Консультативная работа с подростками

2152
Консультативная работа с подростками

Авторы:
Е.Г. Немировская, психолог-стажер ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой
А.В. Фокина, канд. психол. наук, доцент ГОУ ВПО МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой

Сегодня педагог-психолог занимает вполне определенное место в образовательной системе школы. Несмотря на значительную нагрузку и внушительный список должностных обязанностей, на наш взгляд, школьному педагогу-психологу стоит сосредоточиться на оказании психологической помощи детям и подросткам как приоритетном направлении работы.Примеры из практики консультативной работы
Ниже приведены истории девятиклассниц, которые в течение учебного года посещали педагога-психолога с периодичностью один  раз в неделю с перерывом на каникулы или незначительными перерывами по личной инициативе.

Необходимо подчеркнуть: во всех описанных случаях родители подростков не выразили готовность к сотрудничеству с педагогом-психологом.
За "точку отсчета" в каждом из случаев взято психологическое неблагополучие в конкретном жизненном аспекте или проблема, а также запрос на психологическую помощь. Под "неблагополучием" понимается не просто ситуация в школе или личной жизни, где требуется совет старшего, а наличие глубинных, системных трудностей, которые затрагивают значимые стороны жизни подростка и, к сожалению, не решаются в течение одной консультации.История первая
Девятиклассница Нина (имя вымышленное), 15 лет, обратилась к педагогу- психологу в начале учебного года с жалобами на сложную ситуацию в семье, от которой она страдала в повседневной жизни. На первых сеансах Нина рассказывала, что ее отец покончил с собой, когда она была в младенческом возрасте. Нина жила с матерью и одним из братьев – наркоманом. Старший брат проживал отдельно, страдал от алкогольной зависимости. Нина отмечала сильную эмоциональную связь матери со старшим братом, ревновала к нему мать и жаловалась на отсутствие подобного внимания к себе.

Нина хорошо училась по всем предметам, была авторитетной ученицей в классе, к ней обращались за помощью одноклассники. Однако мать не уделяла ей внимания, не оказывала желаемую поддержку, демонстрировала равнодушие к достижениям Нины в школе, при этом осуждала школьные  оценки ниже "пятерки", а также отсутствие рвения у дочери к домашнему хозяйству.

Нине фактически не выдавали карманных денег, она сама оценивала свой гардероб как "ужасный" и жаловалась на нехватку вещей первой необходимости, среди которых сменная обувь и некоторые книги по текущей учебной программе.

Основная жалоба Нины заключалась в несправедливом отношении старших братьев и матери к себе и накопленных обидах на них. Девушка самостоятельно сформулировала, что ей требуется такое внимание матери, которое та не способна дать.

Работа педагога-психолога с подростками помогла выявить крайне неблагополучное психологическое состояние девушки и признаки депрессии, среди которых плаксивость, отсутствие жизненной энергии и ресурсов, необходимых для учебы и жизнедеятельности, ощущение безнадежности и "покинутости", отсутствие интереса к школьной жизни, сосредоточенность на актуальных переживаниях и неспособность переключаться с них.

В течение года с Ниной велась работа над обозначенными проблемами. Учитывая, что ее мать не принимала участия в работе и альтернатива покинуть дом не рассматривалась, внимание Нины было направлено на то, как улучшить собственное эмоциональное состояние в текущей ситуации. В процессе терапии был проработан ряд глубинных проблем, в т. ч. принятие членов семьи Нины такими, какие они есть, переживание всего спектра сопутствующих  чувств и работа над допущением подобных чувств, их осознанием и оценкой, а также поиск ресурсов и необходимость заботы
о себе.

К середине учебного года, спустя несколько месяцев после начала общения с педагогом-психологом, Нина стала иначе выглядеть – перестала сутулиться, подстриглась и покрасила волосы. Она нашла подработку по выходным, благодаря чему сумела обновить гардероб, а также стала посещать выставки и мероприятия, о которых давно мечтала.

В семье Нина начала потихоньку отстаивать свою позицию, защищать себя от нападок братьев и давления матери. Уговорила мать отпустить ее с ночевкой на празднование дня рождения одноклассницы и сама удивилась тому, как легко это произошло, ожидая жесткого сопротивления.
Это была первая подобная поездка в жизни девушки, которая принесла ей много положительных эмоций и впечатлений. Весной Нина влюбилась в мальчика из школы и ряд сессий в контексте работы педагога-психолога в школе были посвящены изучению этого чувства.

В конце учебного года Нина решила поступать в театральный колледж с тем, чтобы далее продолжить обучение в театральном
вузе на актерском отделении. Всего у Нины состоялось 22 встречи с педагогом-психологом.

Резюмируя, можно сказать, что работа на терапевтических сессиях позволила школьнице занять относительно стабильную и удовлетворяющую ее позицию в семье, обнаружить ресурсы для реализации актуальных для ее возраста задач обучения, профессионального самоопределения, обретения опыта построения качественно новых отношений.Об оценке результативности консультативной работы с подростком, компонентах консультативного процесса, а также вторую историю из практики школьного психолога читайте в статье "Консультативная работа с подростками" в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа" №12/2013 г. >>

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

Электронная система Образование попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Консультативная работа с подростками



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль