Конспект "Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе"

3421
Конспект

Автор: Коротаева Елена (Москва)

Актуально ли это? Физика и художественная литература, наука и искусство ... Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта? Обращение ученых к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильна. В связи с этим известный социолог Г.Н. Волков писал: "Библиографы любят умиляться по поводу того, что великие ученые ... "находили время" играть на скрипке либо писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности "гимнастика ума", тренировка его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации.

Наука и искусство так тесно связаны между собой, как легкие и сердце. Л.Н. Толстой

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
А. МицкевичЦель: Найти описание физических явлений в художественной литературе, устном народном творчестве и поэзии, сформировать устойчивый интерес воспитателей к физике и желание использовать материалы занимательной физики в своей работе, создавать дидактический материал к занятиям.Задачи:
1. Изучать художественную литературу, выделяя описание физических явлений.
2.Группировать выбранные примеры в соответствии с разделами физики (например: механические явления, тепловые явления ).
3.Уметь подбирать дидактический материал.Предварительная работа:
1.Поиск литературы.
2.Подготовка карточек, эмблем.
3. Домашнее задание.

Домашнее задание -  придумать название и девиз команд, подобрать несколько пословиц и поговорок с физической тематикой.
Подборка стихотворений, загадок, отрывков из художественных произведений на заданную тему.
Подготовка: Магнитофонная запись со спокойной музыкой, листы цветной бумаги (по кол-ву команд) для оригами, цветные карандаши, альбомные листы, предметы для опытов: лупа, магнит, стекло, воздушный шар и др. предметы.
Участвуют две команды. (Названия и приветствие выбираются по желанию).

Теоретическая часть:
1 задание: Командам раздаются карточки с отрывками из сказок ("Дядя Федор, пес и кот", "Незнайка и его друзья", "Старик Хоттабыч") (См. приложение 1)
 – Из каких сказок эти отрывки? Найдите в этих отрывках физические явления?
2 задание: Домашнее задание. Подберите несколько пословиц и поговорок, связанных с физическими явлениями и постарайтесь их объяснить.
3 задание:  – Назвать как можно больше физических явлений, которые описываются в литературных произведениях?. (туман, ветер, радуга, лед, вода, гроза, молния, листопад, дождь, град, северное сияние, снегопад, рисунки на окнах зимой, и т.п.) 4 задание: (См. приложение № 2)
 - Конкурс загадок о физических явлениях, предметах Конкурс капитанов: Смастерить из бумаги поделку, связанную с физикой и объяснить эту связь. (например: кораблик, самолет и т.п.)
Самолет построим сами
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Матросская шапка, веревка в руке,
Веду я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: "Прокати, капитан!"
Практическая часть: 5 задание: Из предложенных каждой команде стихотворений, выбрать физическое явление (радуга, дождь), и сначала графически его изобразить на листе бумаге, а потом предложить инсценировать это явление. (Причем каждая команда не должна знать ответа на стихотворение)
1. - Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
2.Дождик лей, лей, лей, чтобы было веселей! ? - Догадайтесь. Что это?

6 задание: Из предложенных предметов выбрать предметы для опыта. А теперь представьте, что вы на занятии, как Вы представите этот опыт детям? Выполненные задания оцениваются в баллах. 3 балла - задание выполнено; 2 балла - задание выполнено, но без объяснений 1 балл - задание выполнено не точно. У чьей команды баллов больше - та и выиграла. Команда-победитель получает призы (эмблема).

Приложения   

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль