Профилактика зависимого поведения посредством социальной рекламы

1268
Профилактика зависимого поведения посредством социальной рекламы
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

Автор: С.М. Курганский, заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Социальная реклама играет важную роль в профилактике и нейтрализации зависимого поведения подростков и может применяться в двух качествах: как образец поведения, агитация пассивного зрителя и слушателя и как социально-учебный проект, представляющий собой альтернативный вид деятельности, служащий раскрытию творческого потенциала учащегося. В статье раскрываются вопросы использования социальной рекламы в образовательном процессе, что необходимо для конструктивной самореализации и адекватной социализации подростков в общеобразовательной школе.

<...>Зависимое поведение в подростковой среде
Подростковый период – наиболее нестабильное время развития личности. Часто его называют переходным возрастом: детское состояние человека
трансформируется во взрослое. Подросток переживает взросление. Меняется его деятельность, взгляд на окружающий мир и на самого себя, формируется собственная точка зрения по различным вопросам. У подростка пробуждается стремление к независимости и самостоятельности, зачастую сопровождающееся глубоким отрицанием наставничества и помощи взрослых. Данному процессу сопутствуют бурные изменения  эмоционально-волевой сферы. На фоне такой кардинальной перестройки личности возникновение аддиктивного поведения очень вероятно, чрезвычайно опасно, и результаты его непредсказуемы.

Особенно, если оно провоцируется или подкрепляется некоторыми установками подростковой субкультуры, которые насаждаются молодежной компанией, неформальным объединением, группой по интересам и т. д. Молодежное объединение в большинстве случаев проецирует на своих членов определенные формы поведения, которые, обыкновенно, и являются видами аддиктивного поведения. При этом в подростковом и юношеском возрасте
авторитет субкультуры непререкаем, а влияние значительно. Безусловно, подростковой средой может оказаться спортивная секция, театральная студия, технический кружок и т. п. В таком случае подросток окажется в более комфортной с социально-психологической точки зрения среде, где формирование зависимого поведения либо не произойдет вовсе, либо будет крайне затруднено.

Именно поэтому весомое значение приобретает профилактика аддиктивного поведения у подростков.Использование социальной рекламы в образовательном процессе
Безусловно, огромную роль в формировании зависимого поведения играет социальное окружение, в том числе общество в целом.
Поведение, отклоняющееся от нормы, может быть сформировано в семье, неформальной молодежной группе. Но воздействуя на те или иные
социальные факторы, можно откорректировать нежелательное поведение подростка. Важным инструментом положительного влияния признается информирование: проведение лекций, уроков, бесед, чтение и обсуждение специальной литературы, просмотр соответствующих видео- и телефильмов. Информационный подход может быть задействован как для улучшения состояния отдельной личности, так и для воздействия на целую группу подростков с зависимым поведением.

Социальная реклама применяется:

  • для привлечения внимания к острым социальным проблемам;
  • для пропаганды здорового образа жизни;
  • в деле охраны окружающей среды;
  • для популяризации необходимости четкого соблюдения правил дорожного движения и т. д.

Оказывать влияние можно и на общество в целом, поощряя положительные поведенческие составляющие и позитивно настроенное конструктивное мышление. Одновременно необходимо создавать отрицательный образ проявлений аддиктивного поведения. Большую практическую помощь в данной работе оказывает создание и широкое применение социальной рекламы.

Социальная реклама направлена на изменение моделей общественного поведения и служит для привлечения внимания к проблемам социума. Поэтому ее следует отличать от государственной и политической. Чаще всего социальная реклама применяется для борьбы с негативными проявлениями общественной жизни, такими, например, как наркомания, алкоголизм, преступность, аморальное поведение и проч.

Следует отметить, что социальная реклама на протяжении многих лет применяется для профилактики аддиктивного поведения. Поскольку она имеет широкий спектр воздействия на разные целевые аудитории, в том числе на подростков, то применение ее в образовательных организациях необходимо, весьма эффективно и полезно.Использование социальной рекламы в образовательном процессе представлено двумя основными компонентами:
1. Непосредственно применение социальной рекламы.
2. Создание социальной рекламы учащимися.

Первый компонент применения, бесспорно, имеет насущную необходимость. Уже на начальной ступени обучения школьник должен быть готов к осознанию, а возможно, и к решению тех или иных социальных проблем. Их можно представлять в виде образов – предупреждения, обучения, исследования, послушания. Следует отметить, что социальная реклама в данном случае может объяснять очевидное преимущество положительного управляемого поведения и, конечно, будет формировать подобный образ, прививая ребенку «правильные» социальные нормы и установки.

В старшей школе социальная реклама должна применяться с целью максимально возможной «вне негативной» социальной адаптации, включая этико-правовую культуру, толерантность, умение общаться и находить друзей, вести здоровый образ жизни. Второй компонент применения социальной рекламы в образовательном процессе играет еще более важную роль. Вовлечение учащихся в создание социальной рекламы предполагает более высокую степень социализации подростков. В этом случае дети становятся активными участниками творческой деятельности по ее созданию, таким образом глубоко осознавая различные социальные проблемы и хорошо усваивая положительные примеры поведения в социуме.

В настоящее время отмечается повышение интереса к ежегодному Национальному конкурсу социальной рекламы "Новое пространство России". Большинство его участников – школьники, и это говорит о все более глубоком проникновении социальной рекламы в образовательный процесс.

Социальная реклама – эффективный механизм формирования личности школьника и результативное средство профилактики девиантных форм поведения подростков.Об организация работы по созданию и применению рекламы, формах рекламного проекта, алгоритме работы в начальной и старшей школе читайте в статье, размещенной в журнале "Cправочник педагога-психолога. Школа"

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Профилактика зависимого поведения посредством социальной рекламы

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль