Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей

4407
В.Г. Боровик,советник управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора, заслуженный учитель РФ

Сегодня в стране более 800 тысяч детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Конвенцией ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей 20.11.89) установлено право детей, лишенных своего семейного окружения, на особую защиту и помощь со стороны государства.

Основными законодательными актами РФ, создающими правовую основу системы государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, являются Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.12.96 № 159­ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (далее – Закон № 159­ФЗ), Федеральный закон от 24.07.98 № 124­ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, соответствующие законы субъектов РФ.

Органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями проводится работа по защите прав и законных интересов детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, анализ деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений по охране прав детей данной категории позволяет сделать вывод о наличии ряда существенных недостатков и нарушений, наиболее типичные из которых описаны ниже.

В Закон № 159­ФЗ внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми полномочия по вопросам социальной поддержки детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к компетенции субъектов РФ.

В соответствии с изменившимися полномочиями органы государственной власти субъектов РФ должны разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие:

• размер и порядок возмещения средств, затрачиваемых на курсы по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждениях;

• порядок обеспечения выпускников образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью и размер единовременного денежного пособия;

• порядок обеспечения выпускников из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений федерального подчинения) за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием;

• порядок проезда детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на городском, пригородном, внутрирайонном (в сельской местности) транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Кроме того, субъекты РФ должны принять нормативные правовые акты, устанавливающие нормы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, образовательных учреждениях для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Как известно, постановление Правительства РФ от 20.06.92 № 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, регулировавшее вопросы материального обеспечения детей данной категории утратило силу в 2005 г. Действие постановления Правительства РФ от 07.11.05 № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”» распространяется только на обучающихся, воспитанников федеральных образовательных учреждений.

Анализ результатов инспекционных проверок деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений в 2006 г. показывает, что до сих пор в ряде субъектов РФ не приняты такие нормативные правовые акты, как:

• установление размера и порядка возмещения детям­-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, расходов на курсы по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

• порядок проезда детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на городском, пригородном, внутрирайонном (в сельской местности) транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

• в ряде субъектов РФ не проведена работа по подготовке и принятию нормативных правовых актов, устанавливающих нормы материального обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем нет понимания в необходимости их принятия.

В то же время существующие региональные нормативные правовые акты по вопросам социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ряд недостатков:

• в отдельных субъектах РФ соответствующими нормативными правовыми актами право на обеспечение одеждой и обувью, единовременным денежным пособием установлено только для выпускников образовательных учреждений для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении субъекта РФ, что нарушает право на аналогичные виды социальной поддержки для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников муниципальных образовательных учреждений для детей данной категории;

• не нашли отражения в соответствующих региональных нормативных правовых актах такие вопросы, как:

– установление суммы расходов на культурно­массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника в процентном соотношении от расчетной стоимости содержания воспитанника в учреждении для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– обеспечение воспитанников образовательных учреждений для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежными средствами на их личные расходы.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, Семейным кодексом РФ возлагается на органы опеки и попечительства, каковыми согласно ст. 34 Гражданского кодекса РФ являются органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства выполняют функции по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей.

Среди наиболее распространенных нарушений здесь следует отметить нарушения, связанные с первичным учетом органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей, а также c ведением регионального банка данных о них:

• органами опеки и попечительства ряда субъектов РФ допущены нарушения ведения журналов первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, не всегда указывается дата выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, дата устройства такого ребенка;

• в значительной части субъектов РФ не соблюдаются сроки предоставления органами опеки и попечительства информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в государственный (региональный) банк данных о таких детях, установленные Семейным кодексом РФ и Правилами ведения государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (утв. постановлением Правительства РФ от 04.04.02 № 217 “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием”);

• региональными операторами банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не регулярно проводятся проверки органов опеки и попечительства на предмет соответствия количества детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях для детей данной категории.

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства, исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей, избирают формы устройства таких детей.

К основным нарушениям в этой части, выявленным во время инспекционных проверок, относятся несоблюдение сроков устройства детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточная работа по подбору кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

Статьей 122 Семейного кодекса РФ на устройство ребенка, лишенного родительского попечения, отводится один месяц со дня поступления о нем сведений.

В значительной части субъектов РФ на начало очередного календарного года имелись дети, оставшиеся без попечения родителей, для которых не избрана форма устройства.

В целом, по данным государственной статистики в РФ, на начало 2005 г. неустроенными оставались 13, 4 тыс. детей (на начало 2004 г. – 12,9 тыс.).

Органами опеки и попечительства не всегда соблюдается срок (1 месяц) устройства детей данной категории. Решение вопроса устройства ребенка затягивается на срок от нескольких месяцев до 1 года.

Отмечены факты недостаточной работы органов опеки и попечительства по подбору кандидатов в усыновители (посторонних граждан), подтверждением чему является достаточно большое количество отмены в судебном порядке усыновлений. Всего в 2005 г., согласно статистическим данным, в России было отменено 150 усыновлений.

Практически в каждом субъекте РФ имеются случаи отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей ввиду их ненадлежащего выполнения. К сожалению, статистическая отчетность (форма № 103­рик) не предусматривает сбора сведений о подобных случаях, что не позволяет провести соответствующий анализ.

Дети­-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в соответствии со ст. 1 Закона № 159­ФЗ имеют право на полное государственное обеспечение на время пребывания в государственном или муниципальном учреждении, на время обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (до 23 лет).

В ходе инспекционных проверок выявлены следующие нарушения:

• в детских домах и школах­интернатах для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительной части субъектов РФ не выполняются натуральные нормы потребления воспитанниками рыбы, творога, молока, овощей, фруктов, соков (в отдельных регионах до 50% от нормы). В данных учреждениях в большинстве регионов в несколько раз превышена норма потребления воспитанниками кондитерских изделий. Все это позволяет утверждать о крайне недостаточном внимании органов управления образованием, самих образовательных учреждений к проблеме организации питания детей;

• в значительной части субъектов РФ недостаточно выделяется бюджетных финансовых средств на приобретение воспитанникам детских домов и школ­-интернатов для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одежды, обуви, мягкого инвентаря. Размер выделяемых средств в основном составляет треть от требуемого норматива;

• имеются случаи невыплаты детям­сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного пособия при выпуске из детских домов и школ-­интернатов для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• в отдельных регионах в образовательных учреждениях начального профессионального образования размер полученной при выпуске детьми­сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, денежной компенсации на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования составил 16% от установленного в регионе норматива. В обращениях, поступающих в Федеральную службу, поднимается проблема, связанная с отказом учреждений высшего профессионального образования выплачивать выпускникам – лицам из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежную компенсацию на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования под предлогом достижения ими до выпуска возраста 23 лет.

Между тем, в соответствии со ст. 8 Закона № 159­ФЗ выпускники образовательных учреждений из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования имеют право на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием при выпуске. Эта норма действует и в случае достижения выпускником возраста более чем 23 года, если вышеуказанным правом он ранее не пользовался.

Среди нарушений и недостатков в организации деятельности детских домов и школ­интернатов для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно отметить следующие:

• в нарушение Типового положения об образовательном учреждении для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 676), устанавливающего возраст помещения в детский дом ребенка 1,5 года, отмечено функционирование в детских домах групп, в которых воспитываются дети в возрасте до 1 года;

• повсеместно на недостаточном уровне проводится работа с образовательными учреждениями, органами опеки и попечительства по защите имущественных прав воспитанников из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего числа воспитанников, имеющих право на получение алиментов со стороны своих бывших родителей, только около 25% воспитанников их получают;

• в нарушение Гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима работы детских домов и школ­интернатов детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Минздравом России 01.11.00) в данных учреждениях ряда субъектов РФ, несмотря на наличие воспитанников с хроническими заболеваниями желудочно-­кишечного тракта, печени, почек, для них не организовано щадящее питание;

• перечень документов в личных делах воспитанников не всегда соответствует требованиям п. 27 Типового положения об образовательном учреждении для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• набор помещений не во всех случаях соответствует требованиям Санитарных правил СП 2.4.990­00 от 01.11.00, в особенности это касается отсутствия необходимого количества изоляторов в медицинском блоке, комнат гигиены для девочек;

• в нарушение п. 32 Типового положения об образовательном учреждении для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающего проведение два раза в год углубленного медицинского осмотра воспитанников, подобный осмотр в ряде субъектов РФ проводится один раз в год, в отдельных случаях даже один раз в несколько лет;

• статьей 55 Семейного кодекса РФ установлено право ребенка на общение с родственниками. Тем не менее, в значительном количестве детских домов и школ­-интернатов не созданы условия, обеспечивающие общение ребенка, оставшегося без попечения родителей, с родственниками: отсутствуют необходимые помещения (гостевые комнаты), воспитанники не всегда обеспечиваются конвертами для ведения переписки.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки и попечительства ряда субъектов РФ не всегда обеспечивается своевременное обследование условий содержания ребенка, помещенного в приемную семью, переданного на усыновление (удочерение), под опеку. При проведении проверок в личных делах детей отсутствовали отчеты о результатах обследования условий содержания и воспитания ребенка в семье. Сами отчеты, как правило, носят формальный характер.

Подводя итоги, не хочется повторять о важности и необходимости защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поскольку в последние десять лет об этом говорилось достаточно много.

Позволю себе просто напомнить, что в наших руках судьбы сотен тысяч детей, лишенных самого главного – родительской любви. Какими вырастут эти дети, в первую очередь зависит от нас.

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 8. С 67-76.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль