Отчисление и исключение учащихся из школы

12782

Д.А. Якунин,

юрист­-консультант журнала “Справочник руководителя образовательного учреждения”

В настоящее время Закон РФ от 10.07.92 № 3266­1 “Об образовании” предусматривает несколько оснований прекращения несовершеннолетними обучения в школах:

• добровольное оставление учащимся общеобразовательного учреждения с целью продолжения обучения в форме семейного образования и в иных, не запрещенных законом, формах, не связанных с регулярным посещением школы;

• оставление учеником школы до получения основного общего образования без продолжения обучения;

• исключение обучающегося из школы.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона РФ “Об образовании” учебные программы могут быть освоены как в школах, так и в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Все эти формы получения образования для школьников не предполагают систематического посещения учащимся общеобразовательного учреждения.

В настоящее время образование в форме экстерната регулируется Положением о получении общего образования в форме экстерната, утв. приказом Мин­образования России от 23.06.00 № 1884. Ранее на территории России действовал приказ Минобразования России от 27.06.94 № 225 “Об утверждении примерных положений о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье”. Однако этот документ в 2005 г. утратил силу. Таким образом, на сегодня федерального нормативного правового акта, регулирующего получение семейного образования, в нашей стране нет. Отсутствует и акт, регулирующий получение общего образования в форме самообразования.

Такая ситуация не должна нарушать прав граждан на получение образования в предусмотренных законом формах. Порядок получения общего образования можно закрепить на уровне конкретной школы либо определенной территории (района, города, края и т. д.). Таким образом, каждый учащийся общеобразовательного учреждения вправе в любое время отказаться от обучения в школе и выбрать наиболее приемлемую для себя форму.

При этом Закон РФ “Об образовании” не предусматривает ограничений для такого выбора, а следовательно, переход на иную, не связанную с посещением школы, форму обучения можно осуществить на любой ступени общего образования. Согласно ч. 4 ст. 17 Закона РФ “Об образовании”, учеников ступени начального и основного образования, не освоивших программу учебного года и не осуществивших ликвидацию академической задолженности в школе по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) ожидает:

• повторное обучение;

• перевод в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника;

• обучение в форме семейного образования.

Не совсем понятно императивное закрепление именно семейного образования, однако во всех остальных случаях выбор формы дальнейшего обучения – дело самого обучающегося и его родителей (законных представителей).

Часть 6 ст. 19 Закона РФ “Об образовании” гласит, что по согласию родителей (законных представителей), Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования.

При этом не только декларируется право каждого на получение общего образования в различных формах, но и гарантируется оказание содействия уполномоченными органами власти (в данном случае органами местного самоуправления) таким ученикам и их родителям (законным представителям) в получении образования.

За совершенные неоднократно грубые нарушения устава школы по решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение из нее обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание этого ученика в образовательном учреждении отрицательно влияет на других школьников. Кроме того, нахождение в школе подобного нарушителя затрагивает права работников образовательного учреждения, а также мешает его нормальному функционированию.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие его трудоустройство и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Исключение детей-­сирот и школьников, оставшихся без попечения родителей, возможно только с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также органа опеки и попечительства. 

Роль Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в процессе обеспечения законных гарантий детей усилена на законодательном уровне, активно защищаются их права на получение общего образования. Обязательное участие данного органа в судьбе несовершеннолетнего, оставляющего общеобразовательное учреждение или исключаемого из него, установлено Федеральным законом от 16.03.06 № 42­ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации “Об образовании”». Ранее таких полномочий у Комиссии не было.

Законодательством не установлены причины, по которым уполномоченные органы должны заниматься именно трудоустройством несовершеннолетнего, оставившего школу до получения основного общего образования, вместо того, чтобы заботиться о продолжении им обучения по иной форме. Однако здесь должны соблюдаться требования действующего трудового законодательства, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих организацию работы несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ “Об образовании” управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Первый принцип реализует единоличный администратор (директор, заведующий и т. д.), второй – органы самоуправления (совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и т. д.). Директор вправе принять решение об исключении учащегося. Но это полномочие руководителя должно быть раскрыто в Уставе школы при описании соотношения прав директора и органов самоуправления.

В действующем законодательстве не уточнено, какие нарушения устава могут считаться грубыми, и не установлен критерий неоднократности их совершения. Но абз. “г” подп. 5 п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об образовании” предусматривает обязательное наличие в уставе образовательного учреждения порядка отчисления и исключения обучающихся (воспитанников). Поэтому правомерно считать, что перечень грубых нарушений и критерии неоднократности их совершения должны определяться уставом общеобразовательного учреждения.

Желательно конкретизировать данные положения устава и четко разграничить нарушения, рассматриваемые в качестве оснований для исключения учащегося, и иные наказания, которые могут быть связаны с исключением. В противном случае у администрации школы могут возникнуть условия для злоупотребления правом, предусмотренным п. 7 ст. 19 Закона РФ “Об образовании”.

Например, в уставах многих школ как грубое нарушение указывается “дезорганизация работы учебного заведения”, но непонятно, что под этим подразумевается. Плохое поведение на уроке, препятствующее ведению образовательного процесса, тоже можно отнести к дезорганизации работы школы. Но за такой проступок (даже совершенный неоднократно) следует выбирать более мягкое наказание, проводя с учащимся воспитательную работу и прибегая к исключению крайне редко (абз. 2 п. 7 ст. 19 Закона РФ “Об образовании”).

Еще один немаловажный фактор – неоднократность нарушений. С точки зрения норм русского языка логично предположить, что неоднократным следует считать любой проступок, совершенный более одного раза. Однако в уставе школы следует специально оговорить, сколько раз и в течение какого времени должен быть совершен тот или иной проступок для признания его неоднократным.

Об отчислении из школы несовершеннолетнего администрация общеобразовательного учреждения должна немедленно проинформировать его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Администрация также обязана выдать характеристику на обучающегося школы, исключаемого из ученического состава.

Наиболее приемлемым в данном случае будет письменное уведомление. Хотя родителей (законных представителей) можно вызвать в школу и вручить им копию приказа об исключении их ребенка либо просто ознакомить с данным документом. При этом родители (законные представители) должны расписаться в оригинале приказа.

Таким образом, необходимо строго соблюдать не только права несовершеннолетних на получение образования, но и процессуальные требования к применению такой крайней меры наказания, как исключение ребенка из школы.

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. № 9. С 61-65.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль