Взаимодействия детского сада и школы

4060
Взаимодействия детского сада и школы

Полагаясь на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, большинство  усилий направлено на обеспечение связи основных образовательных программ дошкольного, начального и основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. В связи с этим, в рамках обеспечения преемственности уровней образования педагогами разрабатываются программы взаимодействия детского сада и школы (ДОО и ОО). 

Введение федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре общеобразовательной программы дошкольных учреждений, условий ее исполнения, и принятие ФГОС – один из важных этапов, который определяет устройство взаимодействия детского сада и школы.

Программа взаимодействия детского сада и школы предполагает деятельность ОО в вопросах подготовки преемственности уровней образования согласно ФГОС.

Цели и задачи программы взаимодействия детского сада и школы

Учитывая то, что непрерывное образование обеспечивает связь и согласованность всех частей системы воспитания и обучения на каждом уровне образо­вания, решение проблемы преемственности педагогический коллектив ОО нашел в создании программы взаимодействия детского сада и школы, которая отразила эту связь и согласованность. Педагогами были определены цели и задачи.

Цели: создание одного образовательного пространства ДОО и ОО, удобных условий для развития личности ребенка, гарантия единых требований, условий и подходов в оказании оптимальной пе­дагогической помощи ребенку.

Задачи:

  • назначение единых взглядов педагогов дошкольного и школьного учреждений на воспитательный процесс;
  • предоставление психологической помощи семьям в преодолении проблем при поступлении ребенка в ОО;
  • производство общих целей и воспитательных задач, путем достижения намеченных результатов;
  • всестороннее просвещение родителей;
  • предоставление условий для удобного взаимодействия всех участников – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • формирование положительного отношения родителей к активной деятельности детей.

Взаимные отношения дошкольного и школьного учреждений при обучении детей направлены на сохранение здоровья, эмоционального состояния, развитие личностных способностей каждого ребенка.


Программа взаимодействия детского сада и школы направлена на разрешение следующих противоречий:

  • на теоретико-методологическом уровне: противоречие между потребностью в системе обеспечения взаимодействия детского сада и школы и наличием в педагогической науке нескольких невзаимосвязанных подходов к пониманию этого процесса;
  • процессуально-технологическом уровне: противоречие между необходимостью использования научно-методического и психолого-педагогического инструментария в качестве механизма формирования системы связи между детским садом и школой  и обеспечения качества учебного процесса и недостаточной разработанностью этих проблем в педагогической теории;
  • культурно-аксиологическом уровне: противоречие между необходимостью согласования в процессе взаимодействия детского сада и образовательного учреждения базовых ценностей субъектов образовательного процесса и ключевых, которые лежат в основе, и отсутствием механизма такого согласования.

Взаимодействия детского сада и школы, формы осуществления преемственности уровней образования

Принципы осуществления преемственности уровней образования могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, смыслом взаимодействия детского сада и школы. Перечислим основные формы в рамках трех направлений деятельности: рабо­та с детьми, взаимодействие с педагогами и сотрудничество с родителями.

Работа с детьми состоит из следующих форм осуществления преемственности:

  • подготовка экскурсий в школу для воспитанников детских садов;
  • посещение воспитанниками ДОО школьной библиотеки;
  • организация совместных выставок рисунков и поделок учеников ОО и воспитанников детских садов;
  • подготовка совместных праздников, театральных постановок и спортивных соревнований для дошкольников и первоклассников;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и первоклассниками;
  • участие воспитанников ДОО в образовательной деятельно­сти с учениками ОО, игровых программах, проектной деятельности;
  • посещение дошкольниками курса занятий, которые организованы при ОО (занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами).

Программа построена на следующих принципах: гуманизация, целостности, вариативности, культуросообразности, открытости, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, творческой активности личности и основных принципов дидактики.


Взаимодействие педагогов состоит из определенных форм осуществления преемственности:

  • совместные коллективные советы, круглые столы, се­минары, мастер-классы, психологические и коммуникативные тренинги для сотрудников детских садов и образовательных учреждений;
  • взаимодействие медицинских работников, педагогов-психологов всех образовательных учреждений;
  • проведение диагностики по формированию готовности воспитанников ДОО к обучению в ОО;
  • проведение открытых показов образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в ОО.

Сотрудничество с родителями состоит из определенных форм осуществления преемственности:

  • проведение совместных родительских собраний с педагогами дошкольного образования и учи­телями школ;
  • проведение круглых столов, педагогических гостиных, дискуссионных встреч, творческих мастерских для родителей воспитанников с участием педагогов ОО и ДОО;
  • проведение консультаций для родителей воспитанников с педагогами всех образовательных учреждений;
  • встречи родителей воспитанников ДОО с будущими учителями;
  • собрание родительских конференций, вечеров, образовательно-игровых тренингов, деловых игр, практикумов для родителей воспитанников ДОО на базе ОО;
  • подготовка к дню открытых дверей в ОО для родителей воспитанников ДОО;
  • оформление стендов и выставок для родителей воспитанников детских садов и уче­ников школ.

Виды преемственности в организации взаимодействия детского сада и школы

В организации взаимодействия детского сада и школы определены пять видов преемственности:

  • целевая;
  • психологическая;
  • содержательная;
  • управленческая;
  • технологическая.

Целевая содержит гармоничное отношение целей и задач воспитания и обучения на разных уровнях образования. Целью дошкольного образования служит общее развитие ребенка, учитывая его вероятные возможности и специфику детства. Целью начального общего образования служит продолжение общего развития детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навы­ков в чтении, письме, математике и становлением самостоятельной учебной деятельности.

Психологическая связь содержит совершенствование форм устройства образовательного процесса в детских садах и школах с учетом общих возрастных категорий детей. Психологическая составляющая направлена на помощь детям в преодолении психологических трудностей при переходе на следующий уровень образования.

Содержательная преемственность включает создание на каждом эта­пе базы для последующего изучения учебного материала за счет расширения и углубления тематики, путем использования принципа концентричности в подготовке, содержания учебных программ и межпредметных связей. Она проходит через построение взаимосвязи между основными общеобразовательными программами дошкольного образования и начального общего образования.

Управленческая преемственность содержит наличие единых подхо­дов и общей системы руководства деятельностью детских садов и школ в рамках органи­зации преемственности уровней образования.

Технологическая преемственность - связь форм, средств, при­емов и методов воспитания и обучения. Она обеспе­чивает:

  • создание новых методик, технологий и средств обучения;
  • разработку общих принципов устройства образовательного процесса в подготовительных группах детских садов и начальных классах школ на основе лич­ностно-ориентированного подхода к обучению.

При этом необходимо отметить, что учебный процесс в ОО должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предмет­но-практической деятельности, так как руководство деятельностью первокласс­ников должно происходить с использованием методов и приемов дошколь­ного воспитания.

Алгоритм работы по устройству связи взаимодействия детского сада и школы представлен в приложении 1. (Ознакомиться>>)

Описание этапов и механизмов исполнения программы взаимодействия детского сада и школы дано в приложении 2. (Ознакомиться>>)

Кроме того, педагогами создаются материалы и документы, которые регулируют организа­цию преемственности уровней образования:

  • договор о сотрудничестве между ОО и ДОО (пример оформления договора представлен в приложении 3); (Ознакомиться>>)
  • план взаимодействия ОО и ДОО (пример плана представлен в приложении 4); (Ознакомиться>>)
  • план организации преемственности образовательного процесса в ОО и ДОО (пример плана представлен в приложении 5). (Ознакомиться>>)

По итогам выполнения программы планируется достижение результатов:

  • согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего образователь­ного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его интеллектуальных и коммуникативных умений, инициативности и любознательности;
  • разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принци­пов создания предметно-развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов;
  • согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков детей на разных этапах обучения;
  • создание согласованных учебных планов и программ в дошкольном и начальном общем образовании;
  • создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.

Итогом сотрудничества педагогов ОО и ДОО, родителей воспитанников и учащихся должно быть развитие таких качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций и необходимы для обучения в школе.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль