Прием и оформление родительских пожертвований

23432

А.А. Вавилова, юрист-консультант информационного центра
“Ресурсы образования”

Не секрет, что многие образовательные учреждения в настоящее время находятся в затруднительном финансовом положении: средств, выделяемых учредителем, не хватает на развитие учреждений. Те родители, которые понимают это, готовы пожертвовать образовательному учреждению часть своих денег с тем, чтобы их ребенок находился в отремонтированных помещениях, играл в новые игрушки, мог посмотреть интересные видеофильмы, имел возможность обучаться по новейшим методикам, заниматься на современном спортивном оборудовании, чтобы в процессе работы воспитатель мог использовать качественные наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы и т. п. Поэтому материальная оснащенность многих детских садов, особенно городских, возникла благодаря готовности родителей вкладывать деньги в образование своих детей. Нередко родителям просто предлагают внести деньги, собирают их и затем приобретают все необходимое. При этом заведующий часто даже не задумывается, что такой способ сбора денежных средств незаконен.

Дело в том, что, получив от родителей деньги в дар, ДОУ должно оформить эти средства надлежащим образом. Это значит, что они должны поступить на счет в казначействе, на котором хранятся деньги учреждения. Только после такого оформления эти деньги можно тратить, например покупать что-то. После того как средства поступят в бюджет, “вытащить” их оттуда очень непросто, а потратить можно только с соблюдением всей предусмотренной процедуры выделения средств из бюджета, которая непроста, и с соблюдением требований о расходовании средств по смете. Именно поэтому большинство руководителей не поступают таким образом, а просто тратят собранные деньги.

Проблема в том, что в этом случае заведующий получает и распоряжается “черными” наличными. Наличие неучтенных денежных средств – это серьезное нарушение, за которое ДОУ может понести ответственность, предусмотренную финансовым и налоговым законодательством. Сам заведующий тоже может пострадать, а в ряде случаев оказаться уволенным.

Между тем правильно оформленные средства, собранные родителями, могут быть эффективно и быстро использованы без нарушения законодательства.

Принцип подобного оформления заключается в том, что учреждению должны передаваться непосредственно имущество, работы и услуги, а не денежные средства. На юридическом языке пожертвование работ и услуг означает “пожертвование права требования” (п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ). Аналогичное право передается и в случае, если договор купли-продажи имущества заключается в пользу ДОУ: имущество передают не родители, являющиеся его собственником, а продавец этого имущества (имущество было оплачено родителями, но переходит в собственность ДОУ от продавца, без промежуточной ступени в виде собственности родителей). Право требования на передачу вещи, выполнение работы, предоставление услуги возникает по общему правилу у стороны, оплатившей покупку, работу, услугу. При уступке (например, в форме пожертвования) права требования другому лицу продавец, исполнитель работ или услуг обязан передать вещь, исполнить работы или услуги не тому лицу, которое оплатило их, а тому, кому было передано право требования. В этом случае учреждение просто принимает имущество на баланс и оформляет факт проведения работ и оказания услуг.

Таким образом, имущество, поступившее в ДОУ в овеществленной форме (мебель, пристройки, компьютеры), ставится на баланс (бухгалтерский учет) и вносится в инвентарные книги на основании акта приема-передачи; услуги также принимаются по двухстороннему акту и отражаются на балансе и документах бухгалтерского учета. Акты подписываются соответственно продавцом, исполнителем работ, услуг. В актах для налоговой инспекции и органа управления имуществом должно быть указано, что это целевое пожертвование, и названо имя жертвователя (того, кто передал право требования). Пожертвование поступает сразу в овеществленной форме, а потому учреждение избавлено от необходимости передавать денежные средства в бюджет и подвергать себя казначейским процедурам.

Однако понятно, что редко одно лицо (например, родитель) делает ДОУ масштабное пожертвование, например, приобретает технику или мебель, проводит ремонт в группе. Чаще всего родители объединяют свои усилия – сдают сравнительно небольшие суммы средств ДОУ, с тем чтобы учреждение самостоятельно оплатило дорогое имущество, работы, услуги. Очевидно, что родители вряд ли могут собраться все вместе, чтобы коллективом в несколько десятков человек купить товар, сделать заказ на выполнение работы, услуги. Поэтому необходимы такие схемы, когда фактически роль родителей будет сведена к сдаче денег, а формально товары (работы и услуги) будут закуплены от имени родителей и от их же имени переданы ДОУ. Это возможно сделать несколькими путями.

Во­первых, использовать институт представительства. Согласно гражданскому праву одно лицо может действовать за счет и от имени другого лица. А потому родителям совсем не обязательно лично совершать все операции – достаточно доверить это отдельным лицам, например, инициативным мамам или папам – членам родительского комитета, работнику детского сада (как физическому лицу, но не в качестве работника – представителя ДОУ). Родители вручают такому лицу деньги и доверяют право потратить их на приобретение определенного имущества, работ, услуг и впоследствии безвозмездно передать от их же имени приобретенное дошкольному учреждению (как пожертвование на определенные цели).

В итоге родители, которые не имеют желания или возможности активно участвовать в улучшении материального благосостояния ДОУ, просто сдают деньги, как обычно, а приобретение имущества, работ, услуг и пожертвование их ДОУ формально производится от их имени. Таким образом, ДОУ получает не деньги, которые надо держать на счете в казначействе, а уже конкретное имущество, работы, услуги.

Во­вторых, оформить подобные отношения можно через институт доверенности. Доверенность в данном случае оформляет договор поручения. Родители (доверители) поручают иному родителю или любому другому лицу (поверенному) тем или иным образом потратить их деньги (купить то или иное имущество, оплатить те или иные работы или услуги, заключив договор в пользу ДОУ) и затем передать имущество, результат работ или услуги ДОУ. При этом все действия осуществляются от их имени и за их счет. В результате дошкольное учреждение получает имущество от нескольких десятков родителей, от имени которых действует одно лицо.

В­третьих, если родители достаточно часто поддерживают ДОУ материально, то члены инициативной группы, работающие от их имени, могут заключить между собой договор о совместной деятельности. Это позволяет более свободно организовать данную деятельность, поручив, например, собирать с родителей деньги одному лицу, непосредственно вносить их в оплату – другому, оформлять передачу ДОУ – третьему, отчитываться перед родителями о выполнении поручения – четвертому и т. п. Подобный договор можно также использовать для прописывания процедуры сбора средств, например: как надо выяснять потребности ДОУ; как, кому и кто должен предлагать пожертвовать средства на приобретение для детского сада имущества, выполнение работ, услуг и т. п. Это будет договор о совместной благотворительной деятельности участников, направленной на улучшение имущественной обеспеченности уставной работы ДОУ.

Важнейший момент, который надо учитывать администрации дошкольного учреждения, – добровольность пожертвования. Нельзя требовать с родителей деньги, имущество и т. п. Можно лишь предложить им совершить пожертвование, при этом ни в коем случае не требуя взносов. Напротив, следует подчеркнуть, что решение о пожертвовании принимается добровольно, ДОУ отнюдь не настаивает, чтобы оно было обязательно сделано.

Добровольность следует отразить и во всех документах, которыми оформляется передача. Иное же (авторитарное требование пожертвовать определенную сумму на ремонт, например) незаконно и может вызвать резонное обвинение в поборах, на что часто указывают органы прокуратуры в своих представлениях.

Отметим также, что надо различать договоры дарения и пожертвования образовательному учреждению. Эта необходимость не вытекает из гражданского законодательства – согласно ГК РФ такие договоры практически идентичны. Пожертвованием признается дарение в общеполезных целях. Жертвователь может сделать указание на то назначение, по которому должно использоваться пожертвование. В этом случае применение пожертвования должно строго соответствовать указанному назначению. Кроме того, ДОУ должно вести обособленный учет операций по использованию такого имущества. В остальном же требования к договорам практически идентичны. Оформлять передачу имущества, товаров, работ, услуг как целевое пожертвование надо для того, чтобы получить налоговые льготы. Пожертвования должны быть сделаны на ведение уставной деятельности, например на совершенствование образовательного процесса, развитие материально-технической базы ДОУ. При пожертвовании денежных средств можно определить назначение более точно: на приобретение тех или иных учебных пособий, мебели для воспитанников, ремонт помещений, в которых происходит обучение, и т. п. Однако, как отмечалось ранее, жертвовать ДОУ желательно не деньги, а само имущество, работы, услуги, поэтому столь подробное описание излишне, если покупаются развивающие пособия. В этом случае достаточно общего указания, что они передаются учреждению для уставной деятельности, например: “целевой взнос на осуществление уставной деятельности” или “целевой взнос на развитие (поддержку) ДОУ”.

Необходимо подчеркнуть, что оформлять передачу детскому саду и денежных средств, и имущества (товаров, работ, услуг) требуется в кратчайшие сроки, т. к. в противном случае у недоброжелательно настроенных по отношению к администрации лиц появится возможность обвинить руководство ДОУ в получении взятки от родителей, инициировать проверку. Если же в результате проверки обнаружится, что на территории ДОУ находится неучтенное имущество, то придется вопреки презумпции невиновности объяснить его происхождение и доказать законность действий администрации, что может быть непросто. Поэтому желательно сразу же подписать акт приема-передачи имущества (или приема результатов работ, услуг) и по возможности быстро отразить это в данных бухгалтерского учета.

Второй путь оптимизации оформления пожертвованных ДОУ средств – создание отдельной от ДОУ (но придошкольной) некоммерческой организации, уставной целью которой будет аккумуляция средств, жертвуемых ей для последующего оказания помощи ДОУ, или доходов от ее разрешенной предпринимательской деятельности. В этом случае организация не будет связана теми нормами бюджетного законодательства, которые так затрудняют распоряжение средствами, находящимися у ДОУ на праве самостоятельного распоряжения.

Документы, которые могут быть использованы при оформлении передачи денежных средств через доверенность на приобретение имущества, работ, услуг и передачи их ДОУ:

1. Доверенность, которая может быть составлена родителями или иными лицами, для пожертвования дошкольному учреждению имущества, работ, услуг.

2. Расписка в получении денежных средств от родителей, которая является также обязательством поверенного выполнить все те действия, для осуществления которых были переданы средства.

По сути, эти два документа в совокупности заменяют письменный договор поручения.

3. Договор о совместной деятельности, если определенные лица захотят упорядочить свою работу по материальной поддержке ДОУ.

4. Обязательства образовательного учреждения перед инициативной группой о том, что пожертвование будет принято.

5. Доверенность, составляемая при осуществлении деятельности через договор простого товарищества.

Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 9. С 26-39.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль