Современные функциональные обязанности педагога-психолога школы

2146
Современные функциональные обязанности педагога-психолога школы

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение процесса образования требует принципиально новых, современных подходов, пересмотру подлежат и функциональные обязанности педагога-психолога школы

Медицинская, психолого-педагогическая  и социальная помощь в со­ответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образо­вании в Российской Федерации» включает в себя:

  1. проведение консультаций учеников, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  2. коррекционные-развивающие занятия с учениками, компенсирующие практикумы, логопедическую поддержку детей; 
  3. совокупность реабилитационных мероприятий; 
  4. помощь ученикам в выборе профессии, социальной адаптации. 

В пункте 25 федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее - ФГОС), утверж­денных приказом Минобрнауки России от 1712.2010 № 1897, опре­делены психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ (далее ООП). Исходя из этого документа, можно выделить важнейшую обязанность педагога-психолога школы. Это содействие в создании необходимых условий реализации образовательных программ с точки зрения психологии.

Это предполагает следующие обязаннности педа­гога-психолога школы: 

  1. Сопровождение процесса адаптации к ус­ловиям обучения на новой ступени:
  • учащихся первых классов к условиям обучения в начальной школе;
  • пятиклассников к условиям обучения на основной ступени общего образования.
  1. Развитие компетентно­сти педагогов и администрации.
  2. Развитие психологической компетентности родителей.
  3. Реализация мероприятий, связанных с сохранением и укреплением психологического здоровья, формирование осознания важности здорового образа жизни.
  4. Сопровождение подготовки к итоговой ат­тестации.
  5. Поддержка различных категорий обучающихся: 
  • детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • школьников, испытывающих затруднения в освоении ООП;
  • одаренных учащихся, высокомотивированных 
  1. Сопровождение развития коммуникативной компетентности учащихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления, социальной адаптации 
  2. Сопровождение про­фильной и предпрофильной подготовки, профориентации.
  3. Экспертиза образовательной среды.
  4. Сопровождение исследова­тельской и проектной деятельности учащихся.

Многие из перечисленных обязанностей не являются принципиально новыми. Так, например психо­логическое сопровождение процесса адаптации школьников к усло­виям обучения на новой ступени всегда включалось в функциональные обязанности педагога-психолога школы. По этому направлению разработано много занимательных программ психолога в школе


Работа по адаптации учащихся носит комплексный характер и требует полипрофессионального взаимодействия специалистов образовательной организуции. Это необходимо учитывать при разработке функциональных обязанностей педагога-психолога школы. 


Психологическое просвещение педагогов и родителей - традиционная обязанность психолога образовательного учреждения. Учитывая, что в новых ФГОС внимание акцентируется на развитии психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов, штатному психологу образовательной организации необходимо использовать более ориентированные на практику технологии и методики.

Осуществление мероприятий, направленных на сохранение и укре­пление психологического здоровья всех участников образовательного про­цесса, формирование осознания важности здорового образа жиз­ни, - важнейшая обязанность психолога образовательного учреждения. Одной из таких задач является помощь в социально-психологическом тестировании школьников на предмет употребления ими наркотических веществ. В рамках решения этой задачи штатный психолог работает с учащимися и родителями, направленными в обязательном порядке на тестирование. 

Подготовка заключений в территориальные ПМПК как одна из обязанностей педагога-психолога школы 

Ранее уже отмечалось, что все ученики школы имеют право на создание условий, необходимых для обучения с учетом особенностей состояния их здоровья и психофизического развития, в т. ч. и на полу­чение психологической и социально-педагогической помощи.

В первую очередь в помощи психолога нуждаются детишки с ограниченными возможностями здоровья, учащиеся с девиантным пове­дением, а также отстающие от образовательной программы школьники. Это нужно и важно учесть, разрабатывая функциональные обя­занности педагога-психолога школы. 

В функциональные обязанности психо­лога образовательного учреждения может входить не только уча­стие в подготовке и реализации индивидуальных планов развития детей с ОВЗ или школьников с поведением, отклоняющимся от принятых норм в составе школьного ПМПк, но и на выполнение рекомендаций по оказанию психологической помощи ученику, зафикси­рованных в решении территориальной ПМПК.

В соответствии с п. 15 Положения в пакет документов, предо­ставляемых родителями для записи ребенка на ПМПК, включается (при наличии) заключение специалиста (специалистов), осуществля­ющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучаю­щихся в образовательной организации. Поэтому родители или закон­ные представители ребенка имеют полное право обратиться к штатному психологу школы для получения такого заключения.

Следовательно, в перечень функциональных обязанностей педагога-психолога школы наряду с ведением другой рабочей документации, возможно включение подготавливания заключений для предоставления родителя­ми в территориальные ПМПК.

Работа в службе школьной медиации

При реализации такого направления деятельности, как психоло­гическое сопровождение социальной адаптации и развития ком­муникативной компетентности обучающихся, включая психоло­гическую поддержку деятельности детских объединений, учени­ческого самоуправления, необходимо использовать медиацию в школе. В рамках службы школьной медиации психолог обучает навы­кам плодотворного взаимодействия с другими людьми и искусству предотвращать и разрешать конфликты и спорные ситуации. 

Минобрнауки России издало письмо от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Методические рекомендации, содер­жащиеся в данном письме, опираются на целый ряд российских и международных нормативно-правовых документов, в т. ч. и на Феде­ральный закон от 27072010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процеду­ре урегулирования споров с участием посредника (процедуре ме­диации)». Внедрение служб школьной медиации в деятельность образовательных организаций не случайна. Она имеет большое зна­чение для предотвращения острых конфликтных и спорных ситуаций.

В настоящих методических рекомендациях не даются прямые указания на то, что педагог-психолог в обязательном порядке должен входить в эту служ­бу. Однако важно помнить, что школьная медиация будет реализована наилучшим образом педагогом-психологом. Связано это с тем, что предмет "конфликтология" входит в профессиональную подготовку специалистов области психологии. 


Деятельность педагога-психолога в службе школьной медиации может входить в основной функционал и осуществляться в формате деятельности детских объелинений


В связи с тем, что процедура школьной медиации предполагает осуществление конкретных поэтапных дей­ствий, требующих специальных знаний, педагогу-психологу необходимо пройти специальное обучение, в т. ч. и навыкам трансляции медиативных технологий уча­щихся, родителей и педагогов.

Если психолог проводит большое количество занятий, консультаций, обследований с учащимися, родителями и учителями, мастер-классы педагога-психолога для педагогов, то работа в службе школьной медиации может входить в перечень его дополнительных функциональных обязанностей. 

Если руководство школы не испытывает острой потребности в коррекционной работе с учащимися, то деятельность педагога-психолога в службе школьной медиации, на наш взгляд, может осуществляться в рамках основного функционала в формате детских объеди­нений. Это обеспечит безопасность участников образовательного процесса с психологической точки зрения. 

Для реализации всех вышеперечисленных обязанностей педагога-психолога в школе необходимо подготовить специально ориентированные планы психологического со­провождения, проведения мастер-классов педагога-психолога для педагогов.

Важно учитывать, что при организации психологического со­провождения и оказания помощи школьникам требуется согласие их родителей либо законных представителей. С каждым родителем в индивидуальном порядке заключается договор. Также он может заключаться и с группой родителей. Ниже представлены примерные формы. 

Примерная форма группового договора:

«Согласие на осуществление психологической работы педагогом-психологом ________________________________в___________________________________________

классе___________ ОО в 20__________ /20_________            учебном году.

Ф.И.О. Согласие на психологическую работу (согласен/не согласен) Ф.И.О. родителей Дата Подпись
1 Согласен

Функциональные обязанности педагога-психолога школы документально оформляются и утверждаются директором. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль