Конспект урока "В поисках мудрости"

3726
Конспект урока


Автор: Асташкина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 34 г.Таганрога    

Цели:
1) формировать навык исследовательской работы над художественным текстом, отрабатывать навык написания сочинения - рассуждения;
2) развивать умение аргументировать свою точку зрения, взаимодействовать в коллективе;
3) воспитывать речевую культуру учащихся, внимание к слову, толерантность, правильное отношение к жизни.

Оборудование: компьютерная презентация, текст для анализа, карточки – опоры для работы в группах, итоговые карты.Форма урока: урок-практикум.Тип урока: совершенствование умений и навыков.План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Лингвистический анализ текста.
4. Работа над сочинением.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.
Омар Хайям

1. Организационный момент.
2. Возникновение мотивации.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Но чтобы ее понять, вам следует настроиться на ее прочтение.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: "Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята".
Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб для своей семьи".
Третий гордо произнес: "Я строю прекрасный храм".

- Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.
(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство);
третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)

3. Актуализация знаний.
- Прочитайте эпиграф и подумайте, о чем мы будем говорить на уроке, попытайтесь понять тему урока.
- Наш урок называется "В поисках мудрости".
- Сегодня мы будем вести диалог с текстом. Ребята, ни один автор не садится за письменный стол для того, чтобы просто записать фабулу (сюжет), он всегда хочет донести до читателя свои мысли и чувства, свое отношение к миру. Вы уже работали над анализом текстов, сегодня мы будем совершенствовать этот навык.
- Как вы думаете, с какой целью? Где это пригодиться?
- Посмотрите на план урока, подумайте, какова задача урока? (осмыслить авторский текст и создать свой на его основе)
Итак, обратимся к тексту.

4. Лингвистический анализ текста.

Текст.
1. Однажды в гости к своему старому профессору пришли его бывшие ученики.
2. Конечно же, вскоре разговор зашёл о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
3. Предложив гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными - и простыми, и дорогими.
4. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: "Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны.
5. Никто не выбрал чашки простые и дешёвые.
6. Желание иметь для себя только лучшее – источник ваших проблем!
7. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше.
8. Иногда она просто лучше, а иногда даже скрывает то, что мы пьём.
9. То, что вы действительно хотели, был кофе, а не чашки.
10. Но вы сознательно выбрали самые лучшие из них.
11. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
12. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги и общество – это чашки.
13. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни.
14. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не заменяет качества нашей Жизни.
15. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
16. Наслаждайтесь своим кофе!
17. У самых счастливых людей нет всего лучшего!
18. Но они извлекают всё лучшее из того, что у них есть!
19. Счастье в том, чтобы хотелось то, что у тебя есть.
20. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь.
21. Жизнь коротка: нарушай правила, прощай быстро, целуй медленно, люби искренне, смейся неудержимо!
22. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться!"

- Какова тема текста? Выберите из предложенных на слайде.

5. Работа в группах (10 мин.) Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
- Вам предлагается проанализировать текст.
- Начинаем работу в группах, в каждой группе происходит выбор лидера, который руководит работой и распределяет обязанности.
- Задания перед вами, в работе вам помогут опорные схемы.

1 группа ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ придумывают заголовок, определяют ведущий тип речи текста, разбивает на микротемы, определяют тип речи в каждой микротеме.
2 группа ЭРУДИТЫ определяют жанр, стилевую принадлежность текста.
3 группа АНАЛИТИКИ определяют идею, анализирует речевой строй текста.

- Время работы в группах истекло, приступаем к ответам на вопросы. Другие группы по возможности могут добавлять и корректировать ответы, информацию фиксируйте, она пригодиться для следующего вида работы.

Ответы учащихся.
- Почему местоимение ВЫ в начале текста сменяется на ТЫ в конце? (диалог с читателем устанавливается)
- Какие виды сложных предложений используются в тексте? (СПП) Каковы виды придаточных? (изъяснительные)
- Чем это объяснить? (тип речи рассуждение)

6. Рефлексия (10 мин.) (по клише)
Подведем итоги аналитической работы. Для этого, воспользовавшись клише, создайте собственный текст на тему: "В чём состоит мудрость жизни?" Каждая группа будет работать над отдельной частью текста, затем из кусков мы соберём полный текст.Интерактивный метод "мозаика".
На первом этапе учащиеся расходятся по группам. Группы составлены таким образом, чтобы в них были равные силы. 1 ученик отвечает за стиль, язык будущего сочинения, 2 – за грамотность, 3 – слабый «ведомый» одноклассниками.
На втором этапе группы перемешиваются, как показано на слайде.
Новые, переформированные группы создают части сочинения:

1 группа пишет вступление,
2 группа пишет основную часть,
3 группа пишет заключение.

На заключительном этапе участники возвращаются в первоначальные группы, принося с собой отдельные части сочинения. Их задача – из разрозненных частей составить цельное сочинение.

Доработка и чтение сочинений.

7 Домашнее задание. Завершение мотивации.
- Давайте обратимся к задаче, поставленной в начале занятия. Решили ли мы её?
Но у каждого из вас только один фрагмент сочинения, ваша задача на следующий урок: дописать сочинение, построить целостный текст.
(Поскольку за один урок метод мозаика применить нельзя, проводим его усечённый вариант, т.е. в каждой группе пишется один фрагмент сочинения, дома дописываются остальные части сочинения).

7. Итог урока.
- Оцените свою работу в группах.

Настоящий читатель – тот, кто "судит, наслаждаясь текстом", и наслаждается, рассуждая. Гёте

- Мы попытались порассуждать, и, я надеюсь, получили интеллектуальное удовольствие.
- О какой мудрости мы сегодня поговорили?
Заполните итоговую карту урока. (Озвучивание)Приложение >>

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект урока В поисках мудрости



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль