Современные функциональные обязанности педагога-психолога школы

1858
Современные функциональные обязанности педагога-психолога школы

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение процесса образования требует принципиально новых, современных подходов, пересмотру подлежат и функциональные обязанности педагога-психолога школы

Медицинская, психолого-педагогическая  и социальная помощь в со­ответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образо­вании в Российской Федерации» включает в себя:

  1. проведение консультаций учеников, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  2. коррекционные-развивающие занятия с учениками, компенсирующие практикумы, логопедическую поддержку детей; 
  3. совокупность реабилитационных мероприятий; 
  4. помощь ученикам в выборе профессии, социальной адаптации. 

В пункте 25 федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее - ФГОС), утверж­денных приказом Минобрнауки России от 1712.2010 № 1897, опре­делены психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ (далее ООП). Исходя из этого документа, можно выделить важнейшую обязанность педагога-психолога школы. Это содействие в создании необходимых условий реализации образовательных программ с точки зрения психологии.

Это предполагает следующие обязаннности педа­гога-психолога школы: 

  1. Сопровождение процесса адаптации к ус­ловиям обучения на новой ступени:
  • учащихся первых классов к условиям обучения в начальной школе;
  • пятиклассников к условиям обучения на основной ступени общего образования.
  1. Развитие компетентно­сти педагогов и администрации.
  2. Развитие психологической компетентности родителей.
  3. Реализация мероприятий, связанных с сохранением и укреплением психологического здоровья, формирование осознания важности здорового образа жизни.
  4. Сопровождение подготовки к итоговой ат­тестации.
  5. Поддержка различных категорий обучающихся: 
  • детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • школьников, испытывающих затруднения в освоении ООП;
  • одаренных учащихся, высокомотивированных 
  1. Сопровождение развития коммуникативной компетентности учащихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления, социальной адаптации 
  2. Сопровождение про­фильной и предпрофильной подготовки, профориентации.
  3. Экспертиза образовательной среды.
  4. Сопровождение исследова­тельской и проектной деятельности учащихся.

Многие из перечисленных обязанностей не являются принципиально новыми. Так, например психо­логическое сопровождение процесса адаптации школьников к усло­виям обучения на новой ступени всегда включалось в функциональные обязанности педагога-психолога школы. По этому направлению разработано много занимательных программ психолога в школе


Работа по адаптации учащихся носит комплексный характер и требует полипрофессионального взаимодействия специалистов образовательной организуции. Это необходимо учитывать при разработке функциональных обязанностей педагога-психолога школы. 


Психологическое просвещение педагогов и родителей - традиционная обязанность психолога образовательного учреждения. Учитывая, что в новых ФГОС внимание акцентируется на развитии психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов, штатному психологу образовательной организации необходимо использовать более ориентированные на практику технологии и методики.

Осуществление мероприятий, направленных на сохранение и укре­пление психологического здоровья всех участников образовательного про­цесса, формирование осознания важности здорового образа жиз­ни, - важнейшая обязанность психолога образовательного учреждения. Одной из таких задач является помощь в социально-психологическом тестировании школьников на предмет употребления ими наркотических веществ. В рамках решения этой задачи штатный психолог работает с учащимися и родителями, направленными в обязательном порядке на тестирование. 

Подготовка заключений в территориальные ПМПК как одна из обязанностей педагога-психолога школы 

Ранее уже отмечалось, что все ученики школы имеют право на создание условий, необходимых для обучения с учетом особенностей состояния их здоровья и психофизического развития, в т. ч. и на полу­чение психологической и социально-педагогической помощи.

В первую очередь в помощи психолога нуждаются детишки с ограниченными возможностями здоровья, учащиеся с девиантным пове­дением, а также отстающие от образовательной программы школьники. Это нужно и важно учесть, разрабатывая функциональные обя­занности педагога-психолога школы. 

В функциональные обязанности психо­лога образовательного учреждения может входить не только уча­стие в подготовке и реализации индивидуальных планов развития детей с ОВЗ или школьников с поведением, отклоняющимся от принятых норм в составе школьного ПМПк, но и на выполнение рекомендаций по оказанию психологической помощи ученику, зафикси­рованных в решении территориальной ПМПК.

В соответствии с п. 15 Положения в пакет документов, предо­ставляемых родителями для записи ребенка на ПМПК, включается (при наличии) заключение специалиста (специалистов), осуществля­ющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучаю­щихся в образовательной организации. Поэтому родители или закон­ные представители ребенка имеют полное право обратиться к штатному психологу школы для получения такого заключения.

Следовательно, в перечень функциональных обязанностей педагога-психолога школы наряду с ведением другой рабочей документации, возможно включение подготавливания заключений для предоставления родителя­ми в территориальные ПМПК.

Работа в службе школьной медиации

При реализации такого направления деятельности, как психоло­гическое сопровождение социальной адаптации и развития ком­муникативной компетентности обучающихся, включая психоло­гическую поддержку деятельности детских объединений, учени­ческого самоуправления, необходимо использовать медиацию в школе. В рамках службы школьной медиации психолог обучает навы­кам плодотворного взаимодействия с другими людьми и искусству предотвращать и разрешать конфликты и спорные ситуации. 

Минобрнауки России издало письмо от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Методические рекомендации, содер­жащиеся в данном письме, опираются на целый ряд российских и международных нормативно-правовых документов, в т. ч. и на Феде­ральный закон от 27072010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процеду­ре урегулирования споров с участием посредника (процедуре ме­диации)». Внедрение служб школьной медиации в деятельность образовательных организаций не случайна. Она имеет большое зна­чение для предотвращения острых конфликтных и спорных ситуаций.

В настоящих методических рекомендациях не даются прямые указания на то, что педагог-психолог в обязательном порядке должен входить в эту служ­бу. Однако важно помнить, что школьная медиация будет реализована наилучшим образом педагогом-психологом. Связано это с тем, что предмет "конфликтология" входит в профессиональную подготовку специалистов области психологии. 


Деятельность педагога-психолога в службе школьной медиации может входить в основной функционал и осуществляться в формате деятельности детских объелинений


В связи с тем, что процедура школьной медиации предполагает осуществление конкретных поэтапных дей­ствий, требующих специальных знаний, педагогу-психологу необходимо пройти специальное обучение, в т. ч. и навыкам трансляции медиативных технологий уча­щихся, родителей и педагогов.

Если психолог проводит большое количество занятий, консультаций, обследований с учащимися, родителями и учителями, мастер-классы педагога-психолога для педагогов, то работа в службе школьной медиации может входить в перечень его дополнительных функциональных обязанностей. 

Если руководство школы не испытывает острой потребности в коррекционной работе с учащимися, то деятельность педагога-психолога в службе школьной медиации, на наш взгляд, может осуществляться в рамках основного функционала в формате детских объеди­нений. Это обеспечит безопасность участников образовательного процесса с психологической точки зрения. 

Для реализации всех вышеперечисленных обязанностей педагога-психолога в школе необходимо подготовить специально ориентированные планы психологического со­провождения, проведения мастер-классов педагога-психолога для педагогов.

Важно учитывать, что при организации психологического со­провождения и оказания помощи школьникам требуется согласие их родителей либо законных представителей. С каждым родителем в индивидуальном порядке заключается договор. Также он может заключаться и с группой родителей. Ниже представлены примерные формы. 

Примерная форма группового договора:

«Согласие на осуществление психологической работы педагогом-психологом ________________________________в___________________________________________

классе___________ ОО в 20__________ /20_________            учебном году.

Ф.И.О. Согласие на психологическую работу (согласен/не согласен) Ф.И.О. родителей Дата Подпись
1 Согласен

Функциональные обязанности педагога-психолога школы документально оформляются и утверждаются директором. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль