Проблемно-деятельностная игра как метод внутришкольного управления

5627

В связи с растущей самостоятельностью образовательных учреждений в образовательной отрасли возникла потребность в новых управленческих технологиях, способных превратить педагогический коллектив в подлинный субъект внутришкольного управления, умеющий выдвигать цели и нести ответственность за результаты развития образовательного учреждения. Одной из таких технологий является проблемно-деятельностная игра.

Ценность этой игры в том, что она, с одной стороны, направлена на решение некоей актуальной проблемы образовательного процесса, с другой – на изменение ее субъекта, т. к. в ходе игры каждый ее участник осмысливает сущность внутришкольной проблемы.

наверх

Этапы проблемно-деятельностной игры

Согласно технологии, разработанной С.Г. Воровщиковым, проблемно-деятельностная игра проводится в три этапа, на каждом из которых можно задействовать либо весь коллектив, либо отдельные его группы.

1 этап. Подготовительный, или доигровой

Цель этапа: обеспечить организационно-методическую подготовку игрового этапа.

Задачи этапа:

  • сформировать оргкомитет;
  • осуществить предварительный анализ образовательного процесса;
  • разработать сценарий игры;
  • подготовить участников к игровому этапу;
  • обеспечить формирование материальной базы игры.

2 этап. Игровой

Цель: обеспечить коллективную разработку путей разрешения выявленных проблем образовательного процесса.
Данный этап включает в себя проведение семи основных процедур.

  • Процедура 1. Принятие педагогами целевых установок и правил коллективной мыслительной деятельности.
  • Процедура 2. Формирование игровых групп.
  • Процедура 3. Определение приоритетных проблем образовательного процесса.

Задачи данной процедуры:

  • осуществить пилотный сбор проблем образовательного процесса;
  • осуществить взаимообмен формулировками проблем;
  • откорректировать формулировки и нарастить совокупность проблем;
  • сформулировать блоки проблем;
  • структурировать приоритетные блоки проблем образовательного процесса.

Процедура 4. Генерирование идей по разрешению проблем образовательного процесса.
Задачи:

  • обеспечить принятие педагогами целевых установок и правил деятельности;
  • осуществить:
    – поиск педагогических идей;
    – "коктейлирование" педагогических идей;
    – определение наиболее перспективной педагогической идеи;
    – моделирование педагогической идеи.

Процедура 5. Разработка системы целей по решению приоритетных проблем образовательного процесса.

Задачи:

  • обеспечить принятие педагогами целевых установок и правил коллективной деятельности;
  • разработать пилотный вариант "дерева целей";
  • осуществить экспертную оценку пилотного варианта "дерева целей";
  • сформировать итоговый вариант "дерева целей".

Процедура 6. Разработка системы мероприятий целевой программы и необходимого управленческо-методического инструментария.

Задачи:

  • определить систему мероприятий по достижению целей;
  • разработать сетевой график выполнения целевой программы.

Процедура 7. Экспертная оценка целевой программы.

Первые процедуры игрового этапа могут быть осуществлены в течение одного игрового дня. Сформированное и обоснованное "дерево проблем" принимается педагогическим коллективом как исходный аналитический материал к разработке либо некоей педагогической идеи, способной послужить своеобразным стратегическим замыслом деятельности всего педагогического коллектива по решению корневых проблем образовательного процесса, либо конкретных мер по устранению дефектов школьной жизни.

Если оргкомитет игры считает необходимым вовлечение творческих групп педагогов в инновационный поиск, то организуются командировки, анализ материалов периодической печати и т. п.

3 этап. Послеигровой

Цель этапа: обеспечить управленческо-методические условия эффективной реализации разработанных мер.

Данный этап включает в себя две основные процедуры.

Процедура 1. Корректировка документов, разработанных в ходе игрового этапа метода управления школой.

Процедура 2. Создание организационной структуры управления реализацией принятых мер.

наверх

Виды проблемно-деятельностных игр

В.И. Зверева выделяет три разновидности проблемно-деятельностных игр:

  • исследовательские;

  • производственные;

  • учебные.

Содержание исследовательской игры ориентировано на выявление и постановку проблемы, определение факторов и причин ее возникновения, на поиск предпосылок и подходов возможного разрешения.

В случае если проблема выявлена, подходы к ее разрешению определены и апробированы, но возникли трудности из-за несовершенства педагогических технологий или изменившихся условий их использования, – применяется производственная проблемно-деятельностная игра. В ходе ее рассматриваются вопросы модернизации или корректировки педагогических процессов и отдельных технологий, осуществляется поиск нововведений, способствующих успешному разрешению выявленных проблем.

Содержание учебных игр ориентировано на обучение педагогов, развитие их профессиональных умений, совершенствование качества их методической подготовки.

Мы использовали технологию проблемно-деятельностной игры в процессе проведения трех взаимосвязанных педсоветов:

  • педсовет № 1 "Анализ учебно-воспитательного процесса, поиск проблем";

  • педсовет № 2 «Построение "дерева целей"»;

  • педсовет № 3 "Утверждение программы развития школы".

Первые два педсовета были направлены на разработку программы развития образовательного учреждения.

В качестве примера  в приложении приведено описание педсовета "Анализ учебно-воспитательного процесса, поиск проблем", который относится к категории исследовательских. В ходе данного педсовета был проведен анализ учебно-воспитательного процесса за пять лет, осуществлен поиск приоритетных проблем, сформирована концептуальная модель будущей школы, обозначена проблема формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Приложение

наверх

СЦЕНАРИЙ
педсовета № 1
"Анализ учебно-воспитательного процесса, поиск проблем"

Г.В. Степяк, зам. директора по УВР МОУ СОШ № 22, г. Череповец

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль