Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

3506
Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

Управление качеством образования в школе - средство достижения цели образовательного процесса

Основа системы образования – образовательный процесс, а его результатом является образованность выпускника. С позиций федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», образовательный процесс - это мера достижения личностью определенного уровня развития свойств, соответствующих ее потребностям.

Общепринятая формулировка цели образовательного процесса в общем виде: получение каждым ребенком необходимого ему (но не ниже уровня, установленного ФГОС) образования, которое отвечает его склонностям, возможностям и интересам. Достижение поставленной цели невозможно без системы управления качеством образования в школе.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием общеобразовательной организации

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

быстрая подписка: 8-800-775-4822


В каждой организации эта общая цель уточняется в соответствии с ее спецификой и для каждого участника ОП. Изучение личных и личностных особенностей школьника возможно построение индивидуального маршрута развития ребенка в рамках обучения в общеобразовательной организации (далее - ОО).

Управление качеством образования в школе и планируемые результаты организации образовательного процесса

Конкретные цели, на достижение которых направлена деятельность ОО и будут представлять собой ожидаемые и предполагаемые результаты образовательного процесса. Их отбор определяется прежде всего запросами и ожиданиями общества, государства и самой личности. Качество предполагаемых результатов должно соответствовать требованиям, нормам, но и сами нормы должны отвечать развитию личности и общества в целом.
Результаты, которые будут общими для всех ОО, которые могут быть зафиксированы и измерены, представляются приблизительно так:

  • мотивация обучающихся к получению образования как одной из ведущих жизненных ценностей человека;
  • готовность обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности (сформированность общеучебных умений и навыков, способности видеть и находить решение практических задач);
  • высокий уровень познавательных интересов у обучающихся;
  • обученность школьников, включающая в себя системность, действенность и прочность знаний и умений;
  • сформированность у учащихся нравственных качеств;
  • готовность детей к самоопределению, созданию собственной семьи, межличностному общению с окружающими независимо от их принадлежности к национальностям и религиям;
  • сохранение, укрепление здоровья детей, их расположенность к здоровому образу жизни;
  • значимость престижа ОО для обучающегося, готовность способствовать его повышению.

Внутришкольные факторы, которые способствуют достижению планируемых результатов организации образовательного процесса через управление качеством образования в школе могут быть представлены несколькими блоками:

  • качество образовательного процесса (ОП) на учебных занятиях;
  • качество ОП в системе внеурочной деятельности учащихся;
  • качество психолого-педагогического и медицинского сопровождения всех участников ОП;
  • уровень созданной адаптивной образовательной среды.

Условия достижения планируемых результатов через управление качеством образования в школе

Стартовой позицией в определении ведущих условий для достижения предполагаемых результатов является реализация в управлении организацией ОП гуманистического подхода (личностный подход, уважение, доверие каждому, обеспечение возможности для самореализации и т. д.), а также демократизация управления (делегирование полномочий подчиненным, коллегиальное принятие решений, ориентация педколлектива на успешность, предоставление возможности выбора и др.). Эти подходы должны лежать в основе как построения самого объекта, так и управления им, они являются фундаментом для построения всей системы управления качеством образования в школе.

На основании изучения работ В.В. Давыдова, Т.И. Шамовой, А.К. Марковой, И.С. Якиманской, Т.М. Давиденко, Н.Е. Щурковой и др., выделяем следующие показатели итоговых результатов организации образовательного процесса в ОО:

  • обученность;
  • обучаемость;
  • воспитанность;
  • воспитуемость;
  • развитость;
  • развиваемость;
  • самообучаемость;
  • саморазвитость;
  • самовоспитуемость;

Система условий, обеспечивающих управление качеством образования в школе, базируется на:

  • постоянном развитии профессиональной компетентности учителя;
  • мотивации всех участников образовательных отношений на повышение качества образовательного процесса (это касается не только обучающихся и педагогов, но и родителей);
  • делегирование обучающимся ответственности за качество своего образования. 
  • создание системы промежуточного самоконтроля учеником качества своих знаний, уровня развития собственных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных). При этом ребенок имеет возможность осуществлять это на каждом учебном занятии, и не только в его заключительной части, но и по ходу работы. Только после самооценки учеником своих достижений их оценивает учитель. Сам педагог тоже находится в ситуации необходимости постоянного отслеживания результатов своей деятельности и необходимости вносить в нее коррективы. В итоге ученик и учитель оценивают не только качество результата своей работы, но и процесса его достижения, определяют причины возникающих сложностей и намечают план дальнейших действий в направлении повышения эффективности своей деятельности;
  • осуществляемом в разной степени во всех компонентах образовательного процесса постоянное обновление. Управление организацией образовательного процесса тоже не должно быть косным, оно должно изменяться с учетом этих изменений;
  • наличие в ОО «копилки» опыта, где раскрывается конкретный опыт работы по достижению высоких показателей качества обучения;
  • учете в построении образовательного процесса индивидуальных особенностей каждого обучающегося: личностных, особенностей здоровья;
  • постоянной индивидуальная и коллективная самооценка не только результатов, но и самого образовательного процесса. Именно это составляет основу развития образовательного процесса и всей организации.

Все выделенные компоненты между собой тесно связаны: результаты детерминируются целью, факторами и условиями и в процессе ими корректируется. Результаты диктуются  факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и от полученных результатов, эти составляющие так же влияют друг на друга и взаимно корректируются.

Факторы успеха управления качеством образования в школе

В менеджменте эти факторы определены как критические факторы успеха, именно они формируют критерий-результат.
В школе это будут обучение и учение, а именно эффективность организации этих процессов.
В трудах  И.С. Якиманскойв современном образовательном процессе ведущим фактором развития личности ученика выступает учение. Образовательный процесс представляет собой целое, состоящее из учения и обучения. Обучение управляет учением. Цель его - создание условий для развития разных детей, т. е. адаптация обучения к учащимся с учетом их потребностей, возможностей, уровня подготовленности. И привычный «ученик» становится «обучающимся».

Учение – целенаправленная, самоуправляемая, отражательно преобразующая деятельность ученика по добыванию, переработке, усвоению знаний и способов решения той или иной задачи.

Обучение – это сознательно организованная (управляемая извне) деятельность ученика по усвоению знаний и способов решения той или иной задачи.

Руководитель ОО, методического объединения, педагоги должны досконально разобраться в сущности учения и обучения как процессов, построить систему требований, факторов успешного учения и обучения, то есть у них должны быть ответы на вопросы: Что влияет на процесс успешного обучения? Как помочь ученику научиться учиться?
Системный подход как взгляд на организацию, представляющую комплекс связанных между собой частей и элементов, позволяет представить ОО как педагогическую систему, включающую в себя:

  • «вход» - совокупность ресурсов, задействованных в организации образовательного процесса;
  • основной процесс (образовательный или педагогический) и обслуживающие процессы (работа библиотеки, столовой, психотерапевтической службы и т. д.);
  • «выход» - конечный результат (продукт деятельности ОО, система управления ОО, направленная на согласование, координацию частей системы, на выработку и достижение целей).

Согласно подходу Ю.А. Конаржевского педагогическая система представляет собой цепочку причинно-следственных связей2.
Факторы-причины, определяющие результат, лежат в основе организации образовательного процесса, в условиях его организации, в системе управления ею. Причины привычно ищутся в построении учебного занятия, процесса обучения, влияние условий почти не берется во внимание, не рассматриваются «издержки» управления, тогда как именно в управлении школой, в управлении образовательным процессом в целом и нужно искать факторы, которые определят качественный результат.
Для успешного управления любым процессом, в том числе и управления качеством образования в школе требуется понять, что влияет на его эффективность.
Безусловно, для получения планируемого результата, нужно определять, отслеживать и контролировать все ступени процесса, которые сами могут быть результатами более ранних процессов.

Пример.
Итоги обучения в начальной школе составляют основу результатов, которые будут показаны обучающимися в средней школе. Это подразумевает необходимость контроля результатов освоения школьниками основной образовательной программы начального об-щего образования (далее - ООП), тесное сотрудничество между участниками педагогического процесса по обеспечению качества будущих образовательных результатов.
Качество результатов образовательного процесса на каждой ступени обучения детерминирует качество образования в ОО в целом. Управление качеством образования происходит на основе системы спрогнозированных процедур, мер, мероприятий для обеспечения соблюдения в ОО конкретных норм и требований к образовательному продукту (индивиду), процессу (требования ФГОС к условиям реализации ООП, результатам ее освоения).

Понятие «управление качеством образования в школе» 

Оно определяется прежде всего в контексте того, что объектом является само управление образовательным процессом.
В.М. Полонский в своих трудах под качеством образования выпускников понимает некоторый уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники.

В работе С.Б. Шилова и В.А. Кальней качество образования описывается как социальная категория, формирующая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие запросам и ожиданиям в создании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности3.

В.П. Панасюк предлагает следующее определение: качество школьного образования - это такая совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. А также: качество образования - целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров ее функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам4.

В одних ОО под качеством образования понимается число обучающихся, завершивших отчетный период без троек, т. е. на «4» и «5», в других - качество обучения и всего воспитания, в третьих - степень развитости личности, в четвертых - количество выпускников, продолживших образование в ВУЗах.

Анализ предложенных определений показывает, что в одних трактовках качества образования авторы ориентированы на потребности личности и общества; вторые - на сформированность уровня знаний, умений, навыков и других социально значимых качеств обучающихся; третьи - на цели и результаты образования и т. д. Но в целом понятно, что определение понятия «качество образования» следует рассматривать всесторонне:

  • с позиций возможностей ОО (поставщика) предоставлять комплекс услуг в рамках реализации ФГОС;
  • позиций запросов и ожиданий личности и общества (потребителей), прогноза деятельности ОО в будущем.

Особенности управления качеством образования в школе

Прежде всего это процесс:

  • постановки целей образования (на всех уровнях) и определения путей и способов их достижения;
  • организации образовательного процесса и мотивации его участников на продуктивный труд;
  • контроля как процесса выявления отклонений от целей, мониторинга - способа отслеживания изменений в развитии;
  • регулирования и анализа результатов организации ОП.

Для достижения максимальной целостности системы управление качеством образования в школе необходимо обеспечить прочные взаимные связи между всеми ее компонентами. Это и есть содержание управления качеством образовательного процесса внутри школы.
Под образовательной системой зачастую понимается социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, которые вступают во взаимодействие между собой на основе сотрудничества, с окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями. Это взаимодействие направлено на формирование и развитие личности.
Мы склонны согласиться с мнением А.А. Бабетова, понимающим под образовательной системой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности5.

Функции заместителя директора по УВР в управлении качеством образования в школе

Мониторинг взаимосвязи внутри образовательной системы – это основная обязанность замдиректора по учебно-воспитательной работе (далее - УВР). При реализации своих функций заместитель директора по УВР решает следующие основные задачи:

  • Организует образовательный процесс, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, контролирует результаты работы педколлектива и результаты освоения учащимися ООП.
  • Организует текущее и перспективное планирование работы педколлектива, помогает педагогам готовить учебно-программную документацию, проведение уроков и внеурочных занятий.
  • Принимает участие в работе по подбору и расстановке педкадров, устанавливает их нагрузку, контролирует составление расписания уроков и внеурочных занятий.
  • Обеспечивает необходимые условия для повышения качества труда педагогических работников, их квалификации, организует проведение аттестации педагогов.
  • Осуществляет руководство работой педколлектива, организует систему методической работы, направленной на совершенствование содержания, форм и методов обучения, организует работу по методическому обеспечению учебного процесса, комплектования учебных кабинетов и лабораторий необходимой литературой, современными средствами обучения.
  • Производит анализ результатов учебной работы, организует изучение передового педагогического опыта, содействует его внедрению в учебный процесс, информирует педагогических работников о новых формах и методах учебной работы, новых педтехнологиях.
  • Организует прием и выпуск учащихся, осуществляет работу по организации подготовки и проведения контрольных работ, подготовки к участию в различных олимпиадах, фестивалях и конкурсах.
  • Организует работу по профориентации обучающихся.
  • Участвует в работе по подготовке заседаний педсовета ОО, организует и осуществляет контроль за выполнением его решений.
  • Организует работу системы деятельности ОО вне уроков.
  • Контролирует учебную нагрузку обучающихся и соблюдение требований, предъявляемых к организации ОП, правил и норм охраны труда.
  • Обеспечивает взаимосвязь между участниками образовательных отношений по вопросам организации обучения и воспитания детей.
  • Контролирует ведением учебной документации, отслеживает своевременную подготовку учетной и отчетной документации.

Содержанием деятельности замдиректора по УВР в управлении учебно-воспитательным процессом в школе в условиях перехода на ФГОС является создание условий для реализации требований образовательного стандарта и обеспечение эффективности необходимых для этого процессов.

В целях систематизации деятельности в новых условиях и для обеспечения реализации требований ФГОС, замдиректора по УВР важно следовать имеющемуся плану работы.

В приложении 1 мы представляем пример плана деятельности заместителя директора по УВР в начальной школе на учебный год. 

В приложении 2 дан пример годового плана деятельности заместителя директора по УВР в рамках контроля внутри школы.

Представленное планирование работы замдиректора по УВР позволяет поддерживать оптимальный уровень квалификации педагогических кадров, результативности и технологичности образовательного процесса; способствует сохранению содержательного единства образовательного пространства ОО; помогает выстроить работу заместителя директора по УВР с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации ООП.
.

Приложение 1

Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

Приложение 2

Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

1 Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М., 2000. – Примеч. авт.

2 Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000. – Примеч. авт.

3 Шилова С.Б., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. – Примеч. авт.

4 Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. СПб, М., 2000. – Примеч. авт.

5 Бабетов А.А., Калужская М.В. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации «Управление школой на основе коммуникативных технологий». Екатеринбург, 2003. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль