Экспертиза программы развития образовательного учреждения

10603

ВНИМАНИЕ! Перед вами материал из архива журнала. Если вы хотите получить самую актуальную информацию по этому вопросу, воспользуйтесь демо-версией Электронной системы "Образование". 

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.
Л.Н. Толстой

Программа развития – стратегический документ ОУ, переходящего или перешедшего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу идеологию развития. Эту образовательную программу в школе можно рассматривать так же, как проект системного реформирования ОУ, при котором инновации затрагивают существенные стороны образовательного процесса.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием дошкольной образовательной организации

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Наш опыт проведения экспертизы стратегий развития образовательной организации дает основания полагать, что в некоторых школах не совсем понимают их суть: в представляемых на экспертизу документах отсутствует инновационная идея, авторы часто предлагают отчет о своей работе вместо инновационной программы развития учреждения. Увы, само по себе успешное функционирование школы еще не является показателем ее готовности к развитию и внедрению инноваций.

Нередко приходится сталкиваться с точкой зрения, что программы развития необходимы только тем ОУ, которые планируют перейти в новый статус. Однако мы уверены, что программа развития образовательного учреждения нужна любому коллективу, желающему качественно изменить свою деятельность и ее результаты, а сделать это можно, оставаясь и в прежнем статусе.

Предлагаем ознакомиться с разработанными нами критериями проведения экспертизы программы развития. По сути, именно они и являются структурными составляющими важнейшего стратегического документа, определяющего деятельность ОУ.

Экспертное заключение программы развития ОУ №_____

Инструкция: Уважаемый эксперт! Пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале (в соответствии с классическим пятибалльным оцениванием) каждый из предлагаемых критериев и обведите в графе "Количество баллов" соответствующую цифру. В случае, если вы поставили оценку "0" или "1", в графе "Примечания" кратко напишите, что именно заставило вас оценить этот критерий именно так. В нижней строке таблицы проставьте общее количество баллов.

Максимальное количество баллов по всем критериям – 130.

Описание критерия

Кол-во баллов

Примечания эксперта

1. Краткая аннотация (паспорт) программы развития

По этому критерию высший балл ставится только при наличии всех перечисленных составляющих:

  • название программы;
  • научный консультант;
  • авторы и разработчики;
  • основания для разработки программы развития (это могут быть результаты опроса, подтверждающие необходимость проведения изменений и готовность ОУ к переходу в инновационный режим развития);
  • сроки реализации программы развития

1 2 3 4 5

2. Культура оформления документа

По этому критерию высший балл ставится только при наличии всех перечисленных составляющих:

  • титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению государственной документации;
  • оглавление с нумерацией страниц;
  • сквозная нумерация страниц

1 2 3 4 5

3. Информационная справка об ОУ

3.1. Общие сведения об ОУ

1 2 3 4 5

3.2. Краткая характеристика администрации и педагогического коллектива

1 2 3 4 5

3.3. Управление учреждением и учебно-воспитательным процессом

1 2 3 4 5

3.4. Краткая характеристика ученического коллектива

1 2 3 4 5

3.5. Сотрудничество с родителями

1 2 3 4 5

3.6. Характеристика социума, творческие контакты и внешние связи

1 2 3 4 5

3.7. Особенности учебного плана

1 2 3 4 5

3.8. Организация внеклассной и внеурочной деятельности

1 2 3 4 5

3.9. Методическая работа в школе

В этом подразделе должно быть дано описание:

  • системы работы с молодыми специалистами;
  • подготовки и проведения открытых уроков и воспитательных мероприятий;

1 2 3 4 5

организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки членов педагогического коллектива;

анализа успешности использования традиционных методик и образовательных технологий

3.10. Информационно-технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Подраздел должен содержать аналитические данные:

  • об уровне информационной компетенции членов педагогического коллектива и обучающихся;
  • о прохождении курсов компьютерной грамотности;
  • использовании в образовательном процессе интерактивных разработок и учебных материалов

1 2 3 4 5

3.11. Здоровье обучающихся

1 2 3 4 5

3.12. Материально-техническая база

1 2 3 4 5

4. Блок аналитического и прогностического обоснования программы

4.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей, адресуемых школе государством и различными социальными группами.

В подразделе должны быть проанализированы интересы и ожидания тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности ОУ, в т. ч.:

  • государства (в форме государственного заказа);
  • обучающихся;
  • родителей;
  • учителей;
  • учреждений профессионального образования.

Анализ проводится на основании результатов опросов, тестов, анкетирования

1 2 3 4 5

4.2. Анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ школы за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития

Этот подраздел должен содержать информацию о достижениях учителей и учеников, победах в олимпиадах, конкурсах, о количестве организованных и проведенных школой или на ее базе мероприятий различного уровня

1 2 3 4 5

4.3. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы, описание ключевых проблем и их причин

Подраздел включает аналитическую информацию, выстроенную от определения проблем результатов образовательного процесса к поиску причин в самом процессе и в его условиях

1 2 3 4 5

4.4. Анализ и оценка инновационной обстановки в школе, инновационных возможностей коллектива, потенциальных точек роста

Подраздел содержит описание используемых инновационных методик, технологий, организационных форм, разработанных ранее как новшество кем-либо из членов коллектива или привнесенных извне

1 2 3 4 5

4.5. Первичный прогноз восприятия планируемых новшеств школьным сообществом, возможного сопротивления изменениям

В данном подразделе должно быть дано краткое описание возможных рисков процедуры перевода новшества в инновацию:

  • негласное сопротивление коллектива;
  • недовольство родителей;
  • недостаточность ресурсов (например, не соответствующий изменениям уровень профессионализма учителей)

1 2 3 4 5

5. Концепция (концептуальный проект) будущего состояния школы

5.1. Стратегическое самоопределение (ценности, позиция, миссия, социальные обязательства, видение)

Подраздел должен содержать описание в обобщенном виде нового образа школы, к созданию которого стремится коллектив или команда разработчиков. Миссия может быть выражена в форме лозунга, описана в нескольких предложениях

1 2 3 4 5

или на нескольких страницах. Она определяет предназначение именно этого ОУ, поэтому при ее разработке необходимо учесть мнения педагогов, учащихся, их родителей

5.2. Стратегические цели школы

Подраздел включает описание долгосрочных программ, находящихся в стадии готовности к реализации или внедрению (например, программ информатизации, интегрированного обучения, предпрофильной подготовки, профильного обучения)

1 2 3 4 5

5.3. Ресурсы

Описание ресурсов, методов их использования

1 2 3 4 5

5.4. Внешние связи

Описание партнеров, участвующих в реализации образовательной программы, например, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования

1 2 3 4 5

5.5. Структура будущего школьного сообщества

Описание внутреннего состава будущего школьного сообщества (обучающиеся, учителя, администрация, непедагогические работники школы) и внешнего (родители, представители близкого местного сообщества, управленческих структур образования, СМИ и т. д.)

1 2 3 4 5

6. Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в новое состояние

6.1. Стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи

1 2 3 4 5

6.2. Описание конкретных целей школы на первых этапах цикла развития

1 2 3 4 5

6.3. Конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы развития школы

1 2 3 4 5

Общее количество баллов

Примечания в целом по документу

Ф. И. О., должность и подпись эксперта

Дата проведения экспертизы

с "___ " _____________ 20___ г.

до "___ " ____________ 20___ г.

Спасибо за качественно проведенную и вовремя сданную работу!

О.Н. Мачехина,
канд. пед. наук, доцент кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль