Ответственность за пожарную безопасность ДОУ

6755

Справочная информация

Остроту проблемы противопожарной безопасности детских учреждений подтверждают следующие примеры.

  • 8 июня 2004 г. в Тюмени на улице Парфенова произошел пожар на территории детского сада № 76 – горели строительный мусор и общая обшивка овощехранилища. Причина ЧП – детская шалость.
  • В ночь на 15 ноября 2004 г. в Усть-Илимске (Иркутская область) произошел пожар в детском саду № 1 "Чебурашка". В помещении подготовительной группы на втором этаже обгорел оконный блок, причиной возгорания стало нарушение правил пожарной безопасности при сварочных работах. По словам сторожа, накануне днем в помещении группы работала бригада сварщиков комбината детских дошкольных учреждений. Во время вечерней работы искры от электродов попали в щели пола и тлели там несколько часов, а около полуночи разгорелись.

К сожалению, примеры можно продолжить.

Проверки противопожарного состояния образовательных учреждений, проведенные специалистами МЧС России в субъектах РФ, показали, что отдельные руководители не всегда требовательны и принципиальны в вопросах устранения имеющихся нарушений правил и норм пожарной безопасности. Органы Государственного пожарного надзора МЧС России привлекли к административной ответственности более 19 тыс. должностных и свыше 300 юридических лиц, а также вынесли по результатам проверки образовательных учреждений России 9 тыс. предписаний на приостановку их эксплуатации.

В большинстве случаев причины пожаров – короткое замыкание в электропроводке, нарушение правил пожарной безопасности и отсутствие должного контроля состояния зданий. Технические причины трагедий будут выяснены, но главная причина абсолютно ясна – невнимание властей к вопросам обеспечения охраны труда и пожарной безопасности в учреждениях образования.

В пункте 3 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" определено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Ответственность руководителя

Таким образом, руководитель образовательного учреждения непосредственно несет ответственность за пожарную безопасность в учреждении. Однако в условиях существенного недофинансирования, а порой отсутствия финансирования мероприятий, направленных на укрепление противопожарной защиты образовательных учреждений, наверное, в первую очередь, к ответственности должны быть привлечены те, кто обязан финансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в необходимом объеме.

Закон РФ "Об образовании" в ст. 29 относит к ведению субъектов РФ: установление порядка финансирования образовательных учреждений (п. 3); формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование (п. 9); установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников (п. 13). Указанные правовые нормы четко определяют, что ответственными за финансирование образовательных учреждений являются их учредители, т. е. субъекты РФ и муниципальные образования.

Ответственность учредителя

Часть 4 ст. 20 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливает, что по обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.

В соответствии с нормами ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда.

По закону образовательные учреждения являются работодателями для работников. Руководители образовательных учреждений при этом выступают представителями работодателей, которые компетентны в сфере трудовых отношений. Однако в силу особенностей правового положения учреждений пределы этой компетенции, а значит реализация прав, обязанностей и ответственность в области трудовых отношений, напрямую зависят от выполнения собственником (учредителем) прежде всего финансовых обязательств перед созданными им учреждениями.

ТК РФ предусмотрел новый правовой институт ответственности собст­венника (учредителя) (ст. 20 ч. 4 ТК РФ), а также установил положения о представительстве работодателей (ст. 34 ТК РФ). В связи с этим возникают с учетом положений ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) правовые основания для предъявления требований к должностным лицам государственных и муниципальных органов власти, представляющих собственников (учредителей) образовательных учреждений об устранении нарушений законодательства и для привлечения их к административной ответственности за нарушение трудового законодательства о труде и охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ и по ст. 20.4. за нарушение требований пожарной безопасности.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, определяющим общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, является Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон № 69­ФЗ). В нем подчеркивается: обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 35 Закона № 69­ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных предприятиях и территориях. Согласно ст. 36 органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности.

Органы местного самоуправления в большинстве случаев являются учредителями дошкольных и общеобразовательных учреждений. Следовательно, они также должны нести ответственность за обеспечение в учреждениях образования требований пожарной безопасности.

Статья 19 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" устанавливает, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда. Делается это за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 38 Закона № 69­ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т. ч. руководители предприятий;
  • лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Виды ответсвенности

КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Так, п. 3 ст. 20.4. определяет, что нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
  • должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ;
  • юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена уголовная ответственность физических лиц за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219). Так, нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Законов достаточно, однако нормы, установленные в них, не выполняются. А ведь сложившаяся ситуация прежде всего связана с тем, что до настоящего времени отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не обеспечено финансирование принятых федеральных, отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда, отсутствует конкретная правовая ответственность органов исполнительной власти субъектов РФ за состояние охраны труда, пожарной безопасности и производственного травматизма.

С.Б. Хмельков,
юрист, гл. спец. по правовым вопросам ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ

Дополнительные материалы:

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль