Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования в школе

1497
Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования в школе

Идея о запуске инклюзивного образования в школе принадлежит замечательному советскому психологу Л.С. Выготскому. В 1930-е годы он в числе первых подтвердил необходимость такого подхода для успешной практики социаль­ной компенсации физического дефекта, имеющегося у ребенка. 

Инклюзивное образование в России на данный момент находится на этапе формирования, но при всем при этом уже является ведущей тенденцией совре­менного этапа развития системы образования.


«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».

Жан Ванье


Цель инклюзивного образования в школе - не заменить систему специального обучения, а методично изменять систему образования путем слияния двух подсистем - специальной и общей, тем самым воспитывая в людях и в обществе в целом гуманность. 

Сопоставление инклюзивного образования в школе и интеграции 

Инклюзивное образование в школе (включенное,совместное обучение) - процесс грядущих перемен в общем образовании, основанный на том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) имеют полное право получать качественное современное обучение наравне с их здоровыми сверстниками. Инклюзивное образование развивает методологию, признающую что все дети индивидуальны и имеют различные потребности. Подход к обучению должен быть максимально гибким, чтобы удовлетворить эти запросы. В инклюзии выигрывают все дети, а не только воспитанники с ограничениями по здоровью. 

Сопоставим понятия «интеграция» и «инклюзия» (табл. 1, 2).

Таблица 1

Сопоставление понятий «интеграция» и «инклюзия»

Интеграция Инклюзия
1. Внимание направлено на проблемы детей с ОВЗ 1. Внимание направлено на всех детей детского сада, школы, вуза и т.д.
2. Необходимое требование - изменение субъекта (воспитанника с проблемами в развитии) 2. Изменяются детский сад, школа, вуз
3. Преимущество от этого процесса получают только дети с ОВЗ 3. Преимущества получают все дети
4. Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка 4. Неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса, педагога вуза
5. Возможно использование специальных методов обучения и терапии 5. Качественное обучение и воспитание всех детей
6. Ассимиляция 6. Трансформация

Проводя анализ этих двух таблиц, напрашивается вывод о том, что интегративном подходе воспитанник с ОВЗ приспосабливается к системе образования, которая сама по себе остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования подстраивается под потребности ребенка. 

Таблица 2

Организация системы образования при интеграции и инклюзии*

Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования в школе

Основы и принципы инклюзивного образования в школе 

Инклюзивное образование в школе - это право каждого взрослого человека и ребенка, независимо от половозрастного признака, способностей, народной принадлежности, вероисповедания, наличия определенных нарушений в развитии или их отсутствия, принимать участие в жизни современного общества и вносить личный вклад в его совершенствование. Нужно отметить, что в фундамент инклюзивного обучения заложены особенные принципы, согласно которым любое ущемление прав детей исключено, а для воспитанников с ОВЗ создаются особые условия. Каждый воспитанник имеет равные возможности для получения высококачественного образования, а между сверстниками царит взаимное уважение и равноправие. 

Плюсы инклюзивного образования в школе: 

  • создание в обычной общеобразовательной школе особых условий для обучения детишек с ОВЗ; 
  • создание образовательных условий, гибких и адаптивных; 
  • совместное обучение и нахождение в классах особых и обычных детей, оказание детям необходимой квалифицированной поддержки педагога-психолога; 
  • подготовка учеников, родителей, педагогического состава школы к приня­тию детей с ОВЗ и создание максимально комфортных условий для всех воспитанников; 
  • формирование в сообществе, будь то класс, группа или школа навыков толерантности, милосердия, взаимного уважения.

Минусы: В идеале минусов и не должно быть, поскольку инклюзивное образование в школе направлено на улучшение качества жизни всех без исключения детей, в особенности это касается воспитанников из социально уязвимых групп. 

Обоснование необходимости инклюзивного образования в школе: 

  • обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
  • фактом является то, что опека детей в школах-интернатах далеко не всегда отвечает истинным интересам воспитанников; 
  • анализ данных говорит о том, что социальные сервисы улучшаются за счет того, что становятся более гибкими и адаптивными; 
  • в тех случаях, где возможности ограничены, результат может быть достигаемым без добавочного привлечения ресурсов, если отношение и образ действий участников образовательного процесса поддерживают методологию инклюзии.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного об­разования.  


Ключевые принципы инклюзивного образования в школе: 

  1. Дети посещают детский сад и школу в непосредственной близости от дома; 
  2. Программы раннего вмешательства реализуются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному («комбинированному») детскому саду, школе. Все дети с ограничениями по здоровью должны иметь право на получении путевки в детский сад. 
  3. Методика разработана для поддержки в обучении воспитанников с разными способностями таким образом – улучшается качество получения знаний всех без исключения детей; 
  4. Все дети участвуют в совместных мероприятиях - конкурсах, представлениях, экскурсиях; 
  5. Индивидуальное обучение поддерживается сплоченной работой педагогов, родителей, а также всех тех, кто мог бы оказать помощь и поддержку; 
  6. Инклюзивное образование, если оно основывается на правильной идеологии, помогает предотвратить дискриминацию в отношении воспитанников и поддерживает особых детей в их праве быть полноценными членами коллектива и общества в целом.  


Отметим, что инклюзивное образование в школе стало одобряться еще и потому что на смену «медицинской» модели пришла модель «социальная», которая гласит:  

  • причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;
  • причина инвалидности - это существующие в обществе стереотипы и предрассудки, физические и организационные препятствия.  

При социальной модели ребенок с ОВЗ не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, барьеры и препятствия в обучении особого ребенка созда­ет само общество и несовершенство нашей системы, которая не соотвествует различным потребностям учащихся. 

Междисциплинарное взаимодействие - условие успешной инклюзии

Для успешного осуществления инклюзивного образования в школе и реализации социального подхода тре­буются изменения самой системы обра­зования.

Обучение по принципу инклюзии становится принципиально невозможным без организации междисциплинарного взаимодействия специалистов, действующих как единая команда. 

Представим пять основных принципов командной работы:

  1. Признание метода инклюзии как психолого-педагогической идеологии и стратегии.
  2. Интерес специалиста к смежным предметам, готовность к переменам, новаторству; 
  3. Уважение ко всем участникам команды, доброжелательность, искренность, готовность в любую минуту оказать необходимую поддержку и помощь; 
  4. Равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результат общей работы.
  5. Четкое распределение ролей членов команды, соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.

Выполнение этих нескольких принципов позволит более комплексно и эффективно решать проблемы воспитанника и его семьи. 

Параметры эффективности такого междисциплинарного взаи­модействия:

  • учет уровня развития воспитанника, его способностей ресурсных возможностей; 
  • задачи социализации и адаптации воспитанника решаются в приоритетном порядке; 
  • учет межличностных отношений между субъектами инклюзивной среды;
  • адекватная последовательность «подключения» к работе с ребенком «нужно­го специалиста в нужный момент»;
  • участие родителей в адаптации и социализации школьника, их тесное сотрудничество со специалистами. 


Целью междисциплинарного взаимодействия является поиск эффективных технологий и решений в области организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса


Каковы же условия эффективного решения междисциплинар­ного взаимодействия? Перечислим.

Единство инклюзивного образования - от детского садика до школы. Условия благополучного решения этой задачи:

  • знание этапов, закономерностей развития на каждом шаге образования и в различном возрасте;
  • понимание педагогических и психологических задач для каждого возраста; 
  • учитывать специфику психического развития детей с ОВЗ, знание и понимание механизма и причин таких особенностей; 
  • знание клинических проявлений того или иного заболевания, готовность к возможным исходам и вариантам развития событий, готовность оказать помощь медикаментозно; 
  • учет образовательных задач внутри каждой ступени образования;
  • знание этапов и закономерностей развития взаимодействия между детьми в различном возрасте.

Последовательное «погружение» учебной организации в формирование инклюзивного пространства. Успешность междис­циплинарного сопровождения будет определяться:

  • проведением различных тренингов, командных сборов, групповых обсуждений, индивидуальных консультаций и т.д.; 
  • работой в специализирующихся мастерских; группах взаимоподдержки, супервизорских группах и т. д.

Содержание процесса инклюзивного образования в школе. Успешность действий междисциплинарного сопровождения будет опреде­ляться:

  • созданием эффективной команды специалистов, определяющей «содержа­тельное поле» инклюзии;
  • адекватной образовательной средой в отношении воспитанника с ОВЗ и комплектации детских групп и классов;
  • разработкой последовательности и объема помощи особому ребенку;
  • разумным преобразованием учебных программ, выстраиванием последовательности и глубины подачи материала с учетом способностей воспитанников; 
  • поддержкой педагогов при помощи методической литературы, повышением квалификации учителей и других специалистов, работающих в единой команде. 
  • работой с родителями, их психологической поддержкой. 

* Развитие инклюзивного образования. Сборник материалов / сост. С. Прушинский, Ю. Симонова.: Перспектива, 2007.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль