Договорная работа образовательного учреждения по обеспечению внебюджетной деятельности

10136

Деятельность любого юридического лица независимо от того, приносит ли она доход, так или иначе связана с заключением и исполнением договоров. В связи с этим для грамотной организации приносящей доход деятельности руководителю ОУ необходимо иметь определенные знания о порядке ведения договорной работы.

Нормы законодательства о ведении договорной работы ОУ

Во-первых, следует указать, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Следовательно, расширение сферы деятельности учреждения и заключение договоров по более широкому спектру вопросов должно сопровождаться изучением нормативно-правового регулирования соответствующих видов деятельности.

Кроме того, при заключении договоров учреждение должно действовать в рамках своей правоспособности, вероятность же выхода за их пределы высока именно в случае, когда, помимо своей основной деятельности, выполнения заданий учредителя, учреждение ведет и иную приносящую доход деятельность.

Во-вторых, важнейшим моментом является тот факт, что заключение договоров (независимо от того, является ли их стороной бюджетное или автономное учреждение) регулируется гражданским законодательством. Однако есть и специфические нормы, регулирующие деятельность бюджетных и автономных учреждений, которые оказывают влияние на ведение ОУ договорной работы. Данные нормы следует учитывать.

На договорную работу бюджетных учреждений существенное влияние оказывают нормы бюджетного законодательства.

Бюджетным кодексом РФ устанавливается, что заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении данного правила контракты (договоры), заключенные учреждением с партнерами, могут быть признаны судом недействительными (п. 2 ст. 161 БК РФ). Иск о признании их недействительными и применении соответствующих последствий вправе заявить главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств.

БК РФ предоставляет распорядителю бюджетных средств право уменьшать учреждению ранее доведенные до него лимиты бюджетных обязательств, т. е. перечислять денежные средства в меньшем размере, чем это было ранее объявлено и предусмотрено сметой. В результате может возникнуть специфическая ответственность бюджетного учреждения за нарушение договора не по вине учреждения, а вследствие решения вышестоящего должностного лица (распорядителя бюджетных средств) уменьшить бюджетные ассигнования. При этом, если такое уменьшение привело к невозможности исполнения учреждением обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а при необходимости – и других условий государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Все эти нормы законодательства могут затруднить деятельность бюджетных учреждений, поскольку снижают их привлекательность как контрагента для других юридических лиц. Фактически контрагенты рискуют тем, что договор будет признан недействительным (вследствие выхода за пределы лимитов бюджетных обязательств при заключении договора) или же что он будет пересмотрен (в связи с уменьшением лимитов).

БК РФ также ограничивает права участников гражданского оборота – контрагентов бюджетного учреждения по возмещению убытков в случае неисполнения договорных обязательств. Так, согласно нормам этого кодекса, сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта или иного договора в связи с изменением доведенных лимитов (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Понесенные контрагентами убытки будут возмещаться не в полном объеме. В соответствии с ГК РФ по общему правилу нарушитель договорных обязательств компенсирует другой стороне убытки, вызванные таким нарушением. Данный вопрос регулируется ст. 15 и 393 ГК РФ.

Конечно, следует отметить, что такая мера ответственности, как возмещение убытков, не применяется автоматически. Размер убытков, причинную связь между их возникновением и нарушением обязательства необходимо доказать, что в ряде случаев сделать достаточно непросто. Размер же упущенной выгоды доказать еще сложнее. Однако в описанной выше ситуации контрагент изначально лишен такой возможности.

Это ограничение накладывается на общие сложности, которые вызывает взыскание долга с учреждения.

Смена типа учреждения с бюджетного на автономное также повлечет определенную специфику в его договорной работе. При этом некоторые виды договоров могут стать актуальными.

Так, автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях (в отличие от бюджетных учреждений, которые могут иметь лишь лицевые счета в казначействе, и все их доходы и расходы проходят через казначейский счет, даже если в соответствии с гражданским законодательством они должны поступить им в самостоятельное распоряжение). Помимо этого автономное учреждение может получать кредиты (займы). Законодательство содержит прямой запрет на их получение бюджетным учреждением. Соответствующие виды договоров просто не могут быть заключены бюджетными учреждениями, автономные же могут их заключать.

Для автономного учреждения предусмотрены особые правила заключения крупных сделок (т. е. любых договоров имущественного характера), а также сделок (договоров), в заключении которых имеется заинтересованность. Руководитель автономного учреждения уже не вправе самостоятельно заключать все сделки от имени учреждения. Если речь идет о крупной сделке или сделке с заинтересованностью, должен соблюдаться установленный порядок.

В принципе, подобные правила не являются чем-то уникальным в регулировании деятельности юридических лиц. В частности, участники и акционеры хозяйственных обществ также осуществляют контроль за заключением единоличным исполнительным органом общества крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Предусмотрено это для того, чтобы минимизировать возможность злоупотребления должностным положением и гарантировать интересы участников. В случае с автономным учреждением цели регулирования аналогичны – вводится дополнительный контроль с тем, чтобы руководитель автономного учреждения действовал именно в интересах учреждения, а не в собственных интересах.

Понятие "крупная сделка" определяется в ст. 14 Федерального закона от 13.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ): "Крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки".

Размер крупной сделки может меняться: чем больше активов у учреждения, тем более крупные сделки может заключать его руководитель в обычном порядке. При увеличении балансовой стоимости активов размер сделки растет, при уменьшении – падает. Соответственно решение о том, относится ли сделка к крупной, может быть принято только на определенный момент времени (ибо одна и та же сумма в один отчетный период может составлять крупную сделку, а в другой – нет).

Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Учитывая, что как минимум треть членов данного органа составляют представители органов государственной власти или местного самоуправления и не более трети – работники учреждения, а также что руководитель учреждения не входит в данный орган, фактически контроль осуществляется в первую очередь представителями учредителя. Соответственно чем меньше размер крупной сделки, тем в большей степени контроль осуществляет учредитель и тем большее количество сделок руководителю необходимо будет согласовывать с наблюдательным советом.

Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения его председателю, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок. Учитывая, что договорная работа часто требует оперативных действий от учреждения в связи с особенностями его деятельности, возможно предусмотреть и меньший срок, в течение которого наблюдательный совет обязан рассмотреть вопрос о заключении сделки. Однако не следует чрезмерно сокращать этот срок, поскольку наблюдательный совет является коллегиальным органом, и за это время он должен успеть собраться (т. е. должны быть оповещены все члены совета), обсудить и решить вопрос.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Таким образом, если удастся доказать, что контрагент знал об отсутствии одобрения советом сделки, будут применены последствия недействительности – реституция, т. е. возврат полученного по сделке. Такой иск может заявить не любое лицо, а учредитель либо само учреждение.

При этом его руководитель несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. То есть даже если учредитель не станет инициировать процесс о признании сделки недействительной, руководитель может быть привлечен к ответственности в виде компенсации убытков (т. е. и ущерба, и упущенной выгоды).

Сделка, в заключении которой имеется заинтересованность, определяется ст. 16 Закона № 174-ФЗ.

Лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, заместители руководителя автономного учреждения.

Указанные лица признаются заинтересованными лишь при наличии определенных условий: если само это лицо, "его супруг (в том числе бывший), родители, дети, бабушки, дедушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

  1. являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  2. владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  3. занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем".

Таким образом, если само лицо (из состава перечисленных в ст. 16 Закона 174-ФЗ) либо его родственники (причем широкий их круг) являются контрагентом автономного учреждения по сделке либо в силу должности определяют его действия, то имеются основания предполагать, что сделка может заключаться не в интересах автономного учреждения, а в интересах его контрагента, поскольку заинтересованное лицо непосредственно или опосредованно может воспользоваться выгодами от того, что условия для контрагента будут чрезмерно благоприятными (за счет интересов автономного учреждения).

С учетом этого законодательством установлен особый порядок заключения сделок такого рода.

Он во многом аналогичен порядку заключения крупной сделки. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения его председателю, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. Если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем автономного учреждения.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением установленного порядка, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения по заключению крупных сделок отличается. Если в случае с крупной сделкой признание сделки недействительной возможно только, если будет доказана осведомленность другой стороны о несоблюдении порядка (т. е. подающий иск о признании сделки недействительной должен будет иметь доказательства, что контрагент был осведомлен), то тут ситуация иная. Сделка не будет признана недействительной только тогда, когда самому контрагенту удастся доказать, что он не был осведомлен о наличии конфликта интересов (не мог быть осведомлен, не знал об отсутствии одобрения). Таким образом, подавая иск о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности, не нужно собирать доказательств осведомленности контрагента. Напротив, контрагент должен будет доказать свою неосведомленность, если заинтересован в том, чтобы сделка все же была признана действительной.

Заинтересованное лицо (руководитель, его заместители, члены наблюдательного совета) до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и его наблюдательный совет об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным. Если эта обязанность не была выполнена, лицо несет перед автономным учреж­дением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения такой сделки с нарушением установленного порядка. При этом не имеет значения, была ли эта сделка признана недействительной. Освобождается лицо от ответственности лишь в случае, если докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении.

Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки. Фактически на руководителя возлагается ответственность и в том случае, если он должен был знать о заинтересованности в ее заключении своих заместителей или членов наблюдательного совета и при этом не получил согласия на заключение сделки от наблюдательного совета либо учредителя.

В случае если за убытки, причиненные автономному учреждению в результате совершения сделки, в которой имеется заинтересованность, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной – они становятся солидарными должниками. При солидарной обязанности кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками:

  1. должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого;
  2. неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников.

Порядок, установленный для совершения сделок, в которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

Важной характеристикой статуса бюджетных и автономных учреждений, которая может повлиять на договорную работу, является также специфическая ответственность учреждений.

Бюджетное учреждение отвечает по своим долгам лишь имеющимися денежными средствами. К ним относятся: денежные средства, выделенные учредителем, и денежные средства, заработанные учреждением самостоятельно. Об имуществе учреждения в овеществленном виде и об имуществе, приобретенном за счет доходов, в т. ч. из внебюджетных источников (согласно разъяснению ВАС РФ) речь не идет. Таким образом, активы бюджетного учреждения надежно защищены от возможного взыскания.

Однако в случае с бюджетным учреждением проблемы для контрагента заключаются не в том, что у учреждения может не хватить денежных средств, – субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет учредитель (т. е. муниципальное образование, субъект РФ, Российская Федерация). Если денежных средств на лицевых счетах учреждения в казначействе не хватает, то к субсидиарной ответственности будет привлечен собственник имущества. Проблема в том, что взыскание с собственника в данном случае будет означать взыскание средств соответствующего бюджета, а взыскать средства с казначейства может быть достаточно сложно даже при наличии исполнительного листа.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Это означает, что кредиторы смогут обратить взыскание на больший объем активов учреждения. При этом потеря определенных видов имущества по долгам может сказаться на самой возможности существования учреждения, т. к. невозможна деятельность школы без помещений, учебного оборудования или без мебели. Поэтому законодатель оградил автономные учреждения от подобных ситуаций, оговорив, что по долгам автономного учреждения взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за ним учредителем или приобретенные автономным учреждением за счет средств, выделенных ему на это учредителем.

Таким образом, автономное учреждение отвечает по долгам своим имуществом, однако недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя, защищено от ареста по долгам и взысканиям. При этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам.

Если у учреждения нет иного имущества, кроме описанного выше, долг взыскать с него становится невозможно: это имущество от взыскания забронировано, субсидиарной ответственности никто не несет, должник продолжает работать и владеть необходимым для работы имуществом, а процедура банкротства не проводится.

Если взыскание долга с бюджетного учреждения затруднено в связи с процедурой обращения взыскания на бюджетные средства, то долги автономного учреждения могут оказаться не обеспеченными в принципе.

В связи с вышеизложенным нередко (по тем или иным причинам) ОУ не рассматривается как привлекательный контрагент. Это может привести к тому, что договоры с учреждениями будут заключаться на более жестких условиях либо контрагент откажется от заключения договора.

Обеспечение исполнения обязательств по договору

Рассмотрим те средства, которые могут гарантировать интересы кредитора ОУ.

В первую очередь это заключение договоров на условиях предварительной оплаты (авансовых платежей). Данный способ наиболее простой в использовании. Однако такое условие не всегда приемлемо для бюджетного учреждения в силу ограничений, накладываемых бюджетным законодательством. Кроме того, не всегда такое условие в должной мере гарантирует интересы самого ОУ.

Кроме того, возможно использование различных способов расчетов. Например, интересы получателя платежа гарантируют расчеты посредством покрытого (депонированного) безотзывного аккредитива. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. При открытии депонированного аккредитива банк-эмитент обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента. Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств. Однако расчеты по аккредитиву возможны не для всех ОУ.

Существуют также предусмотренные гражданским законодательством способы обеспечения исполнения обязательств. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Отметим, что само по себе такое обеспечение возникнуть не может: либо закон, либо договор должен предусмотреть его возникновение.

Вопросы залога регулируются § 3 гл. 23 ГК РФ. В силу залога кредитор по обязательству, обеспеченному залогом, (залогодержатель) имеет право, в случае неисполнения должником этого обязательства, получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества. Залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо. Залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения.

Таким образом, само по себе ОУ не может передать имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, в залог. Имущество же находится у него именно на таком праве (факт, что имущество, полученное от приносящей доход деятельности, поступает при этом в самостоятельное распоряжение, не меняет того, что имущество поступает в оперативное управление учреждения). Однако другое лицо вправе предоставить свое имущество в качестве залога по обязательству ОУ. Например, залогодателем может выступить представитель обучающегося в ОУ, член попечительского совета, юридическое лицо, целью деятельности которого является поддержка ОУ.

В договоре о залоге должны быть указаны: предмет залога, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В нем должно также содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме.

Договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору подлежит нотариальному удостоверению. Договор об ипотеке (залоге недвижимого имущества) должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации сделок с соответствующим имуществом.

Требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного имущества по решению суда. Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд допускается, если иное не предусмотрено законом на основании соглашения залогодателя с залогодержателем. Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд осуществляется в порядке, установленном законом об ипотеке, если иное не предусмотрено законом.

Соглашение об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке может быть заключено в любое время, а может быть включено в договор о залоге. Если залогодателем является физическое лицо, соглашение заключается при условии наличия нотариально удостоверенного согласия залогодателя на внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное движимое имущество.

Вопросы поручительства регулируются § 5 гл. 23 ГК РФ.

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Например, поручителем может выступить представитель обучающегося в ОУ, член попечительского совета, юридическое лицо, целью деятельности которого является поддержка ОУ.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.

Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме.

Вопросы банковской гарантии регулируются § 6 гл. 23 ГК РФ.

"Банковская гарантия предполагает, что банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению бенефициаром письменного требования о ее уплате."

Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Таким образом, должник (принципал) гарантирует своему кредитору (бенефициару), что в случае неисполнения им своего обязательства банк либо иное кредитное учреждение (гарант) выплатит кредитору определенную денежную сумму. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.

За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.

Отдельным способом обеспечения исполнения обязательств является задаток. В соответствии с § 7 гл. 23 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Его отличие от авансового платежа в том, что последствия прекращения или неисполнения обязательства, обеспеченного задатком, специфичны.

При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения задаток должен быть возвращен. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме. В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.

Кроме того, мерой защиты интересов сторон может быть и страхование. При этом необходимо учитывать, что возможны различные виды страхования.

Имущество может быть застраховано по договору страхования* в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. (Например, возможно страхование предмета залога.)

По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.

Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается только в случаях, предусмотренных законом. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен.

По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу. Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем, ничтожен.

Таким образом, застраховать можно не все риски и не все могут выступить в роли страхователя. Кроме того, страхование требует финансовых и временных затрат.

Подводя итог, следует отметить, что в целом ведение договорной работы ОУ в ходе осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности регулируется общими правилами гражданского законодательства и отличается от договорной работы, направленной на ведение уставной деятельности, не приносящей дохода, лишь возможно более широким спектром видов и условий договоров.

Независимо от того, заключается ли договор для обеспечения ведения приносящей доход деятельности либо деятельности, не приносящей дохода, определенная специфика статуса бюджетного или автономного учреждения может тем или иным образом повлиять на:

  • возможность заключения договора (бюджетное учреждение не может, например, заключить договор банковского счета);
  • процедуру его заключения (бюджетное учреждение должно действовать в пределах лимитов бюджетных обязательств, а автономное – учитывать порядок заключения крупной сделки);
  • возможность его изменения (например, при уменьшении доведенных бюджетному учреждению лимитов);
  • пределы ответственности по договорным обязательствам (например, ограничение ответственности для бюджетных учреждений по договорам в определенных случаях, положения об ответственности учреждений как юридических лиц).

В целом же к договорной работе для обеспечения ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предъявляются общие требования, которые содержатся в гражданском законодательстве.

Под убытками понимается:

  • реальный ущерб – расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества;
  • упущенная выгода – неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Если вас заинтересовала данная статья,вы можете оформить подписку на "Справочник руководителя образовательного учреждения" >>>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль