Педсовет в форме деловой игры

3860
Педсовет в форме деловой игры

Педсовет в образовательной организации - это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления. Через него осуществляется управление развитием образовательных отношений. Это одна из самых важных и демократических форм работы учительского коллектива, направленных на решение повседневных вопросов развития образовательной организации, совершенствования образовательного процесса и повышения мастерства педагогов.

Эта форма служит для регулярного совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по спорным вопросам и проблемам и для определения путей их совместного решения. Это помогает каждому учителю определиться со своей точкой зрения относительно сложившейся педагогической ситуации, заявить о ней, обсудить ее с коллегами.

Каждый̆ руководитель ОО заинтересован в том, чтобы сделать это мероприятие интересным, познавательным, насыщенным, результативным, чтобы учительский коллектив мог не просто заседать, а продуктивно и творчески общаться. В ходе педсовета определяются общая стратегия и тактика совместной работы, которым затем на уровне общей договоренности следуют все, руководствуясь ими в своей работе. Только при этом условии педагоги могут, действуя в пределах своей компетентности, являться носителями и субъектами общего мнения и совместной деятельности, что особенно значимо при обеспечении личностно ориентированного образовательного процесса. Мы предлагаем разработку проведения педагогического совета в школе в форме деловой игры по проблеме использования игровых технологий.

Согласно Базисному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации, организация занятий обучающихся по направлениям внеурочной деятельности - это важная составляющая образовательных отношений, направленной на решение задач воспитания и социализации. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. (см. Приложение)

Однако при реализации ФГОС организация деятельности обучающихся вне уроков является одной из самых сложных задач ОО. На сегодняшний день видятся следующие проблемы:

  • отсутствие пошаговых предписаний и организационных механизмов реализации внеурочной работы;
  • недостаточное научно-методическое и программное обеспечение воспитательного процесса во внеурочной деятельности;
  • подмена уроков учебными занятиями в других вариациях;
  • нарушение санитарных норм и правил при организации работы вне уроков ввиду финансирования класс-комплектов.

Педсовет в форме деловой игры «Использование игровых педагогических технологий в организации внеурочной деятельности»

Рассмотрим содержание и технологию проведения педагогического совета на тему «Использование игровых педагогических технологий в организации внеурочной деятельности обучающихся».

Цель педсовета: разработать систему организации деятельности обучающихся не на уроке через педагогическую игру.

Задачи:

  • определить мотивацию педколлектива на использование игровых технологий в образовательном процессе;
  • проанализировать уровень осведомленности педагогического коллектива в спектре технологии игр;
  • выявить проблемы педколлектива в использовании в своей работе педагогических игр;
  • определить условия результативного использования игровых технологий в организации  деятельности школьников вне учебных занятий.

Технология: организационно-деятельностная игра.
Вид технологии: мозговой штурм.

План педагогического совета:

  1. Выступление заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
  2. Организационно-деятельностная игра.
  3. Выработка решения педагогического совета. 

Тезисы выступления заместителя директора школы по УВР


Неотъемлемой составляющей образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Такое его понимание закреплено в законе «Об образовании в Российской Федерации», а также в федеральном государственном стандарте общего образования, реализуемом на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности школьника, подготовкой его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Воспитание – как никогда актуальная проблема развития гражданского общества России.

Однако сегодня выявляется ряд серьезных противоречий в системе современного воспитания, вызывающий затруднения в разработке и внедрении Программы воспитания и социализации подрастающего поколения:

  • растут потребности общества в хорошо обученной и воспитанной молодежи, но имеются объективные сложности в обеспечении условий развития и воспитания;
  • государственно-общественные институты и органы образования заявляют идею приоритетности воспитания, но на практике процесс обучения остается приоритетным в современном образовании, а обновление содержания воспитательной работы значительно отстает от заданных параметров модернизации образовательной системы;
  • современное воспитание имеет богатый арсенал научных теорий, систем, моделей, новых форм и технологий воспитательной работы, но недостаточно продуманы и проработаны механизмы внедрения этих технологий в практику ОО при внедрении новых образовательных стандартов;
  • в системе внеурочной практики проводится большое количество воспитательных мероприятий, но они не могут в полной мере обеспечить как полисубъектное взаимодействие, так и самостоятельную деятельность обучающихся.

Разрешение имеющихся противоречий возможно через реализацию технологического подхода в образовательной деятельности современной школы. Особая роль в развитии социально значимых качеств школьников, становлении их гражданской позиции, формировании ценностных ориентаций принадлежит интерактивным технологиям, в т. ч. технологиям педагогических игр.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Сегодня от учителя требуется умение организовывать свое воздействие на ребенка таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на оптимальном педагогически оправданном уровне.

Педагогическое воздействие и взаимодействие обеспечивается технологией, которая определяется как научное обоснование выбора оптимального операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром для формирования у него ценностного отношения к окружающему миру и обществу.

Центральным компонентом технологии является четко заданная итоговая цель, выстроенная на диагностической основе; точное определение конечной и промежуточных целей способствует разработке оптимальных̆ путей их достижения, а также инструментарий для отслеживания уровня планируемых результатов и при необходимости внесения пошаговых коррективов.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  • пассивная – ученик является «объектом» обучения (пассивно воспринимает информацию);
  • активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельно работает, творчески выполняет задания);
  • интерактивная – inter (взаимный), act (действовать) – процесс обучения осуществляется при постояннм, активном взаимодействии всех учащихся; ученик и учитель становятся равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предполагает моделирование реальных ситуаций, использование ролевых игр, поиск путей совместного решение создавшейся проблемы.

Игровая технология представляет собой целостную систему, охватывающую отдельную часть образовательных отношений. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества школьников, обеспечивающие результативность вхождения в социум, реализацию собственных качеств в соответствии с интересами и возможностями.

Преимущества игровых технологий состоят в активизации и интенсификации образовательных отношений, воссоздании эффективных межличностных взаимодействий, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в различных ситуациях, моделирующих реальные условия различного вида деятельности, гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения, моделирование практически любого варианта действий.

В игровой форме воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно самой̆ деятельности, формируется характер как особенность отношения личности к себе, выполняемой деятельности, к обществу и собственному окружению. Являясь активной и осмысленной для ребенка деятельностью, игра становится для него и способом и средой формирования нравственных качеств.

Применяя игровые приемы, можно воссоздать социальные институты, отражающие отношения в различных сферах жизни общества (экономической, общественнополитической, правовой).

Личность воспитывается на протяжении всей жизни. Однако самое продуктивное воспитание осуществляется в свободное от обучения время, в таких ее видах, как:

  • игра; 
  • познавательная активность; 
  • проблемно-ценностное общение; 
  • досуговое общение; 
  • художественное творчество; 
  • социально значимая волонтерская деятельность; 
  • трудовая деятельность; 
  • спортивно-оздоровительная деятельность; 
  • туристско-краеведческая деятельность.

К основным направлениям внеурочной практики в соответствии с ФГОС относятся: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. 

В деятельности вне уроков игры могут выполнять следующие функции: ценностно-ориентационную (трансляция общественных норм решения актуальных задач социального взаимодействия), индивидуально-ориентационную (самоопределение в статусе и функции в социальном взаимодействии), инструментально-ориентационную (приобретение опыта ориентации в различных социальных ситуациях), функцию самореализации (получение удовольствия от процесса игрового взаимодействия, реализации собственных возможностей и потребностей), стимулирующую (побуждение участвовать в игре, добиваться успеха, анализировать и рефлексировать собственное поведение), конструктивную, диагностическую и корректирующую.

На сегодняшнем педагогическом совете нам предстоит разработать систему организации внеурочной деятельности школьников через педагогическую игру.


Педсовет в форме деловой игры: основной этап

Педагогический коллектив и коллектив обучающихся разбиваются на 4 одинаковые по количеству участников группы (администрация, педагоги ОО, педагоги дополнительного образования, подростки). Во всех группах игра начинается одновременно. Всем выдаются заранее заготовленные карточки с заданием, где указаны вопросы с позиций четырех социальных групп. Игрокам дается 15 минут на подготовку ответов. После выполнения первого задания команды меняются местами («переходят» в следующую социальную группу), и т. д., пока не проиграют роли представителей всех групп. В конце игры подводятся итоги работы каждой группы и общий.

Задания группам:

1. Администрация:

  • опишите собственное видение целесообразности использования игровых технологий в реализации основных направлений внеурочной деятельности школьников;
  • опишите возможные формы взаимодействия с педагогами и помощи им в освоении игровых технологий и использование их в организации внеурочной деятельности школьников. 

2. Педагоги:

  • опишите, какие трудности в использовании игровых технологий в образовательном процессе в целом и во внеурочной деятельности в частности вы испытываете;
  • оформите свои предложения для преодоления этих трудностей.

3. Педагоги дополнительного образования (внешкольные):

  • опишите, с какими основными проблемами и сложностями использования игровых технологий в образовательном процессе учреждения допобразования детеи вы сталкиваетесь̆;
  • опишите, какие возможные формы сотрудничества с учителями ОО могут быть использованы  при реализации основных направлений внеурочной деятельности через игру.

4. Подростки:

  • опишите, как вы представляете себе внеурочную жизнь в школе?
  • какую роль должны иметь педагогические игры в организации вашей жизни в школе?

Итоги обсуждения вопросов в каждой группе заносятся в сводную таблицу, обсуждаются совместно, анализируются, вносятся изменения. Группа экспертов формулирует варианты решения поставленных задач, которые отвечают всем представлениям участников.

Игру, подобную такому педсовету в форме деловой игры, также можно предложить родителям учеников на собрании и со старшеклассниками, итоги ее можно обсудить на педсовете, возможно, родители и старшеклассники предложат какие-то новые интересные формы взаимодействия.


Решение педсовета в форме деловой игры (Проект)

Педагогический совет постановляет:

1. С целью освоения педагогами современных игровых педагогических технологий заместителю директора по УВР (научно-методическим вопросам) поручается разработка и проведение практических занятий с классными руководителями, предметниками и педагогами допобразования.

2. Обобщить опыт учителей, эффективно использующих игровые педагогические технологии в образовательных отношениях, представить его для изучения коллегами.

3. Психологам рекомендовать провести индивидуальные и групповые консультации,для коррекция работы педагогов по внедрению в образовательные отношения педагогических игр.

4. Администрации образовательной организации рекомендовано разработать и создать организационно-педагогические условия, для обеспечения возможности внедрения педагогических игр во внеурочной деятельности школьников.

5. Создать в ОО новую организационную структуру управления, которая обеспечит включение обучающихся и учителей в единое общее взаимодействие в рамках использования педагогических игр.

6. Классным руководителям ознакомить родителей учеников с результатами педагогического совета.

7. Заместителю директора образовательной организации по УВР (научно-методическим вопросам) сформировать банк игровых педагогических технологий по различным направлениям и видам внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. 


После обобщения результатов педсовета в форме деловой̆ игры «Использование игровых педагогических технологий в организации внеурочной деятельности школьников» можно приступить непосредственно к детальной проработке и внедрению системы организации внеурочной деятельности обучающихся посредством педагогической игры.

Вышеописанная идея проведения педсовета в форме деловой̆ игры может быть реализована при решении самых разных педагогических̆ проблем в ОО.

Алгоритм подготовки и проведения педсовета в форме деловой игры 

Рассмотрим алгоритм подготовки и проведения педсовета в форме деловой игры:

I. Конструирование педсовета:

  1. Диагностика актуального состояния воспитательного процесса в ОУ.
  2. Формулировка педагогической проблемы на основе диагностики, определение темы педагогического совета.
  3. Планирование и подготовка сценария педсовета в форме деловой игры.
  4. Определение правил и условий.

II. Вхождение в игру:

  1. Объяснение смысла, целей и задач деловой игры.
  2. Знакомство участников с установленными правилами, условиями и регламентом.
  3. Получение участниками заданий, создание рабочих групп, определение групповых и личных ролей.
  4. Создание группы экспертов.

III. Работа в группах над заданиями игры:

  1. Поиск и систематизация информации.
  2. Разыгрывание педагогической ситуации.
  3. Мозговой штурм в форме свободного обмена мнениями.
  4. Принятие решения внутри групп.
  5. Подготовка выступающего от группы.

IV. Межгрупповой диспут:

  1. Выступление представителей групп.
  2. Выступление тех участников игры, чье мнение отличается от общего группы; представление идей, сформулированных во время дискуссии.

V. Анализ, систематизация и обобщение результатов групповой̆ деятельности:

  1. Коллективный анализ, оценка и обобщение выводов группы экспертов.
  2. Индивидуальная и коллективная рефлексия.
  3. Подготовка проекта решения педсовета в форме деловой игры.

VI. Завершающий этап:

  1. Принятие решения педсовета.
  2. Организационно-исполнительская работа, обеспечивающая реализацию решения педсовета.
  3. Внедрение решения педсовета. 

Приложение

Педсовет в форме деловой игры

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль