Творчество в педагогической деятельности: как создать нужную атмосферу

1301
Творчество в педагогической деятельности: как создать нужную атмосферу
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

Труд педагога по природе своей может быть только творческим, так как воспитанники, обстоятельства, личность самого педагога по своей природе уникальны, и принятие любого педагогического решения должно осуществляться с учетом этих всегда нестандартных факторов. Творчество в педагогической деятельности имеет много общего с творчеством ученого или, например, писательским и артистическим творчеством. Здесь речь идет о свободе и самостоятельности в самореализации сил и возможностей̆, становлении сферы личности человека, поиске новых форм, методик и средств деятельности педагога.

Фразеологизм «муки творчества» в свое время был создан не случайно. Творчество представлено трудом ума и эмоций, волевых усилий личности. Труд этот полон переживаний радостных и иногда горьких. Необходимость творческого процесса не в каждом случае совпадает с возможностями учителя. Отсюда и пресловутые муки творчества. Они представлены особым напряжением, это и есть настоящая основа и движущее начало творчества.

Природа творчества в педагогической деятельности такова, что она представлена некоторыми характеристиками деятельности нормативной. Педагогическая деятельность зачастую превращается в творческую. Происходит это в тех ситуациях, когда так называемая алгоритмическая деятельность уже не приносит желаемые плоды. Благодаря механизмам, приемам и методикам нормативной педагогической деятельности, которыми пользуется педагог, появляются нестандартные, непредвиденные ситуации, которые нужно решать только благодаря «упреждению», внесению изменений, коррекции и регулирования, а это, в свою очередь, приводит к тому, что педагог проявляет свой собственный инновационный стиль педагогического мышления.

Творчество педагога нередко представлено стихийной или неким образом организованной деятельностью учителя на практике. Целью творческого поиска учителя является процесс совершенствования учебного и воспитательного процессов, а также развитие личности учащегося. Хорошо известно, что только тот учитель, который̆ сам обладает желает развиваться и нуждается в творчестве, умеет замечать в каждом человеке «зародыши» истинного таланта. Одним словом, творчество в педагогической деятельности не есть свойство избранных.

Целью каждого педагога является владение уровнем мастерства, и цель эта вполне достижима. Опыт учителя, который был взращен на почве его интуиции, углублен и усовершенствован до высокого профессионального мастерства, срабатывает в конкретном случае каждодневной методики обучения и воспитания, что непременно может поспособствовать тому, что будет создана собственная, индивидуальная система.

Иногда учителя интересует не столько определенный сложный момент в целом, а больше задачи, которые помогают определить уровень заинтересованности всех учащихся в процессе познания. Но главным считается способность увлечь их деятельностью, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Базовой целью творчества в коллективе педагогов ставится развитие творческого потенциала каждого учащегося. Для достижения этой̆ цели необходимо, чтобы педагог чувствовал себя творчески глубоким человеком.

Характеристики творчества в педагогической деятельности

Основные характеристики творчества в педагогической деятельности: умение в доступной̆ форме объяснять сложные ситуации, своим примером увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий̆ поиск знаний. Не менее важным считается и способность к наблюдению, анализу жизни учащихся, причин того или иного поведения, фактов и явлений, влияющих на их формирование.

Чем отличается творческий̆ педагог в кругу своих коллег? Прежде всего, тем, что он хорошо владеет информацией о путях достижения цели, постоянно анализирует конкретные факты, в т. ч. собственные ошибки и просчеты (даже незначительные), стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. И такого учителя никогда не испугаешь временными неудачами. Точно так же, как не привлекает «видимость дела», достижение мнимого успеха. Он всегда в творческом поиске.

Творчество в педагогической деятельности привлекательно по-своему, с профессиональной точки зрения. Практика показала, что интерес педагога к своей профессии увеличивается за счет роста творчества, а становление педагога приобретает личностный̆ смысл и набирает оптимальный̆ темп. В таком случае педагог трудится на перспективу; он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, которые возникают на практике постоянно. Он знает им цену и место.

Учитель-исследователь ставит своей целью решить достаточно сложные психолого-педагогические и методические проблемы, связанные прежде всего с воспитанием творческой̆ личности, подготовкой̆ учащихся к творческому труду. Целью творческого поиска учителя является обновление учебно-воспитательного процесса до нового, улучшенного уровня, а также непременное развитие личности учащегося. Очень важно, что у творчески работающего учителя нет разрыва между теорией̆ и практикой, налицо их гармония и единство.

Формирование творческого процесса в педагогической деятельности

Если брать во внимание сам творческий процесс, то важно рассматривать формирование творческого климата среди учителей. Как такой климат создается? Надо полагать, посредством коллективных переживаний, а также явлений и событий жизни школы, сокращением числа равнодушных. Каждый руководитель школы желает, чтобы его учителя работали творчески. И в данном случае стоит отметить первостепенную роль самих педагогов, но немалое, а подчас и решающее влияние оказывает и сама обстановка в образовательном учреждении.

Творческая атмосфера педагогического коллектива – это общее дело, поскольку и взаимоуважение, и фокус внимания на настроение коллектива, и умение владеть собой - все это представляет собой единый механизм; высокий коэффициент полезного проявления собственной личности, полная психологическая совместимость и интеграция. Хотя педагог способен исключить себя из сомнительной для его труда обстановки, используя индивидуальные психотерапевтические приемы, которые создают определенное трудовое настроение, но все же труд учителя более эффективен, когда творческая атмосфера коллектива способствует этому.

Первое, чем определяется атмосфера творчества в педагогической деятельности, – это педагогический коллектив, а точнее его состав, и совместимость его членов на уровне психологии. Творческая атмосфера, кроме всего прочего, определяется общностью творческих поисков, т. е. постановка перед коллективом задачи творческого характера, благодаря которой работа предыдущих лет будет связана с данным учебным годом, и в то же время намечает перспективы развития творческой деятельности педагогического коллектива в целом и каждого учителя в отдельности.

Решать эту единую проблему в школе, как правило, будет коллектив педагогов с единым мышлением. Единомышленники – это люди, думающие об одном, но думающие неодинаково. Коллектив единомышленников не отрицает, а, наоборот, предполагает наличие дискуссий, альтернативных взглядов, деловых споров, столкновений взглядов и линий. Дело в том, что коллектив единомышленников, сам по себе, исключает наличие амбиций, обид, стремления за счет «особого мнения» продвинуть себя. Так как здесь каждый заинтересован в общем деле, и выдвижение своего предложения, защита своей позиции направлены на осуществление общей идеи.

Коллективы, в которых участники люди умеют мыслить, идут навстречу сложным вопросам обучения и воспитания, не боясь столкновения, не испытывают тягостных ссор, мелочных дрязг. Такие коллективы способны преодолеть трудности, которые порождает сама жизнь, подвергать анализу свои неудачи и успехи, чтобы устранить первые, укрепить и развить последние. Такие коллективы живут бодро, интересно, весело.

Социологи отметили одной из базовых основных причин уменьшения уровня эффективности и качества учительского труда нездоровую обстановку в коллективе. Исследования показали, что человек, который пережил определенный стресс, меньше настроен на высокий коэффициент полезной деятельности. Наоборот, производительность труда увеличивается за счет хороших взаимоотношений в семье, хорошего настроения, дружеского отношения в коллективе.

Последнее особенно важно для учительского состава. В этой связи этическим правилом считается проявление доброжелательности среди учителей, что станет базовой предпосылкой к творческому росту как педагогического коллектива, и личности отдельного учителя. Замечено, что если коллектив не переживает стресс или перепады психоэмоционального состояния, то их необходимо специально создавать.

Еще одним составным элементом творчества в педагогической деятельности является признание лидерства лучших учителей. Творческая атмосфера – не первичная цель, а всего лишь метод, благодаря которому достигается повышение эффективности педагогического труда учителя. Лицо коллектива, прежде всего, по большей части рассматривается благодаря наличию в нем учителей, которые задают тон, служат вдохновляющим образцом.

Любой школьный коллектив предполагает наличие учителей, постоянно совершенствующих свое педагогическое мастерство. Учителя-лидера отличает поразительная самоотдача, постоянная работа над собой, стойкость в любых сложных и конфликтных ситуациях школьной жизни. Лидерства в учительском коллективе довольно трудно достичь: лидер всегда первопроходчик, он дерзает и пробует, исследует и выбирает еще не апробированные приемы и методы, он всегда в борьбе, так как противопоставляет свое уже признанному, пусть положительное, но уже несовременное. Это означает, что он опровергает тех, кто этого положительного достиг. По своим лидерским качествам этот человек обязан бороться с чьей-то инерцией. Лидер всегда в борьбе с самим собой, ибо продолжая совершенствоваться, он опережает себя и иногда вступает в противоречие с тем, за что боролся. Отсюда задачей в здоровом коллективе, в котором существует творческая атмосфера становится видение и признание лидера, а задача лидера – увлечь своими идеями, открытиями коллег по педагогической кухне.

Личность учителя-лидера как важный аспект творчества в педагогической деятельности

Учитель-лидер положительно воздействует на коллектив и своей̆ личностью. Это происходит благодаря общению с коллегами, а также тому, что он рассказывает о своих заботах окружающим, но если и не делает этого, то его сосредоточенная энергия, или радостное возбуждение, или живая заинтересованность благоприятно влияют на окружающих.

Универсального образа учителя-лидера не существует. Однако можно попытаться отметить качества, наиболее часто встречающиеся у учителя-лидера.

К физиологическим относятся, прежде всего, энергичность, высокая работоспособность, хорошее здоровье, приятная внешность.

 Психологические качества видны в характере педагога. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основу. К ним можно отнести проявление независимости, смелости, мужества, творчества, созидательности, самоутверждения, упорства.

Уровень учительских интеллектуальных качеств, которые еще и занимают лидерские позиции, всегда выше, чем у тех, кто не является первым. Успех лидера во многом зависит от его способностей и умения преодолевать проблемы и принимать правильные решения. Да и творчество в педагогической деятельности непременно предполагает эффективное выполнение этих функций, ведь это, как известно, связано с наличием высокого уровня интеллекта. Здесь нужно отметить ум, логику, память, интуитивность, широкий кругозор, оригинальность, быстроту мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, энциклопедические познания, чувство юмора.

Личностные качества взращиваются благодаря выполнению педагогом следующих функций: доброжелательности, тактичности, порядочности, убежденности, внимательности, участливости, честности, коммуникабельности адаптивности, толерантности.

Деловые качества педагога с лидерскими позициями – это, прежде всего, проявление организованности, дисциплинированности, надежности, инициативности, самостоятельности, гибкость, ответственности, рискованности.

Перечень наиважнейших качеств лидера не обязательно заканчивается вышеназванными и может оказаться практически бесконечным. Поэтому не стоит идеализировать образ учителя-лидера. В педагогических коллективах есть учителя с этими качествами, но они не становятся лидерами.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль