Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

1619
Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

Управление учебно-воспитательным процессом в классном коллективе, прежде всего, связано с аналитической деятельностью в качестве базового направления деятельности классного руководителя. Педагогический анализ в процессе реализации концепции воспитания является важной составляющей ее успеха. Это своеобразный базис, необходимый для реализации процесса целеполагания и планирования воспитательной работы. А начинается и оканчивается управленческий цикл анализом.

Анализ – это:

  • деление целого на части;
  • описание каждой части;
  • установление связи между частями и каждой части со всем целым.

Одно из базовых требований анализа в процессе управления учебно-воспитательным процессом – системность. Другими словами, анализ должен охватывать все составные части системы воспитания и всех участников учебного процесса. По этой причине участие в анализе всех субъектов воспитательной системы класса является неотъемлемым, именно при этом условии появляется возможность говорить о его всесторонности и объективности. Далее рассмотрим содержание и технологию системного анализа, проводимого в классе  по итогам учебного года.

Управление учебно-воспитательным процессом глазами учащихся класса 

Первый этап системного анализа – анализ состояния воспитательной работы непосредственно учащимися класса.

Цель анализа: изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в классе.

Задачи анализа:

  • выявить активность детей в общественной жизни школы, проведении школьных и классных мероприятий;
  • определить эмоциональное отношение учащихся к школе, к мероприятиям, проводимым в классе, отдельно выявить отношение детей к негативным явлениям;
  • выявить удовлетворенность (или неудовлетворенность) школьников отношениями с участниками образовательного процесса.

Исследование проводится на классном собрании в конце учебного года. Сначала работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому учащемуся, и они отвечают на все вопросы в течение 15–20 мин. 

Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

После проведения анкетирования, анализирующего управление учебно-воспитательным процессом, школьники должны разбиться на группы и ответить на вопросы:

  1. В чем отличие нашего класса от других? Кем (или чем) наш класс может гордиться? Какое самое яркое событие произошло в этом году? Что в жизни класса особенно радует?
  2. Что полезного сделал наш класс, ученики для школы, других людей? Какие положительные моменты можно выделить в этом году?
  3. Кому и за что нужно выразить благодарность по итогам работы за год?
  4. Что вас огорчает и беспокоит в жизни класса по сравнению с прошлым годом? Объясните.

После ответов на данные вопросы необходимо обсудить отдельные проблемы, направления работы в классе.

Игра «От любви до ненависти» в ходе управления учебно-воспитательным процессом

Если работа в группе по каким-то причинам не устраивает, после после анкетирования можно организовать игру «От любви до ненависти». Это упражнение эффективно помогает глубже проанализировать воспитательную деятельность не только в классе, но и во всей школе.

Цели игры:

  • выявить отношение учеников к школе и предложить, как сделать учебный процесс более привлекательным;
  • развивать навыки групповой работы.

Инструкция:

Марина говорит, что она любит ходить в школу. А Денис, напротив, утверждает, что терпеть не может школу. «Там ужасно скучно», – стонет он. Что для вас в школе интересно? А что скучно? Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (10 мин).

Сядьте по несколько человек и попытайтесь составить общие списки того, что в школе интересно, а что скучно (10 мин). Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом (5 мин).

Управление учебно-воспитательным процессом глазами родителей учащихся 

Следующий этап системного анализа – анализ состояния воспитательной работы, направленный уже на родителей обучающихся.

Цель анализа:

анализ мнения взрослых касательно воспитательной работы и осуществление процесса взаимодействия в классе.

Задачи анализа:

  • выявить активность участия школьников и их родителей в общественной жизни класса, проведении мероприятий;
  • определить эмоциональное отношение взрослых к классу, к мероприятиям, особенно важно определить отношение к негативным явлениям, происходящим в школе и классе;
  • выявить удовлетворенность родителей школьников отношениями с участниками образовательного процесса.

Анкетирование с целью управления учебно-воспитательным процессом проводится на родительском собрании в конце учебного года. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 15–20 мин. 

Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

Управление учебно-воспитательным процессом глазами классного руководителя

Следующий этап системного анализа – анализ состояния воспитательной работы, проводимый классным руководителем.

Цель анализа:

разработать программу развития воспитательной системы класса.

Задачи анализа:

  • определить, каков был положительный опыт, а также определить условия, гарантирующие положительные результаты;
  • найти типичные недостатки в управлении учебно-воспитательным процессом;
  • выявить степень влияния условий в классе на воспитанность учеников;
  • определить направления и средства развития воспитательно-образовательного процесса в классе с помощью анализа мнения всех его участников;
  • предложить систему мер по преодолению недостатков и гармонизации воспитательной среды в классе.

В процессе проведении анализа управления учебно-воспитательным процессом классный руководитель обязан четко понимать педагогический анализ и содержание аналитической деятельности. Этапы педагогического анализа представлены далее в таблице.

Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

Структура анализа итогов учебного года:

  1. Достигнутый уровень решения задач, количественная и качественная характеристика результатов и их динамики.
  2. Выявление и оценка положительных сторон воспитывающей деятельности школы и недостатков в работе (положительных и отрицательных факторов, условий). 3. Меры, способствующие достижению успехов (причинно-следственные связи).
  3. Причины, вызвавшие появление недостатков.
  4. Нерешенные проблемы (перечислить, выделить первоочередные на новый учебный год).

Одним словом, анализ управления учебно-воспитательным процессом завершается этапом определения целей, основных направлений и содержания образовательной деятельности на следующий период. Производить анализ воспитательного процесса в классе удобно на основе памятки, приведенной далее.

Итак, чтобы произвести анализ воспитательной работы класса, педагогу следует ответить на следующие вопросы: 

  1. Какие задачи воспитания и развития учеников вы планируете решить в учебном году? 
  2. Что вы предполагаете предпринять для этого как педагог-воспитатель?
  3. Какие задачи вам уже удалось решить, что помогло вам в этом, почему?
  4. Какие задачи до сих пор остаются нерешенными? В чем причина?
  5. Как решение задач повлияло на развитие школьников? Какие положительные тенденции проявились в развитии учащихся и их воспитанности? 
  6. Какими результатами собственной деятельности вы до сих пор не удовлетворены? Что предполагаете сделать для получения желаемого результата?

Результаты проведенного системного анализа можно смело считать основанием для планово-прогностической работы классного руководителя на планируемый период.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль