Защита и соблюдение авторских прав в дошкольном учреждении

4813
А.А. Вавилова,юрист-консультант журнала “Справочник руководителя образовательного учреждения”

Основным документом, регулирующим вопросы авторского права, является Закон РФ от 09.07.93 № 5351­1 “Об авторском праве и смежных правах” (далее – Закон). Первым сложным вопросом, который может возникнуть в этой сфере у дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), является вопрос о том, какие же объекты, какие результаты труда его работников охраняются авторским правом. Согласно ст. 6 вышеупомянутого Закона, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Под произведением можно понимать результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Творческая деятельность автора приводит к возникновению нового, оригинального результата, к возникновению произведения как идеального объекта. Оригинальность произведения является обязательным условием охраноспособности в ряде решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Вопрос о том, является ли произведение оригинальным, очень сложен, вызывает множество разногласий и не может рассматриваться в данной статье ввиду ограниченности ее объема.

Представляется обоснованной точка зрения, что объект, который может быть создан многими людьми независимо друг от друга, не является оригинальным (например, не оригинально название “Методика преподавания английского языка детям дошкольного возраста” или список произведений какого­либо автора, даже если он составлен полностью самостоятельно). Апелляционная палата Роспатента указывает, что объектом авторского права может быть только оригинальный творческий результат. При этом под оригинальными понимаются те результаты, которые не повторяются при параллельном творчестве лиц, работающих независимо друг от друга.

Для того чтобы произведение (идеальный объект) охранялось, оно должно быть выражено в объективной форме (форма, которая позволяет иным лицам ознакомиться с произведением). Не следует смешивать произведение как идеальный объект и форму его выражения как материальный носитель (например, данная статья как объект авторского права и номер журнала, который вы держите в руках, как материальный носитель). Право собственности на материальный носитель и авторское право на произведение не связаны между собой – передача носителя не означает автоматической передачи авторского права (вы получили номер журнала и он ваш, но авторское право на статьи принадлежит авторам или Издательскому дому МЦФЭР, а не вам).

Для ДОУ важно также то, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (ст. 6 Закона). Таким образом, методика воспитания или образования не может сама по себе быть объектом авторского права. Даже если работниками учреждения были разработаны уникальные методы ведения образовательной и воспитательной деятельности, они не могут охраняться авторским правом. Если иное учреждение захочет применять эти методы в своей деятельности, воспрепятствовать этому нельзя. (Однако использование института служебной и коммерческой тайны для защиты таких разработок затруднит копирование уникальных методов).

Если методика будет выражена в форме оригинального учебника, пособия, методических рекомендаций и т. п., авторским правом будет охраняться учебник, пособие или рекомендации как литературное произведение. При этом еще раз подчеркнем, что охрана текста произведения не будет означать монополии на использование изложенных в нем идей, методов, способов и т. п. Охраняться будет оригинальная форма произведения, идеи же, методы, процессы и т. п., воплощенные в произведении в иной форме, не охраняются и могут быть использованы при создании подобных произведений.

Работники ДОУ могут создать не только литературное произведение. Согласно ст. 7 Закона “объектами авторского права могут быть:

• литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

• драматические и музыкально­-драматические произведения, сценарные произведения;

• хореографические произведения и пантомимы;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• аудиовизуальные произведения (кино­, теле­ и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино­ и телепроизведения);

• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

• произведения декоративно-­прикладного и сценографического искусства;

• произведения архитектуры, градостроительства и садово­паркового искусства;

• фотографические произведения;

• производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

• сборники(энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

• другие произведения”.

При нарушении авторского права применяется гражданско-­правовая, административная или уголовная ответственность. Контрафактные (изготовленные или введенные в оборот без разрешения обладателя авторского права) экземпляры произведений уничтожаются либо передаются правообладателю по его просьбе. Обладатели исключительных прав в соответствии со ст. 49 Закона вправе требовать возмещения убытков или выплаты компенсации, которая может взыскиваться независимо от наличия убытков в размере, определяемом в соответствии с данной статьей. Однако не только защита интеллектуальной собственности авторским правом может сыграть роль в деятельности ДОУ.

Следует помнить, что учреждение и само должно соблюдать чужие авторские права. При этом может получиться так, что учреждение будет использовать контрафактные экземпляры произведений не по своей вине. Например, учреждение может приобрести эти экземпляры у третьих лиц, не проверив правомочий третьего лица распространять их. И хотя в таком случае ответственность за нарушение авторского права будет нести не учреждение, а третье лицо, передавшее их, пострадает ДОУ, поскольку контрафактные произведения будут конфискованы. При этом не в каждом случае удастся взыскать с передавшего лица потраченные средства и убытки. Поэтому при приобретении материальных носителей объектов авторского права следует проверить, уполномочен ли контрагент на распоряжение ими.

Примером может служить договор об установке программ для ЭВМ, когда ДОУ ставят контрафактные экземпляры программы, а затем по иску правообладателя их уничтожают. При этом деятельность ДОУ, как минимум, приостанавливается до новой установки программ.

Программы для ЭВМ и базы данных являются объектами авторского права, в отношении которых предусматривается специфическое регулирование. Основным документом при этом является Закон РФ от 23.09.92 № 3523­1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”. Знание его может стать актуальным для ДОУ, если его работниками будут созданы программы для ЭВМ и базы данных.

В этом случае учреждение получит исключительное право воспроизводить, распространять или иначе использовать программу или базу данных. В случае нарушения этого права контрафактные экземпляры могут быть арестованы, а нарушитель понесет ответственность в виде возмещения убытков (в ряде случаев возможны иные формы ответственности – вплоть до уголовной).

Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2006. № 3. С 43-46.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль