"Наши программы помогают людям понять: инклюзия - это здорово"

1344

О том, как изменилось за последние годы в нашей стране отношение общества и государства к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, какие программы по их обучению и социализации реализуются, а также о зарубежном опыте внедрения инклюзивного образования рассказывает директор региональной общественной организации людей с инвалидностью "Перспектива" Денис Мишель Роза.

Денис, Вы работаете в России почти 15 лет. Изменилось ли за это время отношение государства и общества к людям с инвалидностью?

На мой взгляд, очень изменилось. Люди более открыто говорят на эту тему. Конечно, сближение только началось, но многие хотят помогать, и не только бизнесмены, юристы, педагоги, часто это люди творческих профессий. Во многих мероприятиях, которые проводятся нашей организацией (кинофестиваль "Кино без барьеров", проект "Театральная Перспектива" и другие) участвуют режиссеры и актеры.

Государство стало уделять больше внимания этой проблеме после ратификации в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов. Особый упор делается на инклюзивное образование. Многие дети с инвалидностью хотят учиться инклюзивно, быть в обществе сверстников, их родители тоже хотят видеть своего ребенка вместе с другими детьми. Раньше эту тему  нечасто поднимали, теперь же об улучшении качества жизни детей с инвалидностью, организации их обучения можно услышать в речах чиновников разных ведомств. А ведь 8-10 лет назад представители госструктур считали большим достижением пуск в Москве автобуса для людей с инвалидностью, который ходил от дома до поликлиники и аптеки.Социальное такси?

Нет, тогда еще не было социального такси. Просто специальный автобус для людей с инвалидностью. Хорошее, конечно, дело, только что это за жизнь: дом - поликлиника -аптека - дом? А учеба, работа, досуг? Сейчас об этом стали больше думать: принимаются законы, реализуются программы. Однако это только начало. Еще очень многое нужно сделать... Кстати, вопрос об использовании общественного транспорта людьми с инвалидностью в Москве до сих пор не решен. Появились удобные автобусы, троллейбусы, но метро для них по-прежнему недоступно.А отношение СМИ к людям с инвалидностью изменилось?

Да, изменилось. Раньше на телевидении информация о таких людях почти не появлялась, передачи если и делались, то стереотипные. Как-то раз, во время Декады людей с инвалидностью, которая проводится во многих российских регионах в начале декабря, мы отследили репортажи на эту тему. Показывали в основном танцоров, художников и спортсменов, как будто люди с инвалидностью занимаются только танцами, художественным творчеством и спортом. Телевизионная картинка сопровождалась ужасными речевыми штампами: "преодолев свой недуг", "несмотря на прикованность к инвалидному креслу"...

В общем, нам есть над чем работать. Думаю, что когда будет создана эффективная система инклюзивного образования, когда люди с инвалидностью будут трудоустроены, тогда и общество к этой проблеме будет относиться по-другому. Поэтому мы все время говорим о важности инклюзии, о том, что в эту сферу надо вкладывать больше ресурсов.Денис, расскажите, пожалуйста, как Вы создавали организацию "Перспектива"? Почему Вы занялись этой работой?

Я в России с 1989 г. В девяностых работала со студентами, которые приезжали сюда по обмену, учили русский язык, хотели узнать больше о стране. Можно сказать, была посредником между американской и российской культурами. Потом пробовала заняться бизнесом, но поняла, что это не мое. В 1994 г. узнала об одной американской организации - Всемирном институте по проблемам инвалидности. Они собирались открывать в России филиал. Пришла к ним на собеседование, мне показалось, что все это безумно интересно. Я им тоже понравилась, и они взяли меня на работу.Получается, что "Перспектива" существует с 1994 года?

Нет, "Перспектива" появилась позже. Сначала был небольшой офис в Москве от Всемирного института по проблемам инвалидности. Но тогда я еще очень многого не понимала. У меня был только небольшой опыт в этой области. Многое узнала от своих американских коллег - активистов, которые боролись за права людей с инвалидностью. Потом у меня появились коллеги здесь, в основном из Всероссийского общества инвалидов, потому что у нас был с ними совместный проект. Когда проект закончился, мы поняли, что работу надо продолжать. Тогда в России только-только стали регистрировать общественные организации. Мы нашли юриста, который нам помог оформить необходимые документы, и в 1997 г. создали "Перспективу".

В то время приоритетом для нас была работа с молодежью. Мы разрабатывали программы, направленные на активизацию молодых людей с инвалидностью, проводили уроки доброты. Молодые люди с инвалидностью приходили в школы, проводили там интерактивные уроки на тему инвалидности, рассказывали о себе. Были даже случаи, когда им потом предлагали работу. Например, в Москве лет пять назад девушка с инвалидностью, на коляске, вела занятия в школе и очень понравилась администрации. Когда выяснилось, что она дает уроки английского языка на дому, ее пригласили на работу. Она до сих пор там преподает.Денис, как Вы думаете, с какого возраста нужно готовить детей к инклюзии? Известно, что многие родители детей с инвалидностью боятся агрессии со стороны других детей.

Лучше с дошкольного. Маленькие дети легче принимают другого, непохожего...

Что касается родителей детей с инвалидностью, то да, многие из них не готовы к тому, чтобы их ребенок учился в обычной школе. Но есть и смелые родители, которые говорят: мы хотим, чтобы наши дети учились вместе со всеми, мы имеем на это право и готовы поддерживать, помогать, советовать.

Конечно, при включении ребенка в инклюзивный процесс могут возникнуть сложности, но их, как правило, можно преодолеть. Главное, чтобы у педагогов и администрации школы было желание этим заниматься и возможность при необходимости обратиться к кому-то за помощью - лично или по Интернету.

Некоторые родители считают, что их ребенку будет лучше в спецшколе. Я знаю очень хороших педагогов в таких школах, с некоторыми мы сотрудничаем. Но для дальнейшей жизни ребенка полезнее, если он больше соприкасается с внешним миром. Кто может сказать, что его никогда в жизни не обижали, не говорили, что он что-то плохо сделал? Если относиться к ребенку как к стеклянному, он не будет развиваться, не научится защищать себя и свое мнение, не поймет, что такое ответственность.

Иногда инклюзии мешают педагоги, которые не хотят работать с детьми, имеющими инвалидность, или не понимают, как это делать. Да, у некоторых детей с инвалидностью бывают поведенческие проблемы. Тем не менее я считаю, что большинство из них могут учиться в обычном классе - при определенной поддержке и понимании со стороны педагогов. В Москве сейчас много обычных детских садов, в которые ходят дети с нарушениями развития, синдромом Дауна. В этом возрасте дети не замечают различия, а если замечают, то для них это не становится препятствием к общению.А школ с инклюзивным образованием в Москве много?

Это сложный вопрос. Есть, например, центр образования № 1429, я там много раз была. Есть центр образования № 1447, школа № 518, тоже с инклюзией. В некоторых школах создана доступная среда, но пока детей с инвалидностью там мало. Про некоторые школы я могу не знать. Вообще, по официальным данным, инклюзивных школ в Москве заявлено около ста, но не все из них действительно такими являются.Ваша организация работает только в Москве?

Мы работаем с партнерскими организациями в 26 российских городах. Два года назад с группой педагогов, директоров школ, представителей департаментов образования ездили в Англию на тренинг по инклюзивному образованию в школе.

До этого возили группу в Армению, где существуют очень хорошие программы по инклюзии. Армения начала чуть раньше или почти одновременно с Россией внедрять инклюзивный подход в образовании, но, как мне показалось, продвинулась дальше. Сейчас мы делаем проект, в котором участвуют родительские организации из Северной Осетии и Таджикистана.

Иногда к нам в Москву приезжают специалисты из других стран. Недавно, например, из США приезжала специалист по социализации детей с аутизмом, у которой большой опыт работы именно в школах. Она провела двухдневный семинар для Москвы, а потом вебинар для регионов.Какие именно программы реализует "Перспектива"?

Мы не педагоги, не психологи, наша главная задача - помочь ускорить внедрение инклюзии. С самого начала мы отслеживали проекты и программы, которые реализовывались в Москве, и подключались к ним. Мы и сейчас поддерживаем школы, которые хотят стать инклюзивными, но помимо этого разрабатываем свои программы, публикуем статьи зарубежных коллег, проводим тренинги по инклюзивному образованию, приглашаем педагогов из других стран.

Один из наших главных принципов - делиться, если у нас есть какой-то уникальный опыт. Часто мы привлекаем СМИ, чтобы люди узнали, что инклюзивное образование развивается, что существуют инклюзивные школы. Стараемся сотрудничать и с образовательными учреждениями, например, с московской школой № 518. На ее базе мы снимали свои первые социальные ролики, проводили выставки. Сейчас у них реализуется программа "Лучшие друзья". В рамках этой программы дети с инвалидностью и без, по парам, фотографируют класс, школу, дом с признаками доступной или недоступной среды, а потом их работы выставляются в школе и на разных мероприятиях.

Наши программы помогают людям понять: инклюзия - это здорово. Я уверена, что у родителей детей с инвалидностью должен быть
выбор: отдать ребенка в специализированную школу или инклюзивную. Но я также уверена, что со временем большинство родителей выберет инклюзивную школу, потому что это поможет их ребенку стать счастливым.А если школа отказывается принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Родители должны уметь настоять на своем, сказать: нет, мы придем, мы готовы вам помочь, поддержать. И кстати, родители тоже должны готовиться к инклюзии, поверить в нее. Думаю, что им нужно предлагать различные варианты включения ребенка в инклюзивный процесс.

Если школа согласилась принять ребенка с инвалидностью, нужно правильно организовать работу по его адаптации, обеспечить индивидуальный подход к его обучению. Причем упор должен быть на то, что ребенок может делать, а не на то, чего он не может. Педагогу необходимо продумать, как совместить учебу такого ребенка с учебой других детей. Это скорее адаптация не самого ребенка, а всего вокруг. Скажем, на занятиях физкультурой можно использовать другой мяч, со звонком или нетяжелый. Кстати, такие вопросы можно решить с помощью организации занятий адаптивной физкультурой.

К нам довольно часто обращаются родители, детей которых хотят исключить из школы, детского сада или отказываются в них принимать. Мы консультируем, рассказываем - например, как правильно оформить документы. Но это не всегда приводит к положительному результату. Много лет назад мы выиграли дело: девочку с синдромом Дауна не хотели брать в детский сад. В итоге родители сами отказались от этого учреждения, потому что испугались, что к ней там будут плохо относиться. Поэтому обычно мы стараемся решать проблемы с помощью переговоров с администрацией школы, с сотрудниками управления образования. Когда к нам приходят родители детей с инвалидностью, мы консультируем их и стараемся вместе продумать, как вести диалог с заведующим или директором. Иногда этого достаточно, чтобы родители все сделали грамотно и ребенок пошел в обычный детский сад или обычную школу.Денис, знакомы ли Вы с проектом Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья? И существует ли что-то подобное в США?

Мне кажется, что благодаря этому проекту детей с нарушением развития будут исключать из обычных школ. Я знаю, что многие родители выступают против него.

В 1975 г. в США был принят первый закон, провозглашавший свободный доступ к получению образования детьми, имеющими инвалидность. Потом был принят другой закон, защищающий право людей с инвалидностью на образование. На основании этого закона инклюзия все больше финансируется и поддерживается государством. Конечно, в США есть и специализированные школы, но их немного. В основном это школы для детей с множественными формами инвалидности. Но все-таки большинство родителей в США выбирают инклюзию. Я знала ребенка с аутизмом, который находился на домашнем обучении, но был знаком со всеми детьми в классе, ходил на школьные мероприятия, переписывался и общался с ними по Интернету, говорил с помощью синтезатора речи, в общем, был вовлечен в школьную жизнь.

Не уверена, что в США есть образовательный стандарт для детей с инвалидностью, но думаю, если он есть, то это скорее антидискриминационный нормативный документ, направленный на создание в школе условий развития для разных детей.Недавно международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад "Вездесущие преграды. Отсутствие доступности для людей с инвалидностью в России". В нем описаны препятствия, с которыми каждый день сталкивается человек с инвалидностью. Как Вы его оцениваете?

В нем описаны реальные проблемы. Мы редко об этом думаем, но люди с инвалидностью почти ежедневно сталкиваются с препятствиями. Одна из задач нашей организации -помочь им пробить эту стену. Очень многие люди с инвалидностью вынуждены сидеть дома, потому что не могут из него выйти. Сейчас ситуация стала понемногу меняться. Я знаю, что в домах в Москве ставят подъемники. Но это далеко не везде в Москве и тем более в других городах. Когда люди вынуждены жить в изоляции, у них нет перспектив. Социальный работник не может оказать достаточную поддержку человеку с тяжелой формой инвалидности. Жить в интернате? Никто этого не хочет. Нужно, чтобы люди с инвалидностью жили в обществе, пусть с поддержкой, но независимо. 

Расскажите подробнее о трудоустройстве молодых людей с инвалидностью. Могут ли сейчас такие люди найти работу?

Мы стараемся помочь молодым людям, имеющим инвалидность, устроиться на работу. Так, работники-инвалиды в школе встречаются все чаще. 

Нельзя утверждать, что инклюзивное образование сразу решит эту проблему, но по крайней мере у человека появятся социальный опыт и друзья, которые смогут и дальше его поддерживать. Это тоже важно, когда круг друзей становится шире. У нас есть программа «Лучшие друзья», благодаря которой молодые люди с нарушениями развития могут общаться с молодежью без инвалидности. Наша цель - именно подружить разных людей чтобы они ходили куда-то вместе, общались.Многих удалось трудоустроить?

Каждый год мы трудоустраиваем человек двести. На первый взгляд немного, но эти люди становятся примером для тех, кто идет за ними. К тому же работодатели, если они довольны новым сотрудником, готовы принимать и других людей с инвалидностью. Из этих кирпичиков мы и строим дом, в котором ждут разных людей, в котором есть другое отношение к миру.Что лично Вам и Вашим коллегам дает работа в "Перспективе"?

Очень многое. Конечно, мне приходится выполнять скучную работу управленца: писать отчеты, оформлять заявки. Но когда я вижу, с каким энтузиазмом мои сотрудники берутся организовывать какой-нибудь проект, бумажные дела не кажутся такими уж страшными.

В нашей организации нельзя просто выполнять работу - надо действительно вкладывать душу, иначе ничего не получится. Еще важно развиваться в профессиональном плане, потому что меняется ситуация в обществе, выходят новые законы, и мы должны за этим следить.

Мне очень приятно, когда я вижу, как мои коллеги меняются, становятся более активными, у них появляются свои идеи и желание их реализовывать. Я радуюсь, когда вижу детей и родителей, которые участвуют в наших программах. У них повышается качество жизни, и это отрадно. Я испытываю удовлетворение, когда вижу, как дети с инвалидностью уверенно выступают перед своими сверстниками, рассказывают о себе, о том, как люди, имеющие инвалидность хотят, чтобы их приняли в общество, или когда работодатель рассказывает другим работодателям, о том, как он доволен своими новыми сотрудниками, агитирует их тоже принимать на работу людей с инвалидностью, или когда я вижу ребенка с инвалидностью, который успешно учится в обычной школе.

Для нас очень важно пробудить в человеке с инвалидностью достоинство, чтобы он понял: да, у меня инвалидность, но я многое могу сделать. Ведь если меняется человек, меняется и отношение к нему других людей, и жизнь в целом становится лучше.

Нужно, чтобы то, что мы делаем, было не стихийным движением, а осознанным. Менять действительность вдвоем сложно. Когда нас десять, двадцать, тысяча, миллион - это проще. Внедрять инклюзию трудно, потому что система образования консервативна. И, думаю, так везде. Поэтому нужно уверенно идти вперед и не сдаваться.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова

Об организации инклюзивного образования в школе читайте в журнале "Справочник руководителя образовательного учреждения" в рубрике "Образование для всех" >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль