Конспект "Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе"

3366
Конспект

Автор: Коротаева Елена (Москва)

Актуально ли это? Физика и художественная литература, наука и искусство ... Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта? Обращение ученых к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильна. В связи с этим известный социолог Г.Н. Волков писал: "Библиографы любят умиляться по поводу того, что великие ученые ... "находили время" играть на скрипке либо писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности "гимнастика ума", тренировка его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации.

Наука и искусство так тесно связаны между собой, как легкие и сердце. Л.Н. Толстой

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
А. МицкевичЦель: Найти описание физических явлений в художественной литературе, устном народном творчестве и поэзии, сформировать устойчивый интерес воспитателей к физике и желание использовать материалы занимательной физики в своей работе, создавать дидактический материал к занятиям.Задачи:
1. Изучать художественную литературу, выделяя описание физических явлений.
2.Группировать выбранные примеры в соответствии с разделами физики (например: механические явления, тепловые явления ).
3.Уметь подбирать дидактический материал.Предварительная работа:
1.Поиск литературы.
2.Подготовка карточек, эмблем.
3. Домашнее задание.

Домашнее задание -  придумать название и девиз команд, подобрать несколько пословиц и поговорок с физической тематикой.
Подборка стихотворений, загадок, отрывков из художественных произведений на заданную тему.
Подготовка: Магнитофонная запись со спокойной музыкой, листы цветной бумаги (по кол-ву команд) для оригами, цветные карандаши, альбомные листы, предметы для опытов: лупа, магнит, стекло, воздушный шар и др. предметы.
Участвуют две команды. (Названия и приветствие выбираются по желанию).

Теоретическая часть:
1 задание: Командам раздаются карточки с отрывками из сказок ("Дядя Федор, пес и кот", "Незнайка и его друзья", "Старик Хоттабыч") (См. приложение 1)
 – Из каких сказок эти отрывки? Найдите в этих отрывках физические явления?
2 задание: Домашнее задание. Подберите несколько пословиц и поговорок, связанных с физическими явлениями и постарайтесь их объяснить.
3 задание:  – Назвать как можно больше физических явлений, которые описываются в литературных произведениях?. (туман, ветер, радуга, лед, вода, гроза, молния, листопад, дождь, град, северное сияние, снегопад, рисунки на окнах зимой, и т.п.) 4 задание: (См. приложение № 2)
 - Конкурс загадок о физических явлениях, предметах Конкурс капитанов: Смастерить из бумаги поделку, связанную с физикой и объяснить эту связь. (например: кораблик, самолет и т.п.)
Самолет построим сами
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Матросская шапка, веревка в руке,
Веду я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: "Прокати, капитан!"
Практическая часть: 5 задание: Из предложенных каждой команде стихотворений, выбрать физическое явление (радуга, дождь), и сначала графически его изобразить на листе бумаге, а потом предложить инсценировать это явление. (Причем каждая команда не должна знать ответа на стихотворение)
1. - Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
2.Дождик лей, лей, лей, чтобы было веселей! ? - Догадайтесь. Что это?

6 задание: Из предложенных предметов выбрать предметы для опыта. А теперь представьте, что вы на занятии, как Вы представите этот опыт детям? Выполненные задания оцениваются в баллах. 3 балла - задание выполнено; 2 балла - задание выполнено, но без объяснений 1 балл - задание выполнено не точно. У чьей команды баллов больше - та и выиграла. Команда-победитель получает призы (эмблема).

Приложения   

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль