Оказание психологической помощи школьникам накануне экзамена

1752

Для выпускников серьезным испытанием становятся единый государственный экзамен (ЕГЭ) и государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов (ГИА). Именно поэтому психологическая помощь школьникам подчас так необходима. Дело в том, что по сравнению с традиционными экзаменами ЕГЭ и ГИА  проводятся в новой форме, в процессе чего используются с контрольные измерительные материалы (далее – КИМ). Отличается эта форма аттестации от традиционных экзаменов тем, что здесь предполагается получение независимой оценки качества подготовки учеников. Сравнение ЕГЭ и ГИА и традиционных экзаменов свидетельствует от наличии следующих плюсов первых:

  • оценка выполнения упражнений является объективной, поскольку производится незнакомыми экспертами;
  • экзамен рассчитан практически на весь объем учебного материала, а это позволяет получить большее количество баллов;
  • итоги экзамена записываются в специальный бланк ответов, а это значительно упрощает процесс.

Рекомендации родителям по оказанию психологической помощи школьникам

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов, транслируя ему собственное состояние. Это могут быть фразы типа: «Я боюсь за тебя на экзамене, у меня на душе неспокойно» и пр. Ребенку всегда передается волнение родителей. Сами взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, а вот ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Тревожность – это естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Нет человека, который бы не волновался перед экзаменом или перед принятием какого-нибудь ответственного решения.

На сегодняшний день, как правило, первые выпускные экзамены совпадают с тем периодом, когда у школьника формируется профессиональное самоопределение, когда он задумывается о поступлении в вуз, и в данном случае психологическая помощь школьникам крайне важна. Но родители часто задумываются о количестве баллов, которые школьник получит на итоговом экзамене. Однако важно принимать любой результат, и для этого родителям вместе с ребенком нужно заранее продумать варианты будущего обучения в вузе.

Так, оптимальным вариантом будет выбрать сразу несколько вузов, у которых рейтинг популярности отличается, но есть одинаковые или смежные факультеты по желаемой профессии. При условии достаточной успеваемости такой шаг даст возможность в будущем перейти с платного отделения на бюджетное в рамках одного вуза, подразумевающего свободные места. Поэтому при подготовке к экзаменам крайне важно оказывать максимальную психологическую помощь школьникам, рассказывать, почему то или иное количество баллов не является показателем его потенциала.

Что представляет собой психологическая поддержка в рамках психологической помощи школьникам

Психологическая поддержка – это особый процесс, который позволяет взрослому сосредоточивается на положительных качествах ребенка с целью поднятия его самооценки. Такая поддержка помогает школьнику поверить в свои способности, избегать ошибок в будущем, становится облегчением в случае неудач. Чтобы понять, как лучше поддерживать ребенка, родителям нужно в корне изменить ставший привычным стиль общения. Теперь не нужно акцентировать внимание на ошибках, важно сконцентрироваться на положительной стороне поступков ученика, учиться сопереживать ему. Поддержка ребенка невозможна без веры в него.

И взрослые могут выражать эту веру посредством специальных фраз, например:

  • «Зная тебя, я уверен, что ты задания по темам “...” на экзамене выполнишь хорошо»
  • «Ты знаешь материал, это очень хорошо».
  • Также оказывать поддержку можно при помощи совместных действий, соучастия, выражения лица, жестов, прикосновений.

Существуют так называемые ложные способы, ловушки поддержки, и важно различать их в рамках психологической помощи школьникам. Например, популярными у родителей способами поддержки являются гиперопека, навязывание ненужных ребенку стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Такие методы чаще всего вызывают у ученика раздражение и протест.

На деле же ребенок должен быть уверен в помощи взрослых, но это не должно выглядеть как занятия в начальной школе, когда мама следит за каждым движением руки.

Так, чрезмерное усердие и полный контроль со стороны родителей может усугубить ситуацию. Особенно если сравнивать ребенка с более успешными сверстниками или старшими братьями и сестрами, подчеркивать их успехи, положительные качества, особенно если они уже прошли экзаменационные испытания успешно, можно спровоцировать конфликтную ситуацию в классе или в семье. Подобные методы приводят исключительно к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Центральное место в развитии уверенности ребенка в себе занимает вера в него взрослых. Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против подростка. Это может породить у обучающегося ощущение безысходности: «Нет никакой возможности учиться лучше и хорошо сдать экзамен, пусть меня считают плохим, отстающим».

Чтобы показать веру в ребенка в части психологической помощи школьникам, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться именно к ним, а не к ошибкам.

В заключение можно посоветовать не критиковать ребенка после экзамена. Вне зависимости от результатов, щедро и от всей души говорите школьнику о том, что все у него в жизни получится! Именно уверенность в своем ребенке, его возможностях, правильная стимулирующая психологическая помощь школьникам посредством похвалы и одобрения для него очень важны. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль