Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

1585
Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

Управление учебно-воспитательным процессом в классном коллективе, прежде всего, связано с аналитической деятельностью в качестве базового направления деятельности классного руководителя. Педагогический анализ в процессе реализации концепции воспитания является важной составляющей ее успеха. Это своеобразный базис, необходимый для реализации процесса целеполагания и планирования воспитательной работы. А начинается и оканчивается управленческий цикл анализом.

Анализ – это:

  • деление целого на части;
  • описание каждой части;
  • установление связи между частями и каждой части со всем целым.

Одно из базовых требований анализа в процессе управления учебно-воспитательным процессом – системность. Другими словами, анализ должен охватывать все составные части системы воспитания и всех участников учебного процесса. По этой причине участие в анализе всех субъектов воспитательной системы класса является неотъемлемым, именно при этом условии появляется возможность говорить о его всесторонности и объективности. Далее рассмотрим содержание и технологию системного анализа, проводимого в классе  по итогам учебного года.

Управление учебно-воспитательным процессом глазами учащихся класса 

Первый этап системного анализа – анализ состояния воспитательной работы непосредственно учащимися класса.

Цель анализа: изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в классе.

Задачи анализа:

  • выявить активность детей в общественной жизни школы, проведении школьных и классных мероприятий;
  • определить эмоциональное отношение учащихся к школе, к мероприятиям, проводимым в классе, отдельно выявить отношение детей к негативным явлениям;
  • выявить удовлетворенность (или неудовлетворенность) школьников отношениями с участниками образовательного процесса.

Исследование проводится на классном собрании в конце учебного года. Сначала работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому учащемуся, и они отвечают на все вопросы в течение 15–20 мин. 

Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

После проведения анкетирования, анализирующего управление учебно-воспитательным процессом, школьники должны разбиться на группы и ответить на вопросы:

  1. В чем отличие нашего класса от других? Кем (или чем) наш класс может гордиться? Какое самое яркое событие произошло в этом году? Что в жизни класса особенно радует?
  2. Что полезного сделал наш класс, ученики для школы, других людей? Какие положительные моменты можно выделить в этом году?
  3. Кому и за что нужно выразить благодарность по итогам работы за год?
  4. Что вас огорчает и беспокоит в жизни класса по сравнению с прошлым годом? Объясните.

После ответов на данные вопросы необходимо обсудить отдельные проблемы, направления работы в классе.

Игра «От любви до ненависти» в ходе управления учебно-воспитательным процессом

Если работа в группе по каким-то причинам не устраивает, после после анкетирования можно организовать игру «От любви до ненависти». Это упражнение эффективно помогает глубже проанализировать воспитательную деятельность не только в классе, но и во всей школе.

Цели игры:

  • выявить отношение учеников к школе и предложить, как сделать учебный процесс более привлекательным;
  • развивать навыки групповой работы.

Инструкция:

Марина говорит, что она любит ходить в школу. А Денис, напротив, утверждает, что терпеть не может школу. «Там ужасно скучно», – стонет он. Что для вас в школе интересно? А что скучно? Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (10 мин).

Сядьте по несколько человек и попытайтесь составить общие списки того, что в школе интересно, а что скучно (10 мин). Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом (5 мин).

Управление учебно-воспитательным процессом глазами родителей учащихся 

Следующий этап системного анализа – анализ состояния воспитательной работы, направленный уже на родителей обучающихся.

Цель анализа:

анализ мнения взрослых касательно воспитательной работы и осуществление процесса взаимодействия в классе.

Задачи анализа:

  • выявить активность участия школьников и их родителей в общественной жизни класса, проведении мероприятий;
  • определить эмоциональное отношение взрослых к классу, к мероприятиям, особенно важно определить отношение к негативным явлениям, происходящим в школе и классе;
  • выявить удовлетворенность родителей школьников отношениями с участниками образовательного процесса.

Анкетирование с целью управления учебно-воспитательным процессом проводится на родительском собрании в конце учебного года. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 15–20 мин. 

Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

Управление учебно-воспитательным процессом глазами классного руководителя

Следующий этап системного анализа – анализ состояния воспитательной работы, проводимый классным руководителем.

Цель анализа:

разработать программу развития воспитательной системы класса.

Задачи анализа:

  • определить, каков был положительный опыт, а также определить условия, гарантирующие положительные результаты;
  • найти типичные недостатки в управлении учебно-воспитательным процессом;
  • выявить степень влияния условий в классе на воспитанность учеников;
  • определить направления и средства развития воспитательно-образовательного процесса в классе с помощью анализа мнения всех его участников;
  • предложить систему мер по преодолению недостатков и гармонизации воспитательной среды в классе.

В процессе проведении анализа управления учебно-воспитательным процессом классный руководитель обязан четко понимать педагогический анализ и содержание аналитической деятельности. Этапы педагогического анализа представлены далее в таблице.

Управление учебно-воспитательным процессом: анализ воспитательной работы

Структура анализа итогов учебного года:

  1. Достигнутый уровень решения задач, количественная и качественная характеристика результатов и их динамики.
  2. Выявление и оценка положительных сторон воспитывающей деятельности школы и недостатков в работе (положительных и отрицательных факторов, условий). 3. Меры, способствующие достижению успехов (причинно-следственные связи).
  3. Причины, вызвавшие появление недостатков.
  4. Нерешенные проблемы (перечислить, выделить первоочередные на новый учебный год).

Одним словом, анализ управления учебно-воспитательным процессом завершается этапом определения целей, основных направлений и содержания образовательной деятельности на следующий период. Производить анализ воспитательного процесса в классе удобно на основе памятки, приведенной далее.

Итак, чтобы произвести анализ воспитательной работы класса, педагогу следует ответить на следующие вопросы: 

  1. Какие задачи воспитания и развития учеников вы планируете решить в учебном году? 
  2. Что вы предполагаете предпринять для этого как педагог-воспитатель?
  3. Какие задачи вам уже удалось решить, что помогло вам в этом, почему?
  4. Какие задачи до сих пор остаются нерешенными? В чем причина?
  5. Как решение задач повлияло на развитие школьников? Какие положительные тенденции проявились в развитии учащихся и их воспитанности? 
  6. Какими результатами собственной деятельности вы до сих пор не удовлетворены? Что предполагаете сделать для получения желаемого результата?

Результаты проведенного системного анализа можно смело считать основанием для планово-прогностической работы классного руководителя на планируемый период.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль