Развитие волевых качеств личности младших школьников и подростков

1681
Развитие волевых качеств личности младших школьников и подростков

Произвольность как основание для развития волевых качеств личности

Воля - неуловимое для психологии понятие. И причина этого кроется не только в том, что философы, теологи и психологи издревле спорят о сущности такого понятия, как воля. В педагогиче­ской психологии важнее то, что для функции воли нет самостоятельного продукта. Восприятие способствует определенным свойствам образов, мыш­лению, способствует решению задач, память гарантирует сохранение необходимых знаний, а речь и графика видны невооруженным глазом.

Что касается воли, целесообразно ввести рабочее определение этого понятия. Проще сказать, что воля - это умение отсрочить удовлетворение сиюминутных по­требностей для достижения более долгосрочных целей.


Важнейшим основанием для становления воли в подростковом возрасте является произвольность, сформированная в дошкольном и младшем школьном возрасте


Рассмотрим базовые вопросы развития воли в психолого-пе­дагогической практике. Важнейшим основанием для развития воли в подростковом периоде считается произвольность, которая сформирована в дошкольном и млад­шем школьном возрасте. Другими словами, это умение ребенка произвольно регулировать свое по­ведение. Формирование мотивации младшего школьника тесно связа­но со становлением мозгового субстрата.

Сегодня существует огромное количество программ, которые способствуют развитию произвольности, но не указывают на то, как этот процесс должен осуществляться конкретно. При этом в процессе формирования мотивации младшего школьника развитие произвольности может происходить за счет систематических упражнения и установленных правил. Таким обра­зом, если ребенок будет действовать по образцу, мы обеспечим развитие у него произвольности.


Волевым ребенком будем полагать того, кто способен отказаться от удовольствия сейчас для того, чтобы, сделав неприятное домашнее задание, обеспечить себе высокий уровень компетенции в дальнейшей жизни


Важнейшими ин­струментами этой работы являются игры по правилам (в т. ч. и перемен­ным), следование дисциплинарным нормам в ходе занятий (с постоянно увеличивающейся продолжительно­стью), задания, требующие соблюдения правил их выполнения.

Формирование мотивации младшего школьника по запросам родителей

Исходя из ранее данного определения воли, волевым ребенком мы будем полагать того, кто способен отказаться от удовольствия ком­пьютерной игры сейчас для того, чтобы, сделав непростое и непри­ятное домашнее задание, получить тем самым необходимые знания и обеспечить себе высокий уровень успеваемости и компетенции в дальнейшей жизни. Такое понимание процесса формирования мотивации младшего школьника отражается в наиболее распространенных запросах родителей и педагогов к педагогу- психологу:

1. «Он бросает начатое на половине, ничего не доводит до кон­ца» - стало быть, в какой-то момент молодой человек охвачен бо­лее актуальными мотивами или просто ленью и не может успешно завершить ранее начатое дело.


Ребенок вполне может преодолеть трудности и получить бесценный жизненный опыт, но побеждают актуальные мотивы, часто классифицируемые родителями как лень


Формирование мотивации младшего школьника ярко проявляется в ситуациях, когда дети, посвятив мно­жество времени и сил занятиям в музы­кальной или художественной школе, спортивной секции и достигнув в этом значительных успехов, неожиданно стремятся все бросить ради только им понятных увлечений и ин­тересов, а это не идет на пользу развитию волевых качеств личности.

2. «У нее (него) нет ни целей, ни желаний!» - часто восклицают родители. Если мы не имеем дело с проявлениями подростковой депрессии, речь скорее идет о том, что единственными желаниями ребенка являются общение со сверстниками, прогулки, про­смотр телепередач и игры на компьютере. И отложить удовлетво­рение этих желаний ради погони за эфемерными благами образования он не готов (попросту не способен).

3. «Он не может взять волю в кулак!» - совершенно не ясно, что, собственно, должен ребенок взять в кулак, но родители, как пра­вило, используют этот «диагноз» чтобы обозначить то, что их ребе­нок (чаще сын) не может за себя постоять, пасует в напряженных конфликтных ситуациях, лишен амбиций и честолюбия. И эти явле­ния легко объяснимы с позиций нашего рабочего определения во­ли.

Формирование мотивации младшего школьника: принципы

Определим наиболее разумные на наш взгляд психолого-педагоги­ческие подходы к формированию и развитию воли подростков.

1. Запреты и требования. Одним из основных положений куль­турно-исторической психологии Л.С. Выготского является утверж­дение о том, что каждая психическая функция, прежде чем стать достоянием индивидуальной психики, усваивается ею как элемент социальных отношений.


Чтобы сформировать у ребенка волевые качества, их необходимо задать ему извне в виде системы родительских запретов и требований


Воспринимая эту идею несколько вульгарно, можно сказать, что для того, чтобы сформировать у ребенка волевые качества, их прежде всего необходимо задать ему извне в виде системы родительских запретов и требований. Речь не идет о каких-либо жест­ких мерах домашней тирании. В процессе формирования мотивации младшего школьника достаточно сформулировать ряд несложных требований к ребенку, соблюдение которых должно обеспечиваться. Это могут быть самые простые вещи, касающиеся учебы, работы по дому, ухода за собой и своими вещами.

2. Контроль. Итак, чтобы обеспечить самостоятельные проявле­ния ребенком воли, первоначально мы задаем их извне мягкими, но уверенными требованиями и правилами. Однако и без психоло­гического образования понятно, что нельзя вечно являться для своего ребенка внешним ограничителем. Как же передать ребенку функции самостоятельной волевой регуляции?


Вплоть до старшего подросткового возраста в некоторых сферах жизнедеятельности ребенка контроль должен оставаться на стороне взрослого


Контроль может приобретать раз­ные формы: от поверхностной провер­ки наличия сделанного задания, до глу­бокого исследования проделанной ребенком работы. В любом случае вплоть до старшего подростко­вого возраста в некоторых сферах жизнедеятельности ребенка контроль должен оставаться на стороне взрослого.

3. Мотивация. Важным элементом формирования мотивации младшего школьника является актуализация тех мотивов, которые обеспечат эффективное, социально приемлемое поведение. Ничто так не мотивирует к какой-либо деятельности, как успех в ней. Именно по­этому часто не хотят учиться дети, у которых по разным причинам это плохо получается. Беда состоит только в том, что усилия в ос­воении того или иного материала (учебного, творческого или спортивного) неизбежно должны предшествовать успехам и до­стижениям. Нельзя сначала выиграть соревнования, завоевав лю­бовь и уважение товарищей, а потом тренироваться.

Чтобы процесс становления личности был более эффективным, разумно снабдить ребенка ситуациями, которые предполагают отдачу от его усилий и для него самого, и для его свер­стников. Это могут быть соревнования, конкурсы, олимпи­ады, все это источники конкуренции и переживания достижений. Важно при этом не навязывать установку на по­беду, поскольку результат может быть обратным. Эффективнее придержи­ваться олимпийского метода - главное участие, а не победа, поскольку само уча­стие служит подтверждением компетентности и достижений ребенка в той или иной сфере.


Принимая правила игры, переживая опыт поражения и продолжая играть, ребенок усваивает модель волевого поведения и учится применять ее в повседневной жизни


4. Тренировка навыков. Одним из ин­струментов трансляции навыков воле­вой саморегуляции являются совмест­ные со взрослыми настольные и спортивные игры по правилам. Смысл такого рода деятельности в том, что, принимая правила игры, переживая опыт поражений и продолжая играть (следуя примеру родителей, у которых, конечно, с волей все в порядке), ребенок ус­ваивает модель волевого поведения и учится применять ее в по­вседневной жизни.

Можно сказать, мы в общих чертах коснулись принципов формирования мотивации младшего школьника. Одним словом, проблема воли не ограничивается высокими достижениями в спорте и баллами на экзаменах. Она существует в повседнев­ной жизни и находит там свое дальнейшее развитие.


Важно без давления и пафоса приоткрыть перед ребенком этот «взрослый» мир, и волевая саморегуляция станет непременной частью его жизни


И если, прогуливаясь в парке, мы хотим, например, быстрее выбросить надоевшую упа­ковку из-под мороженого, мы трудимся в поисках ближайшей урны. Родители ежедневно показывают волевое поведение своим детям: отправляясь на работу, когда совсем не хочется, выполняя правила жизни в социуме и т. д. Педагоги, отправляясь домой со стопка­ми тетрадей, также совершают акт воли. Поэтому, важно без давления и пафоса показать ребенку этот «взрослый» мир, и тогда волевая саморегуляция станет неотъемлемой частью его жизни.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль