Как вы оцениваете проект закона "Об образовании в Российской Федерации?"

6438

Г.В. Башкина, зав. лабораторией нормативного и финансово­экономического обеспечения образования Института управления образованием РАО

На мой взгляд, законопроект требует серьезной доработки. Вносить его в Государственную Думу в таком виде значит спокойно согласиться с теми потерями, которые образование уже понесло в последнее десятилетие и их неизбежностью в будущем. В частности, в законопроекте невнятно определены цели и задачи образования, в связи с чем возникает вопрос: это система или отдельные учреждения? Кроме того, как мне кажется, законопроект ориентирован в большей степени на федеральные образовательные учреждения и не пытается помочь школам, уставшим от бесконечных модернизаций.

Безусловно, новый интегрированный закон нужен, но с ясными и достижимыми в наших экономических условиях целями, направленный на преодоление недостатков, на реальные достижения. Его положения не должны увязнуть в утяжеленных определениях и сомнительной терминологии.


Н.Г. Астафьева, начальник управления образования и науки Тамбовской области

Общее впечатление от законопроекта хорошее, но требуется доработка. В ходе обсуждения, которое прошло в нашем регионе в рамках круглых столов и на сайте областного института повышения квалификации работников образования, было высказано немало критических замечаний, касающихся недостаточной проработанности понятийного аппарата и необходимости разграничения полномочий между уровнями власти. Свои предложения мы уже направили по адресу официального обсуждения.

Много вопросов вызвала, например, статья законопроекта, в которой перечислены типы образовательных организаций. Если ее оставить в предлагаемом виде, придется в ближайшие три года дважды переименовывать образовательные учреждения: сначала в соответствии с новым федеральным законом об образовании, а потом, еще раз, уже при переводе их в статус бюджетных, казенных или автономных. На внесение изменений в документы, изготовление печатей и вывесок потребуются дополнительные средства, и в этом, разумеется, нет ничего хорошего. Поэтому мы предлагаем приблизить, насколько это возможно, новую типологию образовательных учреждений к существующей.


А.И. Вавилов, ст. науч. сотр. Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ ГУ – Высшая школа экономики"

На меня как на юриста, в первую очередь, произвели впечатление структура и объем законопроекта. Он построен по образцу кодекса, т. е. содержит общую часть, в которую входят первые девять глав, определяющие правовое регулирование всей сферы образования, и особенную, в которую входят последующие десять глав, посвященные особенностям отдельных видов или типов образования. Однако формально это не кодекс, поэтому части в нем не обозначены.

Что касается содержания законопроекта, то впечатления противоречивые. Хорошо, что предпринята попытка систематизировать множество законодательных и подзаконных актов, регламентирующих сферу образования. В то же время попытка эта не совсем удачная: законопроект производит впечатление компиляции типовых положений, действующих законов и некоторых других нормативных актов. Кстати, по этой причине типовые положения законопроектом и не предусматриваются. В случае его принятия их надо будет отменять.

К положительным моментам законопроекта можно также отнести новую типологию уровней образования: первый уровень – дошкольное, второй – общее, третий – среднее профессиональное и четвертый – высшее. Начальное профессиональное образование законопроектом не предусматривается, поскольку его нет в Конституции РФ: рабочие будут получать профессию в рамках среднего профессионального образования или профессионального обучения. Зато законопроект предусматривает изменение типологии и наименований образовательных учреждений. Они будут называться "образовательные организации", а их дополнительные виды и категории смогут устанавливать Президент РФ, Правительство РФ и власти субъектов РФ.

Законопроект обязывает заключать договор при зачислении обучающегося или воспитанника в любую образовательную организацию. Сейчас он необходим только при получении платных образовательных услуг. Обязательной станет также публикация на сайте в Интернете сведений об организации: образовательных программах, квалификации педагогических работников, поступлении и расходовании денежных средств, планах финансово­хозяйственной деятельности и др.

В целом законопроект учитывает почти все существующие законы и нормативные акты, действующие в сфере образования, в том числе принятые в последнее время. Так что принципиально ничего не изменится, кроме названий, которые, конечно, придется менять, и привыкать к новым.


Т.В. Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований ФГОУ ВПО "НИУ ГУ – Высшая школа экономики"

Я считаю, что подготовка интегрированного закона, который обеспечит регулирование системы образования на всех уровнях, – важный и нужный шаг для ее развития. Обновление законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании" – давно назревшая проблема, так как под тяжестью изменений, которые были внесены в них в последние годы, нарушилась их структура и логика.

Интегрированный законопроект – документ сложный и объемный, несомненно, требующий конструктивной работы не только всех участников образовательного процесса, но и широкой общественности. Я полностью поддерживаю тот формат обсуждения, который начался и активно продолжается.

В законопроекте есть положения, которые фактически не претерпели изменений, что обеспечивает преемственность законодательных норм. Но есть и достаточно радикальные нововведения, например, изменение структуры профессионального образования. В частности, законопроектом не предусматриваются учреждения начального профессионального образования, зато вводятся категории для университетов: федеральный университет и национальный исследовательский университет.

Мне кажется, что в законопроекте недостаточно урегулированы вопросы перехода к стандартам нового поколения. По крайней мере, их введение не обеспечено достаточными финансовыми ресурсами бюджетной системы всех уровней. Необходимо помнить, что новые стандарты включают требования к условиям реализации учебно­воспитательного процесса, которые сегодня во многих образовательных учреждениях оставляют желать лучшего. Для модернизации материально­технической базы, обеспечения школ современным оборудованием и квалифицированными кадрами потребуются дополнительные средства.

Статья 131 законопроекта посвящена особенностям реализации образовательных программ в области искусств. В настоящее время "художественное образование и эстетическое воспитание граждан" осуществляются на основе смешанного финансирования – частично за счет бюджетных средств, частично за счет средств граждан. Этот процесс до сих пор законодательно не урегулирован: ни в отношении прав граждан, ни в отношении прав образовательных учреждений, реализующих программы в области искусств.

Надеюсь, что этот и другие вопросы будут доработаны в ходе общественного обсуждения законопроекта.

Подготовила О.И. Зуева

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль