Мониторинговая деятельность в работе заместителя директора

3249
Мониторинговая деятельность в работе заместителя директора

Автор: С.А. Алексеева,  зам. директора по НМР ГБОУ СОШ № 160, г. Санкт-Петербург

На современном этапе развития образования мониторинговая деятельность - необходимое условие успешного функционирования образовательной организации (далее - ОО), т. к. качество обеспечиваемого образования определяется в первую очередь способностью ОО получить информацию о состоянии педагогической системы школы и спрогнозировать ее развитие. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") в школе должна быть сформирована внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО), целью которой является непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг. Инструментом отслеживания результативности и прогнозирования деятельности ОО как раз и являются мониторинговые исследования.

Исследования в ОО проводились и ранее, но носили эпизодический характер и служили скорее дополнительной информацией для администрации, чем базой для формирования стратегии развития ОО. К сожалению, такое отношение к мониторинговой деятельности нередко и сейчас, что, несомненно, затормаживает развитие управленческой системы в образовании, поскольку эффективность принимаемых руководством решений продолжает зачастую базироваться на интуитивном восприятии ситуации и не подкрепляется исследованиями, которые могли бы снизить степень риска неверных решений и избавить от необходимости исправлять ошибки.

Статья 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. <.. >
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: <...> 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; <.>

В развитых странах мониторинговые исследования являются частью  системы работы ОО; в школах имеются службы мониторинга и маркетинга,
которые определяют объекты мониторинга, устанавливают сроки и процедуру  мониторинговых исследований, разрабатывают мониторинговые карты.

Так, например, во Франции (г. Ницца) в школах ежемесячно проводят опросы учащихся на предмет мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг. Вопросов в таких мониторингах от 10 до 15, они варьируются в зависимости от месяца и конкретной цели исследования. На основе полученных результатов администрация ОО принимает решения подчас довольно жесткие (вплоть до смены преподавателя в классе или расторжения трудового договора с сотрудником).

Вот некоторые варианты вопросов, предлагаемых французским школьникам:
1. Сколько лет ты учишься в этой группе (классе)?
2. Где учился до этого?
3. Какие предметы были любимыми до перехода (до школы)?
4. Какие предметы были любимыми в прошлом сезоне?
5. Что изменилось сейчас?
6. Какой предмет самый нелюбимый?
7. Это связано с личностью преподавателя или это предмет не твоего профиля?
8. Тебе нравится манера преподавания твоего нелюбимого предмета?
9. Преподаватель объясняет понятно или ты выходишь из кабинета с непониманием?
10. Тебе хочется делать домашнее задание по этому предмету?
11. Почему тебе хочется (не хочется) делать задание по этому предмету (по каждому предмету)?
12. Расположи предметы в порядке убывания твоего интереса к предмету.
13. Расположи предметы в порядке убывания интереса к учителю.
14. Самое отталкивающее в наименее интересном учителе?
15. Самое привлекательное в наиболее интересном учителе?
16. Есть ли шансы для наименее привлекательного стать наиболее привлекательным? Что для этого он должен сделать, что изменить?
17. Есть ли шансы у наиболее привлекательного учителя сдать свои позиции? Из-за чего?
18. У тебя есть выбор - три лучших учителя и три самых непривлекательных, сделай свой выбор.
19. Что бы ты изменил в манере преподавания самого привлекательного учителя?
20. Что бы ты изменил в манере преподавания самого непривлекательного учителя?
21. На какие уроки добавить часы?
22. С каких уроков снять часы, уменьшить количество?
23. Какие предметы вы обсуждаете после уроков с друзьями?
24. Кого вы будете помнить после школы, почему?
25. К кому вы можете обратиться за помощью?
26. К кому никогда не обратитесь?

Данный перечень не является постоянным, это - базовые вопросы. Как видно из их формулировок, для принятия решения у администрации будут все необходимые сведения.

Мониторинговая деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса, т. к. позволяет получить объективные данные в отношении тех вопросов, в которых каждый участник образовательного процесса имеет свое субъективное мнение.

Реализация мониторинговой деятельности в ОО затрудняется многими факторами. И в первую очередь тем, что просто нет возможности создать полноценную мониторинговую службу, которая будет осуществлять данную деятельность, а накладывание дополнительных обязанностей на кого-либо из сотрудников не позволит осуществлять мониторинговые исследования в необходимом объеме. Тем не менее в ГБОУ СОШ № 160 г. Санкт-Петербурга на протяжении последних 6-ти лет ежегодно проводятся мониторинговые исследования. Они касаются различных аспектов школьной жизни, и в них задействованы разные категории участников образовательного процесса.

В ГБОУ СОШ № 160 была разработана программа мониторинговых исследований, рассчитанная на оценку различных факторов образовательного процесса. Для исследований были разработаны специальные бланки, которые позволяют охватить максимальное число вопросов, но при этом очень просты для обработки результатов.Полностью статью читайте в журнале "Справочник заместителя директора школы" №12/2013 г. >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль