-15% при подписке в феврале Получить скидку>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Школьная служба медиации

  • 23 января 2014
  • 18143

Что стоит за словами “служба школьной медиации”, каковы ее задачи и в чем специфика работы службы примирения, - рассказываем в статье. Предлагаем скачать план работы, протокол заседания и отчет службы медиации в школе.


Школьная служба медиации,
как альтернативный метод разрешения конфликтов, направлена не столько на их урегулирование, сколько на предотвращение возникновения споров, обучение учащихся навыкам разрешения конфликтных ситуаций с помощью активных переговоров, воспитание правосознания у подростков.

Понятие службы школьной медиации

В России способ использования посредников для разрешения споров был законодательно закреплен лишь в 2010 году с принятием Федерального закона от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Стоит отметить, что российские педагоги начали использовать медиацию в воспитательной практике задолго до принятия законодательного акта.

Основным руководящим документом, на который стоит ориентироваться при создании службы школьной медиации, являются рекомендации Минобрнауки № ВК-54/07вн от 18.11.13 г. Согласно этим рекомендациям, школьная медиация - это метод, используемый в воспитательной практике с целью урегулирования конфликтов между учащимися, педагогами и родителями и устранения причин их возникновения. В основе - лежат методики, разработанные российскими и зарубежными учеными, а также принципы, закрепленные в 193-ФЗ.

Другими документами, регулирующими работу службы примирения в образовательной организации, являются:

  • Конституция РФ

  • Гражданский и Семейный кодексы

  • Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”

  • Закон об образовании в РФ

  • Конвенция о правах ребенка

Службу школьной медиации можно рассматривать как педагогическое и (или) детское объединение, не являющееся структурным подразделением школы. Специальная служба создается в школе по принципу добровольности, в состав команды входят педагоги, воспитатели, учащиеся и родители. “Сотрудников” этой службы обучают основам медиативного способа урегулирования конфликтов и методикам работы с конфликтующими сторонами.

Цели и задачи службы школьной медиации

Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия для безопасного и гуманного школьного пространства. Цель службы - предупреждение конфликтов, оказание подросткам необходимой помощи.    

Для достижения этой цели службы школьной медиации должны решить конкретные задачи:

  • создать систему защиты прав и интересов учащихся;

  • разработать систему помощи несовершеннолетним в трудных ситуациях;

  • организовать систему работы с “трудными” подростками;

  • предоставлять особую помощь детям с девиантным поведением;

  • внедрять в практику новые методы досудебного разрешения конфликтов;

  • создать условия для того, чтобы медиация применялась всеми участниками образовательного процесса;

  • повысить эффективность оказания юридической и психологической помощи;

  • повышать квалификацию педагогов в сфере медиации;

  • обеспечить прозрачность воспитательных процедур. 

Работа со взрослыми - еще одна немаловажная задача службы школьной медиации. Цель такой работы - популяризация медиативного подхода к урегулированию конфликтов.

Методика “групп равных”

Одним из методов работы школьной службы медиации является создание “групп равных”. Это небольшие коллективы, внутри которых ведется основная работа по обучению этой технологии. Участники “групп равных” распространяют идеологию альтернативного урегулирования споров среди других учащихся. Педагоги должны координировать действия учеников, вступивших в группу, оказывать им реальную помощь в разрешении конфликтов. Воспитательная работа ведется параллельно и по другим направлениям.

Отметим, что классическая методика “групп равных” не единственная в своем роде, существуют и иные технологии обучения медиации. К ним относят: трансформативную медиацию, нарративную, фасилитативную, экосистемную и оценочную. Образовательное учреждение вправе выбирать не один, а сразу несколько подходов.

Специфика работы службы школьной медиации

Анализ положений закона № 193-ФЗ показывает, что внедрить медиацию в школьную практику возможно с определенными ограничениями. Первое препятствие касается сферы применения медиации. Например, участие посредника не предусмотрено в споре, вытекающем из отношений, регулируемых законодательством об образовании. Отсюда следует, что конфликт между родителями и администрацией школы не может быть решен с помощью службы школьной медиации.

Второе, школьники могут участвовать в спорах, как самостоятельно, так и через своих законных представителей. Однако они не могут выступать в качестве посредников, и привлекать их к этому нельзя.

Неоднозначно правовое положение службы школьной медиации. Должна ли школа включать в свой устав положение о данном виде деятельности? Может ли она признаваться организацией, оказывающей медиативные услуги? Нужно ли педагогам, задействованным в процессе, получать дополнительное образование, как профессиональным медиаторам? Вопросы остаются открытыми, и действующие нормативные акты не могут дать полноценные ответы на них. Именно из-за этого службу “примирения” необходимо рассматривать, скорее, как образовательный и воспитательный процесс, чем как реальный метод урегулирования конфликтов, а положение закона № 193-ФЗ применять с особой осторожностью.

Основные этапы организации школьной службы медиации

    При создании команды посредников необходимо решить следующие задачи:

  1. проинформировать участников образовательного процесса о создании объединения;

  2. мотивировать школьников и педагогов к участию в работе службы;

  3. обсудить деятельность нового объединения со всеми участниками;

  4. разработать документацию;

  5. обучить участников медиативному подходу;

  6. наладить связи с муниципальными и государственными учреждениями и органами, решающими подобные задачи.

На первом этапе следует провести мероприятия для информирования учащихся, родителей и педагогов о создании службы школьной медиации. Хорошим началом станут вводные семинары для учителей и мотивационные собрания для родителей и учеников.

В результате проведения этих семинаров, конференций и собраний будет создана инициативная группа - будущий костяк нового объединения.

На втором этапе организации службы школьной медиации участников предстоит обучить основам медиативного процесса. С этой целью будущих экспертов направляют на обучение соответствующей программе. Возможен и другой вариант, когда уже обученные специалисты проводят просвещающие семинары для родителей и обучающихся.  

На третьем этапе службе школьной медиации присваивается официальный статус, а именно:

  • создание объединения согласовывается с органами управления школой, предусмотренными ее уставом;

  • утверждается положение о службе;

  • разрешаются вопросы обеспечения ее деятельности. 

На четвертом этапе созданное объединение начинает взаимодействовать с другими отделами школы, с опекой, органами правопорядка и общественного контроля.

На заключительном этапе формируются группы равных, когда учащиеся разбиваются по возрастным категориям. Запускается реализация медиативной воспитательной программы.

Деятельность школьной службы медиации невозможна без регулирующей документации. Однако ни законы, ни рекомендации Минобрнауки не содержат обязательного перечня документов. Многолетней практикой был выработан примерный перечень, включающий в себя и внутренние документы, и документы о сотрудничестве со сторонними организациями:

  • протоколы согласования создания объединения с органами управления и контроля образовательного учреждения;

  • приказ о создании отдела медиации и назначении куратора;

  • договор с территориальной службой примирения;

  • положения о школьной и территориальной службе;

  • формы наблюдения за деятельностью служб;

  • регистрационная карточка конфликта;

  • медиативное соглашение;

  • журнал регистрации рассмотренных конфликтов;

  • порядок проведения процедуры медиации;

  • учебная программа подготовки кураторов, медиаторов и “групп равных”.

При всех недостатках правового регулирования службы школьной медиации в рамках образовательного процесса, сам метод заслуживает внимательного изучения. Не остается сомнений в том, что обучающие программы по разрешению конфликтов должны вводиться в школьную практику. Займет ли медиация достойное место в школе или будет простой формальностью, зависит от школы, учителей и родителей.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.