Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

659
Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

За много веков люди привыкли объединяться в группы, особенно постоянно находясь в условиях социума. Каждому из нас важно отыскать свою группу, которая бы разделяла его убеждения и на которую бы он стал ориентироваться в своем дальнейшем поведении. При этом внутри малых и внутри больших групп в лучшем случае безразличные, а зачастую и вовсе агрессивные отношения. Особо нужно отметить отношение социума к неформальным объединениям, которые всегда были неоднозначными. Такие группы образуют собственную субкуль­туру и открытой конфликтуют с принятыми социумом нормами. Другими словами, на сегодняшний день проблема уровня толерантности в социальных отношениях остается актуальной.


Исследование особенностей нереферентной группы может служить способом повышения толерантности к ее участникам


С учащимися 10-го класса был проведен ряд занятий по теме «Орга­низация пространства в межличностном общении» (предмет, предполагающий данную тематику - «Основы конструктивного общения»). В рамках одного из таких уроков была предложена идея исследования нерефе­рентной группы, которое может служить способом повышения толерантно­сти к ее участникам.

Эти гипотезы были проверены группой старшеклассников под руководством педагога-психолога. Исследование проходило в два этапа - в 2009-2010 и в 2010-2011 учебных годах.

Предметом данного исследования стало поведение старшеклассников  раз­ных школ г. Красноярска, тех, которые относят себя к неформальным группам (готы, металлисты, реперы, эмо). В результате в исследовании пожелало принять участие 120 человек. Также в контрольную исследовательскую группу были приглашены ученики старших классов, которые не причисляют себя к "неформалам" (их также было набрано 120 че­ловек).

Ход исследования поведения старшеклассников

В ходе подготовки к исследованию был проведен опрос 100 чело­век (старшеклассники разных школ г. Красноярска и их родители). Участникам необходимо было ответить на вопрос «Какими особен­ностями обладают участники неформальных групп?».

Опрос дал следующий результат: опрошенные выразили мнение, что так называемые неформалы склонны к суициду, агрессии и неправомерным действиям, страдают частыми депрессиями, постоянно находятся в поиске смысла жизни.


Задача исследования – подтвердить или опровергнуть следующее утверждение: подростки, которые причисляют себя к неформальной субкультуре, проявляют деструктивные тенденции, отличающие их от других подростков


Опрашиваемые считают, что поведение старшеклассников, которые являются участниками неформальных группировок, является деструктивным либо причиняющим вред самой личности или другим людям. Либо же оно в той или иной степе­ни отвергает общепринятые нормы.

В первый год работы задача исследования состояла в том, чтобы подтвердить или опровергнуть следующее утверждение: подростки, которые причисляют себя к неформальной субкультуре, проявляют деструктивные тенденции, отличающие их от других подростков.

Метод исследования: методика «Выявление суицидального ри­ска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) (приложение 1). Чтобы не акцентировать внимание старшеклассников на такой эмоциональ­ной теме, суицидальные тенденции и факторы, формирующие де­структивное поведение, предлагалось измерить, используя игру на обдумывание смысла знакомых выражений и пословиц.

Исследование было направлено на изучение деструктивных тенденций в поведении старшеклассников. К таким тенденциям можно причислить риск зависи­мости (алкогольной или наркотической), несчастную любовь, противоправные действия, проблемы с материальным обеспечением, риск суицида, семейные неприятности, потерю цели жизни, комплекс неполноценности, проблемы в школе.

Результаты первого этапа исследования:

1. В числе старшеклассников, которые причисляют и не причисляют себя к неформальным группам, есть те, у кого нет никаких де­структивных тенденций: 16% и 40% со­ответственно. Данный результат показал, что неформалы все же более склон­ны к проявлению деструктивных тенденций.


Результаты показали, что неформалы более склонны к деструктивным тенденциям


2. Старшеклассники отдельных субкультур проявляют следую­щие деструктивные тенденции:

  • переживание по поводу неразделеннйо любви и семейных проблем (ярко выра­жено у готов и эмо);
  • потеря цели жизни, комплекс неполноценности (ярко выражено у металлистов);
  • склонность к противозаконным действиям, суициду, комплекс неполноценности (ярко выражено у реперов).

3. Подростки, которые не относят себя ни к одной неформальной группе, проявляют некий разброс деструктивных тенденций:

  • проблема алкоголя (первое место);
  • несчастная любовь (второе место);
  • проблемы с социумом (третье место);
  • склонность к суициду, противозаконным действиям, се­мейные и школьные проблемы (четвертое место).


Исследование поведения старшеклассников показало несовпадение общественного мнения о подростках-неформалах с их реальным поведением


Другими словами, гипоте­за, высказанная ранее, полностью подтвердилась. Но также удалось выяснить, что и ученики старших классов, которые не относят себя к неформалам, тоже склонны к деструктивному поведению, но другого характера. Исследование засвидетельствовало несовпадение мне­ния социума о подростках-неформалах с их поведением в реальности.

Второй этап исследования поведения старшеклассников

На втором этапе исследования необходимо было ответить на вопрос «Обладают ли представители молодежных субкультур осо­бенностями мышления, отличными от остальных подростков, в частности творческим потенциалом?». Гипотеза о том, что нефор­малы могут обладать творческим мышлением появилась в связи с их активной приверженностью к различным музыкальным направлениям; индифферентным отношением к социуму; сферой ин­тересов, моделями поведения и стереотипами мышления, отлич­ными от общепринятых; а также с особенностями эмоционально-чувственной составляющей их личности.

Этот этап был выполнен с помощью следующих методик: «Значения слов», «Комбинаторные способности», «Выявление общих понятий». Они представлены в Приложениях 2,3 и 4 соответственно.

Анализ результатов показал, что усредненный творче­ский потенциал у школьников, которые не причисляют себя к субкуль­турам, равен 3,42 балла, а это ненамного ниже показателя творческого потенциала представителей субкультур - 3,63 (результат методики «Значение слов»).

Обобщать, анализировать и классифицировать может немного хуже контрольная группа подростков, у «неформалов» этот показатель лучше. Это 4,63 и 5,11 соответственно (результат методики «Выявление общих понятий»).

Логическое мышление группы старшеклассников превышает уровень логического мышления «не­формалов» довольно существенно: 4,47 и 3,05 соответственно. Результат методики «Комбинаторные способности».

Результаты исследования поведения старшеклассников

Практическое значение проведенных исследований: изучение особенностей представителей молодежных субкультур повлекло проявление интереса друг к другу «иссле­дователей» и «исследуемых», при озна­комлении с результатами исследований контрольной группы подростков и не­формалов возникла возможность диа­лога между ними, а также повысилось толерантное отношение друг к другу.


При ознакомлении с результатами исследований контрольной группы подростков и неформалов возникла возможность диалога между ними, а также повысилось толерантное отношение друг к другу


Одним словом, рост положительного отношения старшеклассников кон­трольной группы к тем, кто относит себя к субкультуре был заметин четко во второй год ис­следования, если сравнивать показатели с предыдущим годом. Совмест­ная работа поспособствовала возникновению идеи совместной акции под лозунгом «Свобода личности, выбора, творчества», которая бы проводилась в поддержку разных субкультур.

Приложение 1

Методика «Выявления суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

Приложение 2

Методика оценки творческого мышления «Значения слов»

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

Приложение 3

Методика оценки логического мышления «Комбинаторные способности»

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

Приложение 4

Методика для выявления способностей к обобщению, анализу и классификации «Выявление общих понятий»

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

Исследование поведения старшеклассников, увлекающихся неформальной субкультурой

* Методика предполагает адресный результат, но в данном исследовании это было не принципиально.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль