Компьютерный лагерь на базе лицея

4811

Ожидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов (спортивных, творческих, познавательных), о поиске "нового себя", просто купание, чтение, прогулки и игры. Для детей каникулы – это время для развития творческого потенциала, для снятия накопившегося напряжения, для восстановления сил, израсходованных за учебный год, новые возможности для личностного роста.

Основываясь на точке зрения взрослых, каникулы – это продолжение процесса социализации личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального взаимодействия, повышению самостоятельности.

Наша задача при организации каникулярного отдыха детей – согласовать эти оба представления о назначении каникул. Мы понимаем, что использование свободного времени ребенка будет качественным, т. е. и временем отдыха, и временем саморазвития, только тогда, когда выбор деятельности будет основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте в специально организованном воспитательном пространстве.

Педагоги нашего лицея, активно участвующие в создании лагеря информационных технологий в республике, являются на сегодняшний день уникальными носителями опыта использования информационных технологий и всех возможностей облачных технологий во время каникул в учебном и воспитательном процессе. Уникальность описываемого опыта в том, что с помощью данного лагеря значительно расширяется образовательное пространство учащихся образовательных учреждений. В процессе отдыха подростки получают навыки сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, профессиональной и досуговой деятельности.

Цели создания лагеря информационных технологий – это:

  • организация каникулярного времени учащихся;
  • целенаправленный поиск интеллектуально одаренных детей и подростков и развитие их способностей;
  • повышение общего уровня компьютерной грамотности детей и подростков образовательных учреждений республики.

Основная задача нашего лагеря – помочь тем, кто желает повысить свою квалификацию в области компьютерной техники, компьютерного дизайна, программирования и сетевых технологий независимо от начальной подготовки.

У сферы новых информационных технологий и сферы воспитания много общего, что позволяет взаимно обогащать друг друга. Обе сферы ориентируют, прежде всего, не на формирование узкого набора знаний, умений и навыков, а на развитие творческих способностей личности.

Отдых в детском компьютерном лагере формирует не "человека-компьютерщика", а дает ему набор нравственных качеств, позволяющих реализовать возможности профессионального самоопределения, т. е. выбора любой профессии, где используются компьютерные технологии.

Результат смены – не только навыки, умения и знания, но и воспитание поведенческих мотивов при общении с компьютерами. Сетевой этикет, игровая культура, гигиена общения с компьютерной техникой – это только часть общей подготовки подростков.

В основе деятельности лагеря – принцип гармоничного сочетания компьютерного и другого прикладного образования, а также комплекса спортивных и досуговых мероприятий. Детский республиканский лагерь компьютерных технологий – круглогодичная досугово-образовательная база лицея.

В нашем лагере все участники смены – жители компьютерной страны, которые отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по трем неизведанным материкам:

  • материк знаний;
  • материк спорта;
  • материк творчества.

У каждого материка есть свой секрет. Участникам смены предлагается исследовать эти материки и открыть их секреты. Путешествуя, дети станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Помочь раскрыть секреты материков поможет Волшебный КОМПас-компьютер и сказочный герой компьютерной страны – Компьютоша.

В 2005 г. в лагере успешно были проведены следующие тематические смены:

  • "Магия кино" (30.05–16.06);
  • "Мегаполис" (20.06–07.07);
  • "Евровидение" (18.07–04.08);
  • "Театральный фестиваль" (09.08–26.08).

В чем заключается магия кино? В первую очередь в том, что каждый может побывать в самых разных ролях: в роли сценариста и режиссера, художника-оформителя и гримера. Каждый сможет пройти кинопробы и озвучить известный фильм!

"Все это многообразие возможностей, – говорят ребятам, – у вас появится, если вы попадете в компьютерную страну. Здесь вы не только освоите умение работать с самыми современными компьютерными программами, но и сможете применить новые знания в работе киноконцернов и продюсерского центра. Кроме этого у вас появится уникальный шанс встретиться с профессионалами телевизионного мира, реализовать свои лидерские и организаторские способности, обрести настоящих друзей.

Мы приглашаем и в огромный город – Мегаполис. Следует очень постараться, чтобы выбрать правильный маршрут. Однако все не так уж и сложно. Не теряйте бдительность, будьте внимательны, и тогда на перекрестках Мегаполиса вы увидите правильные указатели. Работая в Корпорациях, каждый найдет дело по душе: участвовать в спортивных состязаниях, интеллектуальных играх и развлекательных программах, издавать молодежную газету, проявлять свои лидерские и организационные качества. Все это можно будет совмещать с освоением новых компьютерных технологий".

Компьютерная страна приглашает всех желающих на музыкальный фестиваль "Евровидение". Эта смена для тех, кто желает познакомиться с новым миром звуковых возможностей и увлечений, кто не ждет готовых ответов, а сам хочет двигаться вперед, разобраться в хаосе музыкальных течений, направлений, стилей, жанров, псевдо­музыкальных объединений. А помогут в этом обширные возможности современных информационных технологий.

Профи­-преподаватели поделятся секретами своего мастерства, ответят на любой интересующий вопрос по освоению звуковых технологий современного молодежного досуга. В компьютерных мастерских ребята учатся правильно создавать афиши, концертные билеты, музыкальные сайты и т. д. В течение смены им будет предложено выступить в роли певца, композитора, продюсера, имидж­мейкера, клипмейкера или просто активного слушателя. Фестиваль позволяет побывать в разных эпохах и познакомиться с разными композиторами, стать участником невероятных музыкальных проектов, конкурсов и программ. И все это реально!

Современные информационные технологии и театр – это возможно! В компьютерной стране с 9 по 26 августа прошел второй Театральный фестиваль "КОМПЬЮТОША – 2006". Ребятам было предложено выступить в роли сценаристов, режиссеров, актеров, гримеров и декораторов. Оказаться по ту сторону рампы и почувствовать себя творцами сцены – что может быть увлекательнее?

В компьютерных мастерских ребята создавали декорации для спектаклей, эскизы костюмов, афиш и пригласительных билетов. В конце смены состоится премьера спектаклей и награждение по итогам Театрального фестиваля.

В течение 2005 г. в лагере отдохнули и прошли обучение около 500 детей и подростков со всей республики.

Как же на практике строится работа лагеря? Программа состоит из двух частей: образовательной и творческой. Образовательная часть – это занятия в мастерских, выход в сеть Интернет, проведение конференций.

Программа смены предлагает участие в различных творческих делах и конкурсах. В течение смены дети и подростки смогут укрепить и поддержать свое здоровье. Для этого предусмотрены "спортивные часы" (подвижные игры, бассейн, ежедневная зарядка).

В лагере ребенок учится осознавать необходимость успеха для себя и создавать ситуации успеха для других. Для решения этой задачи используется конкурсная методика, как фактор личностного развития участников смены. Становление и развитие личности невозможно без формирования самооценки, основой и постоянным стимулом для которой является успех.

Конкурсная программа демонстрирует детям образцы конструктивного сотрудничества, обеспечивающего самореализацию личности, проявление общего интереса к каждому со стороны всех участников смены, влияет на психологический климат и сплоченность отрядов.

Основная цель конкурсной программы заключается в том, чтобы каждый ребенок был включен в дело, проявил себя, испытал успех, почувствовал собственную значимость, ощутил интерес окружающих, насладился радостью победы.

Одним из условий эффективности лагерной смены является использование воспитательного потенциала игры. Игра учит выстраивать отношения, игровые ситуации позволяют каждому проявлять свои способности. Да и сама лагерная смена – это хорошо организованная большая игра.

Приезжая в лагерь, дети попадают в компьютерную страну, где каждый отряд – город. Все граждане страны работают в мастерских, так в компьютерной стране называются компьютерные классы. Занятия проводятся по трем направлениям:

  • интернет-технологии;
  • компьютерная графика;
  • офисные программы.

Утром в мастерских идут занятия по расписанию, днем классы открыты для выполнения проектов, издания городской газеты. Наличие проектора позволяет показывать фильмы, готовить компьютерные презентации для конференции. Став гражданином страны, каждый должен выбрать тему проекта. Темы проектов соответствуют заявленной теме смены. Первый проект для начинающих – это свое компьютерное представление, визитная карточка.

Каждый этап обучения заканчивается большим праздником – конференцией, настоящим смотром компьютерных технологий. Конференции проводятся в большом зале, с микрофоном и проектором. Участники выступают перед всеми гражданами страны и рассказывают о выполненной работе.

Тем гражданам, кто выступил на одной конференции, присваивается звание "мастер", а тем, кто выступал дважды, – "супермастер". После второй конференции им вручаются соответствующие сертификаты. Если в городе все граждане получили свидетельство мастера, то он получает звание "Город мастеров".

Организационная модель лагеря – компьютерной страны предусматривает следующую структуру и участников.

Отряд – город компьютерной страны – одновозрастной детский коллектив под руководством воспитателя и вожатого.

Команда мастеров – подростки 14–15 лет, имеющие сертификаты Microsoft IT Academy, победители конкурсов по информационным технологиям. Они организуют деятельность в министерствах, пресс-центре и информационном агентстве, выпускают газету компьютерной страны, оформляют стенд лагеря.

Мэры городов – воспитатели, организующие воспитательную деятельность в отряде и осуществляющие попечение и надзор за детьми во время их нахождения в лагере.

Эксперты – вожатые, которые участвуют в подготовке праздников, помогают создавать проекты.

Министры – главы министерств печати и информации, финансов, труда, культуры, спорта, здравоохранения компьютерной страны, которые руководят определенными направлениями государственной деятельности. Министрами выбираются подростки из команды мастеров.

Профи – преподаватели, которые проводят занятия в компьютерных классах по нескольким направлениям, руководят созданием проекта, готовят граждан к выступлению на исследовательской конференции.

Президент – директор лагеря.

Вице-президент – заместитель директора, организатор досуговых программ.

Менеджер по спорту – инструктор по физической культуре, организатор спортивно­оздоровительной деятельности лагеря.

Инженер-программист – инженер, который осуществляет диагностику и ремонт оборудования.

Как уже упоминалось, за летний период в лагере предусмотрено проведение четырех смен продолжительностью по 18 дней с общим количеством детей в смене 100 чел.

Для обеспечения функционирования лагеря в штатном расписании предусмотрено 11 штатных единиц и должностей

 

Должность

 

Число штатных единиц

 

Руководитель структурного подразделения (президент страны)

Педагог-организатор (вице-президент страны)

Воспитатель (мэр города)

Вожатый (эксперт)

Инструктор по физической культуре (менеджер по спорту)

Педагог дополнительного образования (профи)

Инженер-­программист

1

1

3

3

1

1

1

 

 

Цели и задачи создания компьютерного лагеря были нами достигнуты. И что самое главное, ребятам понравилось жить в "компьютерной стране". Но, чтобы добиться желаемых результатов, понадобилась большая подготовительная работа.

Во­-первых, был составлен план реализации проекта, который включал в себя три этапа работы.

На I этапе в апреле предусматривалась:

  • закупка техники для компьютерных классов;
  • ремонт помещений, в т. ч. трех компьютерных классов;
  • оформление холлов;
  • разработка рекламной продукции;
  • согласование графика заездов с ООО «Оздоровительный комплекс "Березка"».

На II этапе в мае планировалось проведение следующих мероприятий:

  • установка компьютерных классов;
  • печать рекламной продукции;
  • презентация лагеря;
  • разработка плана тематических смен;
  • подбор кадров для лагеря;
  • изготовление стендов в холл;
  • подготовка проектной документации;
  • реклама лагеря в средствах массовой информации.

Мероприятиями III этапа в июне были:

  • школа вожатых;
  • утверждение плана тематических смен;
  • заключение договоров с сотрудниками.

Во-­вторых, планировались ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • увеличение количества детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха и занятости, что повлечет за собой снижение роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • внедрение современных эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
  • расширение информационного поля в области компьютерных технологий;
  • повышение духовного, культурного и интеллектуального уровня подростков.

Полученные результаты позволяют планировать развитие сети компьютерных лагерей в республике:

  • создание ассоциации компьютерных лагерей;
  • проведение летнего фестиваля "Компьютоша – 2006";
  • расширение спектра тематических смен с привлечением учителей разных предметов.

На 2006/07 учебный год разработан перспективный план работы компьютерного лагеря, который представлен в табл. 1.

Таблица 1

Перспективный план работы компьютерного лагеря

Время проведения

 

Продолжительность смены, дней

 

Число участников, чел.

 

Программа (тема) лагерного сбора

 

Предполагаемые участники

 

Сентябрь

 

5

 

100

 

"Лидер XXI века"

 

Учащиеся МОУ Гуманитарно-юридический лицей № 86 (далее – лицей № 86) и правовых классов города

 

Октябрь

 

2

 

200

 

День лицея

 

Учащиеся лицея № 86

 

Октябрь

 

5

 

80

 

Лингвистическая смена

 

Учащиеся лицеев № 86 и 29

 

Ноябрь

 

3

 

50

 

Школа актива

 

Учащиеся лицея № 86

 

Декабрь –
январь

 

7

 

80

 

Каникулы в компьютерной стране

 

Учащиеся школ республики

 

Февраль

 

3–5

 

40

 

Смена "Интеллект"

 

Учащиеся лицеев № 86 и 29

 

Март

 

7

 

80

 

Каникулы в компьютерной стране

 

Учащиеся школ республики

 

Апрель

 

5

 

40

 

Лицейский слет

 

Учащиеся лицеев республики

 

 

 

Таблица 2

План­сетка компьютерного лагеря на период с 21 июня по 8 июля 2006 г.

Время

 

21 июня

 

22 июня

 

23 июня

 

24 июня

 

25 июня

 

26 июня

 

Утро

 

Заезд

 

Работа в городах.

Подготовка к открытию

Вертушка – знакомство с кружками и клубами

 

Начало

работы мастерских

Работа в мастерских, занятия в кружках

 

Работа в мастерских, спортивные игры

 

День

 

Размещение.

Подготовка к открытию

Открытие.

Встреча со съемочной группой

Спортивные игры 

 

Подготовка к открытию фестиваля

 

Подготовка к

I туру конкурса "Кинопробы".

"Веселые старты"

Мастер-класс для победителей I тура (проводит актриса театра и кино)

 

Вечер

 

Вечерний сбор

 

Знакомство с лагерем

и сотрудниками.

"Парад звезд"

Городские дела.

Дискотека

Открытие фестивального киномарафона.

Худ. фильм

I тур конкурса "Кинопробы" (в отряде).

Дискотека

II тур конкурса "Кинопробы".

Клуб любителей кино

 

 

Время

 

27 июня

 

28 июня

 

29 июня

 

30 июня

 

1 июля

 

2 июля

 

Утро

 

Работа в мастерских, кружках лагеря

 

Работа в мастерских.

День Российской журналистики

Работа в мастерских, подготовка к конференции

 

Спортивные игры.

Работа в мастерских

Работа в мастерских.

"Слава флоту Российскому"

Работа в мастерских

 

День

 

I тур конкурса сценариев короткометражного фильма

(в отрядах)

Выборы членов продюсерского центра из числа граждан страны

 

Конференция.

Концерт театра-­студии "Розовый слон"

Работа в городах по формированию команды для интеллектуальной игры

 

Экскурсия на ГТРК "Удмуртия"

 

Экскурсия на ГТРК "Удмуртия"

 

Вечер

 

Городское дело.

Цель: сценарий для фильма

Заседание продюсерского центра. Подведение итогов конкурса сценариев

 

Дискотека

 

Открытие интеллектуального казино "Мир кино".

Дискотека

Городские дела. Создание творческого отчета по результатам экскурсии

 

Городские дела. Создание творческого отчета по результатам экскурсии.

Дискотека

 

 

Время

 

3 июля

 

4 июля

 

5 июля

 

6 июля

 

7 июля

 

8 июля

 

Утро

 

Спортивные игры (площадка)

 

Киносъемки.

Подготовка к гала-концерту.

"Олимпийские игры"

Работа в мастерских

 

Работа в мастерских, подготовка к конференции

 

День благодарности профи

 

Отъезд

 

День

 

Подготовка к киносъемкам (с участием актрисы театра и кино)

 

Киносъемки

 

Подготовка к гала-концерту

 

Конференция

 

Подготовка к закрытию

 

 

Вечер

 

Заседание клуба любителей кино. Киносеанс

 

Киносъемки.

Закрытие "Олимпийских игр".

Дискотека

Гала-концерт.

Художественный фильм

Подведение итогов, награждение победителей конференции.

Дискотека

Закрытие фестивального киномарафона

 

 

 

Для реализации проекта летнего компьютерного лагеря в 2006 г. участниками проекта выделяются следующие ресурсы:

МОУ Гуманитарно-юридический лицей № 86 предоставляет: проектор, экран, ноутбук, колонки, магнитофон, организацию преподавания и цифровую видеокамеру. В связи с работой в лицее IT Academy через компанию SoftLine было приобретено лицензионное программное обеспечение.

Негосударственное учреждение дополнительного образования "КОМПЬЮТЕР и Я" выделило на реализацию проекта денежные средства в размере 750 000 руб.

ООО «Оздоровительный комплекс "Березка"» предоставил помещения под компьютерные классы.

В качестве примера в табл. 2 представлен план-сетка компьютерного лагеря на период с 21 июня по 8 июля 2006 г. 

 

Н.К. Медведева,

учитель информатики МОУ "Гуманитарно-юридический лицей № 86", г. Ижевск

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль