Работа старшего воспитателя с аттестуемыми педагогами

11908

Л.Ф. Медведникова,

начальник отдела образовательной экспертизы ГУ Вологодской области

“Центр оценки каче­ства образования”

Аттестация – мощный мотивационный фактор, т. к. она стимулирует качественное выполнение работы, а также, по закону возвышения потребностей, подводит педагога к выполнению более продуктивной деятельности, проявлению творческих способностей, дает возможность реализовать себя как личность.

К сожалению, большинство педагогических работников испытывают трудности при подготовке и во время самой процедуры аттестации. Причинами являются психологические трудности, недостаток знаний и опыта, поиск необходимой литературы. Тем не менее многие педагоги считают аттестацию важной и значимой процедурой и для себя, и для учреждения в целом. При этом важными для них являются грамотная методическая помощь, моральная поддержка и психологическая атмо­сфера, создаваемая администрацией учреждения.

Значительная роль в подготовке педагогов к аттестации отводится старшему воспитателю ДОУ (или заместителю заведующего по воспитательно­образовательной работе). Так, для наибольшего понимания педагогами важности и необходимости прохождения аттестации, а также для выявления основных трудностей старший воспитатель может провести опрос среди педагогических работников на тему “Оценка процедуры аттестации педагогами” (табл. 1).

Таблица 1

Вопросы

 

Да

 

Нет

 

Частично

 

1.
Считаете ли Вы аттестацию важной и значимой процедурой:

 

• для себя?

 

 

 

 

• для учреждения?

 

 

 

 

2.
Достаточно ли информации Вы получаете при подготовке к аттестации?

 

 

 

 

3.
Испытываете ли Вы трудности:

 

• при подготовке к аттестации?

 

 

 

 

• во время аттестации?

 

 

 

 

4.
Получаете ли Вы:

 

• грамотную методическую помощь?

 

 

 

 

• морально-­психологическую поддержку?

 

 

 

 

5.
Достаточно ли быстрыми темпами Вы повышаете свою квалификацию ­с помощью аттестации?

 

 

 

 

6.
Как Вы считаете, аттестация дает возможность раскрыть свои профессиональные способности, реализовать себя как личность?

 

 

 

 

7.
Случались ли конфликтные ситуации во время прохождения аттестации?

 

 

 

 

8.
Способствует ли психологическая атмосфера, создаваемая администрацией учреждения, успешной аттестации?

 

 

 

 

 

 

Совместная работа старшего воспитателя и аттестуемого педагога должна строиться поэтапно. В таблице 2 представлены основные этапы и формы данной работы.

 

Таблица 2

Этапы ­работы

 

Формы
работы

 

Старший воспитатель

 

Аттестуемый педагог

 

Теоретический аспект

 

Индивидуальная беседа

 

Выявление интереса педагога к определенной педагогической деятельности.

Оценка теоретического уровня по проблеме, интересующей педагога.

Определение направления теоретической работы

Самоанализ теоретических ­знаний

 

Консультация

 

Анализ нормативно­-правовых документов.

Предоставление методической литературы.

Методические рекомендации по оформлению аттестационной работы

Изучение нормативно­-правовых документов, методической литературы.

Составление индивидуального плана работы

Выставка “Итоги аттестации прошедшего года”

 

Представление опыта аттестованных коллег (теоретические материалы)

 

Знакомство с опытом аттестованных коллег

 

Практический аспект

 

Анкетирование

 

Оценка педагогических знаний и практических умений.

Выявление испытываемых трудностей

Ожидаемый результат в работе

 

Наблюдение и контроль за практической деятельностью

 

Посещение занятий.

Просмотр воспитательно­образовательных мероприятий.

Анализ использования педагогом приемов и методов современных педагогических технологий.

Анализ планов воспитательно­образовательной работы, реализация их на практике.

Анализ созданных условий (развивающей среды)

Подготовка к проведению занятий и воспитательно­образовательной работы.

Показ открытых занятий и воспитательно­образовательных ­мероприятий.

Подбор и оформление практиче­ских материалов и пособий.

Оформление развивающей среды

Индивидуальная беседа

 

Обработка и анализ практических мате­риалов

 

Самоанализ практической педагогической деятельности.

Выявление проблем и путей их преодоления

Заключительный
аспект

 

Итоги работы

 

Сбор и обработка аттестационных мате­риалов.

Анализ качества оформления аттестационных работ

Построение перспективы дальнейшей педагогической работы

 

 

 

Такая поэтапная работа позволяет реализовать следующие задачи:

- провести анализ профессиональных качеств педагогического работника;

- оказать необходимую методическую помощь аттестуемому педагогу;

- определить точки его профессионального роста, потенциальные возможности;

- спроектировать пути совершенствования, направления развития педагогов и образовательной деятельности дошкольного учреждения в целом.

 Анализ имеющегося опыта проведения аттестации педагогиче­ских кадров показывает, что эта деятельность нередко сопровождается конфликтами. Конфликты возникают между педагогами и руководителями, между аттестуемыми и членами аттестационной комиссии, между руководителем и членами аттестационной комиссии. Из конфликтологии известно, что в основе каждого конфликта лежит столк­новение противоположно направленных мотивов и целей его участников. В образовательных учреждениях работают люди, различающиеся по своим потребностям, мотивам, целям, интересам, вкусам, привычкам и т. д. Вступая в процессе деятельности во взаимоотношения, работники обнаруживают эти различия.

Относительно проведения процедуры аттестации воспитателей ДОУ можно выделить основные причины конфликтов, возникающих в педагогических коллективах:

недостаточная информационная обеспеченность работы по аттестации педагогических работников;

недостаточная объективность оценки результатов педагогического труда;

субъективные причины.

К субъективным причинам можно отнести:

особенности темперамента, характера, свойства личности конкретных сотрудников;

стиль управленческой деятельности руководителя;

социально­психологический климат коллектива.

Для решения данной проблемы и развития технологии аттестации сле­дует рассмотреть вопрос о включении в состав аттестационной комиссии психолога.

По результатам аттестации старшему воспитателю (или руководителю дошкольного учреждения) необходимо провести анализ, который включает в себя оценку профессионального труда, оценку педагогического персонала, сбор сведений и обработку данных, собеседование по результатам аттестации.

Оценка труда – это выявление удовлетворяющих и не удовлетворяющих стандартам труда ­педагогических работников.

Оценка педагогического персонала предполагает:

диагностику уровня развития профессионально важных качеств педагогов;

сопоставление индивидуальных результатов педагога со стандартными требованиями работы (по квалификационным уровням и специфике должности);

выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;

оценку перспектив эффективной деятельности;

оценку профессионального роста.

Сбор сведений и обработка данных проводятся для подведения обобщенных итогов аттестации:

составляются сравнительные таблицы эффективности профессионального труда педагогических работников;

выделяются группы риска (неэффективно работающих педагогов или педагогов с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);

выделяются группы профессионального роста (педагогических работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному самосовершенствованию);

готовятся рекомендации по использованию в практике педагогического опыта, представленного в аттестационных работах.

В ходе беседы, кроме установления обратной связи с аттестуемым педагогом, проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации.

Анализ перечисленных параметров позволяет спланировать работу с педагогическим персоналом на перспективу.

Таким образом, сегодня аттестация должна стать действительно важной частью работы старшего воспитателя ДОУ с педагогическим персоналом. Целями аттестации являются:

  • формирование высококвалифицированного кадрового состава дошкольного образовательного учреждения;

  • установление степени реального соответствия педагогического работника занимаемой должности;

  • выявление перспективы применения потенциальных возможностей педагогического персонала;

  • определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки педагогов;

  • эффективное использование каждого сотрудника в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;

  • распространение передового педагогического опыта, представленного в ходе аттестации;

  • стимулирование роста профессионализма педагогических работников, их карьерный рост.

 

Проведение аттестации должно способствовать созданию объективно работающей системы отбора и оценки кадров, направленной на привлечение, поощрение, удержание и продвижение лучших педагогических работников.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 3

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль