Использование тренажеров для двигательной реабилитации дошкольников с ДЦП

8230

Работа с детьми, страдающими ДЦП, направлена прежде всего на их ­двигательную реабилитацию. Основная задача педагогов и родителей научить ребенка правильно двигаться и самостоятельно себя обслуживать. В работе с такими детьми используются гидрокинезотерапия, массаж, ортопедические средства. Для занятий лечебной физкультурой разработаны и апробированы тренажерные системы и специальные конструкции, одной из которых является "Рельеф для ходьбы".

Уже в первые месяцы жизни у детей с ДЦП заметно отставание в двигательном развитии, что выражается в задержке формирования основных биологических локомоций: поисковых движений головой в положении лежа на спине, вертикализации головы и формировании опорно­-выпрямительных реакций рук в положении лежа на животе, самостоятельном переворачивании со спины на живот и наоборот, ползании на животе, принятии поз на четвереньках, ползании на четвереньках, а также функции присаживания и самостоятельного сидения. Нарушения распространяются на опорную способность нижних конечностей, что затрудняет функцию вертикализации тела ребенка сначала на коленях, а затем и в ортоградном положении стоя. Затруднено или невозможно самостоятельное прямостояние и ходьба, лазание и бег, подскоки и прыжки. Во всех перечисленных основных двигательных режимах страдает эффективность ручной предметно­манипулятивной деятельности, что отрицательно сказывается на успешности бытовой, учебной и трудовой адаптации данного контингента детей.

Детский церебральный паралич – болезнь, возникающая в результате ­повреждения головного мозга как внутриутробно, так и на ранних этапах ­онтогенеза и проявляющаяся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Под двигательными нарушениями подразумевается задержка или искажение в формировании физического развития ребенка (его морфо­функционального статуса), несформированность оптимальной структуры движения и недостаточный уровень развития двигательных качеств, что по отдель­ности или в совокупности приводит к определенному снижению конечной ­результативности данного ­двигательного действия.

Основной целью тренажера “Рельеф для ходьбы” является функциональная проработка практически всего спектра основных двигательных режимов. “Рельеф для ходьбы” развивает стато­динамическое равновесие с последующим формированием вертикального двухопорного положения, позволяющего ребенку передвигаться самостоятельно. В чем же должен заключаться принцип универсальности тренажерных конструкций? Под универсальностью в данном случае мы подразумеваем полноценное использование тренажеров с учетом следующих основных признаков индивидуального дифференцирования нагрузки:

  • по половому признаку – они должны быть применяемы без ограничений как для мальчиков, так и для девочек;

  • возрастному признаку – конструкция тренажера должна предполагать такие размеры составляющих его элементов, которые могли бы биомеханически подходить для упражнений детей как младшей, так и средней и старшей возрастных групп;

  • степени тяжести двигательных нарушений – использование тренажерных систем должно предполагать возможность тренинга на них не только испытуемых с легкой степенью нарушения у ходячих детей, но и плохо сидячих и лежачих подопечных, со средней и тяжелой степенью патологии;

  • форме ДЦП – тренажер должен быть достаточно эффективен для двигательной реабилитации детей с такими формами ДЦП, как атонико­астатическая, гиперкинетическая, гемипаретиче­ская, спастическая гемиплегия и двойная гемиплегия;

  • уровню двигательного развития подопечных, когда при одной и той же форме ДЦП у детей может иметь место различный уровень развития физических качеств и сформированности основных движений. 

Универсальные ­возможности тренажерной конструкции “Рельеф для ходьбы”. Чтобы добиться максимального оздоравливающего, развивающего и реабилитационного эффекта, необходима технологическая возможность методического усложнения тренажерной конструкции. Ведь дети с ДЦП, особенно с проблемами психического развития, очень быстро переключаются с одного вида деятельности на другой – на эту особенность можно адекватно реагировать относительно быстрой трансформацией тренажера “Рельеф для ходьбы” в различные формы и варианты, которые не ограничиваются половыми отличиями детей. На нем с огромным удовольствием упражняются как мальчики, так и девочки.

Центр реабилитации движения

На базе специализированного дошкольного учреждения № 258 “Золотая рыбка” г. Одессы в 1990 г. был организован Центр реабилитации движения. Его возглавил кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Ефименко. Изучая многолетний практический опыт применения специального технического оборудования в процессе физического воспитания и двигательной реабилитации дошкольников с ДЦП, ученые Центра впервые сформулировали основные принципы конструирования и применения подобного технического оборудования.

В 1991 г. несколько специальных тренажеров, разработанных Центром, получили золотую и две серебряные медали на Выставке достижений народного хозяйства. Уже на протяжении 16 лет Одесский авторский педагогический центр разрабатывает и изготавливает универсальные тренажерные конструкции, заметно выигрывающие по сравнению с односторонними тренажерами, широко используемыми на практике. В 1990–1996 гг. в дошкольном учреждении № 258 “Золотая рыбка” г. Одессы прошел апробацию тренажер “Рельеф для ходьбы”.

Сегодня этот тренажер в сочетании с конструкциями “Рукоходы­-поручни”, “Призма”, “Непоседа” успешно используется в специализированных дошкольных учреждениях для детей, страдающих ДЦП, и обычных дошкольных учреждениях № 29, 190, 307 г. Одессы.

Видоизменяющаяся конструкция позволяет удерживать ребенка в своеобразной двигательно­-игровой зависимости, что очень важно в специальной педагогике, учитывающей также и возрастные особенности – начиная от самых маленьких и заканчивая 6–8­летними детьми.

Реабилитация дошкольников с ДЦП пред­полагает постоянное усложнение двигательных режимов упражнения. Метод усложняющейся трансформации тренажера, который является еще одним проявлением принципа универсальности, позволяет решать эту задачу, а также учитывать при составлении коррекционных программ степень тяжести двигательного нарушения ребенка.

Данная тренажерная конструкция состоит из трех основных компонентов. Прежде всего, это очень прочная, универсальная базовая площадка, регулирующаяся по высоте за счет выдвижных ножек. К ней крепятся такие дополнительные элементы, как площадка­-раскладушка и четыре съемные секции, которые могут стыковаться и с другими тренажерами (“Рукоходами­-поручнями”, батутом, гимнастической лестницей и т. д.). В изготовлении тренажер довольно прост. Его основу составляют:

  • фанера толщиной 12 мм, размером 1200 X500 мм, которая является опорной поверхностью;

  • металлический уголок шириной 25 мм, служащий каркасом всех составляющих тренажера;

  • металлические трубы диаметром 24 мм;

  • набор массажных ковриков различной конфигурации – 12 штук;

  • пенополиуретановые коврики на каждую секцию.

Регулярные тренировки на тренажере позволяют прорабатывать не только ползание, но и практически весь спектр основных двигательных режимов:

  • сидячий (III);

  • стоячий (IV);

  • ходьбовый (V);

  • беговой (VII);

  • прыжковый (VIII).

У детей с ДЦП два последних режима исключаются.

Упражнения на тренажере “Рельеф для ходьбы”

Остановимся на описании некоторых упражнений с использованием данного тренажера. По горизонтали расположены четыре двигательных режима (ползательный, сидячий, стоячий (на коленях и в полный рост) и ходьбовый. В вертикальных столбиках сверху вниз показано, каким образом достигается методическое усложнение в каждом из представленных режимов. В основе разработки упражнений на тренажере лежат “золотые формулы” двигательного развития ребенка, описанные в авторской программе Н.Н. Ефименко “Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста” (2000).

Итак, “ползательный” – основной двигательный режим – представлен ползанием по­-пластунски, сначала по горизонтально расположенной конструкции, затем с последующим изменением углов рамок. Далее следует ползание на низких четвереньках под тренажером, ползание по горизонтальной поверхности на средних четвереньках, затем то же, но по наклонной. Потом идет ползание спиной вперед с различными изменениями угла наклона опорных поверхностей. Завершается данный двигательный режим ползанием на высоких четвереньках.

Сидячий” основной двигательный режим – начинается с разворотов на 360° по ходу часовой стрелки, затем против – в позе “сидя на ягодицах” на горизонтальной поверхности. Потом практикуется передвижение на ягодицах­бедрах при помощи рук и без их помощи, с участием инструктора­методиста и самостоятельно; скольжение вниз по наклонной поверхности с последующим подъемом с помощью педагога, поддерживающего ребенка за голеностопы.

Усложнить сидячее двигательное действие можно, выполняя своеобразные развороты на ягодицах – в позе сидя на наклонной поверхности. В дальнейшем можно практиковать подъем в позу сидя при помощи инструктора­методиста, удерживающего ребенка за голеностопные суставы, – при этом очень хорошо прорабатываются мышцы живота и спины. Это же движение выполняется и наоборот – спиной вперед, толчковые движения ногами. Самое сложное упражнение – удерживание позы, сидя на наклонной поверхности, когда вершина двух оснований располагается под коленями.

“Стоячий” – основной двигательный режим – условно подразделяется на два: в положениях на коленях и стоя. Начинается упражнение с пассивных положений на коленях на возвышении с последующим увеличением высоты позы, активизацией ручных манипуляций и разворотами на 360°. После этого следует переходить к более актив­ным действиям – продвижению вперед сначала по горизонтальному рельефу, а затем в наклонных вариантах вверх и вниз, в т. ч. и спиной вперед. Далее выполняются подъем и спуск под углом 35° при по­мощи инструктора, включая самостоятельную переноску различных предметов. Затем выполняется подъем на коленях боком приставными шагами. Для исключения дискомфорта в коленных суставах желательно применять пенополиуретановый коврик или поролоновые маты.

За этими упражнениями следуют упражнения в статическом равновесии (горизонтальная – наклонная поверхность) как с ручной поддержкой, так и без нее: с активными ручными манипуляциями, например бросками мяча (различного веса, объема). Усилить динамический эффект в позе прямостояния можно приседаниями с удерживанием равновесия на горизонтальной и наклонной поверхностях. Далее следуют различные виды наклонов как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Одно из самых сложных упражнений – сохранение равновесия на “вершине” тренажера. Далее следует самостоятельное удерживание равновесия на наклонной поверхности в различных вариантах, в т. ч. левым и правым боком, с различными ручными манипуляциями. Также можно выполнять самостоятельные движения ногами по типу “футболирования”.

“Ходьбовый” – основной двигательный режим – предполагает простейшие движения по низко расположенному тренажеру с последующим увеличением его высоты. Поверхность конструкции при этом может устанавливаться под наклоном в различных направлениях – волнообразно и линейно. Ходьба выполняется как с помощью инструктора, так и самостоятельно. Продолжает данный основной двигательный режим ходьба приставными шагами в левую и правую стороны на горизонтальной поверхности, а также спиной вперед, в т. ч. и по наклонной плоскости. Завершает упражнения данного блока “рельефная ходьба”.

Как видно из описания, арсенал упражнений сначала носит более статический характер с последующим увеличением динамики двигательных действий. Конечно, перечисленный примерный арсенал упражнений на тренажере может быть заметно расширен, в т. ч. с учетом двигательных возможностей ребенка.

Особое внимание следует обратить на систему мер безопасности при выполнении упражнений на данном тренажере. С постепенным увеличением высоты конструкции должна возрастать помощь и поддержка со стороны педагога, особенно при работе с детьми, имеющими тяжелые формы двигательных нарушений. Необходимо усиливать страховочное внимание при выполнении упражнений на максимальной высоте и “волнообразном” расположении тренажерной конструкции. При увеличении высоты (стоячий двигательный режим) следует использовать пенополиуретановый коврик, щадящий коленные суставы. Движения необходимо сначала выполнять в медленном темпе с максимальной концентрацией внимания. Инструктор при этом должен всегда располагаться рядом (сбоку, чуть сзади) от подопечного при выполнении двигательно­игровых заданий, в особенности на наклонных вариантах “Рельефа”, предупреждая падение подопечного назад. Особое внимание педагог должен уделять завершающей фазе упражнений ходьбового основного двигательного режима, когда ребенку необходимо сойти с “площадки­раскладушки” или съемной секции. При этом следует использовать гимнастические маты, чтобы избежать жесткого баллистического контакта с опорой. При стыковке с гимнастической лестницей необходимо закреплять сначала базовую площадку, а к ней уже крепить дополнительные элементы конструкции.

При практическом применении данной конструкции результаты исследований выявили практические улучшения всех показателей двигательного развития детей с ДЦП, которые заметно улучшили статическую устойчивость, динамическую координацию, ловкость, ориентировку в макропространстве.

Н.Д. Мога,

преподаватель кафедры ­дефектологии и физической ­реабилитации

Одесского института ­физической культуры ­и реабилитации

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль