто-то свет любви своей.

              Вы, ребята, не зевайте,

              Документы подавайте.

Второй ведущий:     Но если выбор свой не сделал ты

              И душу теребят сомнения,

              А вдруг не сбудутся мечты?

              Тогда смотрите наше выступление.

Первый ведущий:     Нести тепло и свет, как Прометей,

              Электрик должен людям без сомнения.

Второй ведущий:     О яркости профессии своей

              Расскажет мастер наш без промедления.

(Ведущие уходят. На сцене – мастер производственного обучения, присев на стул, читает газету. Неожиданно появляется юноша, удивленно разглядывающий все вокруг. Увидев женщину с газетой, облегченно вздыхает и обращается к ней.)

Абитуриент (далее – А.): Здравствуйте! Извините, где я? Нет, нет. Не подумайте ничего такого… Просто я заблудился.

Мастер (далее – М.): Вы в селе Красная Пойма, молодой человек.

А.: Ага, понял. Вы директор совхоза?

М.: Нет, юноша. Я мастер производственного обучения Профессионального лицея № 100.

А.: Мастеров спорта знаю. А вы кого тренируете, если не секрет?

М.: Мы не тренируем ребят, но кое­чему очень даже неплохо учим.

А.: Я вам верю. Но меня учить не зачем, потому что я все умею!

М.: А вот наши учащиеся обучаются такой профессии, о которой вы, молодой и интересный, можете только мечтать.

А.: Космонавтов, что ли, готовите?

М.: Нет, умнейший! Здесь готовят электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, водителей автомобиля категории “В” и “С”.

А.: А если я непонятливый? Или наоборот загну при всех такое!!!

М.: Не беда. На производственном обучении мастер готовит будущих профессионалов, поэтому трудноусваиваемые темы детально разбираются.

А.: Угу! Учился я, учился… Раз! И мне знания голову жмут, того и гляди лопну. Тогда куда деваться?

М.: У нас на этот случай ежегодно проводится конкурс мастерства под названием “Лучший по профессии”. Победитель получает возможность участвовать в областном конкурсе с тем же названием.

А.: А если мне и этого мало? Маловато будет!

М.: В лицее ведется кружковая работа по профессии! А помимо специальных предметов, по профессии преподаются и такие, как: физическая культура, физика, черчение, химия, информатика и другие.

А.: Здорово! А дороги у вас строить учат?

М.: О чем это вы, юноша?

А.: Да видел я как тут неподалеку машины по кругу да зигзагами ездят, на трассу выбраться не могут. Бедные водители в лабиринт попали.

М.: Нет, это же наш полигон со своим автомобильным парком. Здесь ребята учатся азам вождения.

А.: Интересно, что бы я ответил своим родителям, если бы они меня попросили исправить какую-нибудь неполадку, связанную с электричеством?

Наверное ответ мой был бы коротким: “Сегодня неблагоприятный для меня день по гороскопу!” А вдруг что? Кто за меня, беднягу, отвечать будет?

М.: Все не так страшно. В нашем лицее учащиеся часто оказывают посильную помощь, обладая определенными навыками в своей профессии. Как говорится: “От теории – к практике”.

А.: Да, хорошо здесь! А вокруг как красиво! Только вы, наверное, этого и не видите. Все некогда.

М.: Ошибаетесь, мой юный критик. Ребята ежедневно имеют возможность любоваться красотами Луховицкой земли, ее лесами, красавицей Окой.

А.: Чисто у вас здесь. Видно уборщица злая.

М.: Все гораздо проще. Каждая группа дежурит в помещении лицея, следит за чистотой и порядком.

А.: Что-то запахи здесь очень аппетитные. День рождения у кого-то? Домашними пирогами угощают?

М.: Эти запахи из нашей столовой, которую очень любят все ребята за вкусную и полезную еду.

А.: По-моему, мне у вас начинает нравиться. Надо же было так удачно заблудиться. Даже петь хочется! Эх, мне бы прическу как у Филиппа Киркорова – вышел бы на сцену, не вру!

М.: Поможем. Все культурные мероприятия мы проводим в стенах актового зала. Здесь бывает очень весело. А прическу всегда можно сделать в нашей парикмахерской.

А.: Уговорили, я у вас задержусь, если не возражаете.

М.: Задержавшись на три года, вы выйдете из нашего лицея высококлассным рабочим сразу четырех профессий: слесарем общеслесарных работ; электромонтером 3 разряда; водителем легковой машины; водителем грузовой машины плюс получите полное среднее образование.

А.: Убедили, остаюсь!

(Заглядывает в газету, интересуясь ее содержанием.)

Кстати, о чем здесь пишут, уважаемый мастер?

М.: Вообще-то, юноша, до вашего здесь появления я читала статью: “Кто такой абитуриент. И стоит ли с ним бороться?”.

Первый ведущий: Вам предстоит сделать свой выбор,

             Но чтобы не сбиться с верного пути

             Примите наши добрые напутствия:

– Делай добро.

– Бойся обидеть ближнего.

– Люби и прощай людей.

– Береги честь смолоду.

– Познай себя и мир.

– Найди свою цель в жизни.

– Не ищи оправдания собственным слабостям.

– Лучше отдать свое, чем взять чужое.

Второй ведущий:     В тяжелый момент не теряй веры в себя,

            Сумей сказать: “Да здравствует жизнь!”

И.А. Балашова,мастер производственного обучения ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 100", Луховицкий муниципальный район Московской обл.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль