Отличие программы развития образовательного учреждения от образовательной программы

6248

Чем программа развития образовательной организации должна отличаться от образовательной программы, уже традиционной для образовательного учреждения? Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" точного ответа на этот вопрос не дает.

Вследствие отсутствия нормативных требований к структуре и содержанию образовательной программы и ее однозначного определения содержательное наполнение данного понятия отличается бесконечным разнообразием. Приведем наиболее распространенные толкования.
Образовательная программа – это: 

  • документ, в котором фиксируются и логически, аргументированно представляются цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
  • нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
  • индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника), при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
  • совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармоничного развития и адаптации в социальной среде и др.
КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием дошкольной образовательной организации

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


В связи с отсутствием однозначного определения образовательной программы в практике образовательного учреждения до настоящего времени одновременно существовало несколько вариантов различения этих документов (таблица).

Таблица

Варианты различения образовательной программы и программы развития образовательного учреждения

Образовательная программа и программа развития – два отдельных документа:

Образовательная программа и программа развития – один документ в рамках общих концепций и целей:

Образовательная программа отражает только особенности функционирования образовательного учреждения (учебный план, специфику образовательного процесса), а программа развития школы – только развитие (стратегию развития и ее поэтапную реализацию)

Программа развития – часть (отдельный модуль) образовательной программы как документа, обязательного для образовательного учреждения

Образовательная программа отражает системные изменения, программа развития – локальные изменения

Образовательная программа содержит отдельные модули программы развития, "пронизана" общей концепцией развития, основывается на ней и раскрывает ее

Появление Федерального закона от 01.12.2007 № 309 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" наконец решает проблему нормативного закрепления структуры и содержания образовательной программы на примере школы.

Законом вводятся три понятия:
1. "Примерная основная образовательная программа", разрабатываемая и предлагаемая для системы общего образования государством в виде совокупности:
– базисного (примерного) учебного плана;
– примерных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом уровня и ступени образования.
2. "Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения", которая разрабатывается образовательным учреждением и включает в себя:

  • требования к результатам подготовки выпускников;
  • учебный план;
  • рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания;
  • методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

3. "Дополнительная образовательная программа", направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся и включающая рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) системы дополнительного образования.

Такое нормативное определение "Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения" решает проблему различения программ:

1. Образовательная программа отражает только особенности функционирования образовательного учреждения (специфику образовательного процесса – конечно же, не в отрыве от миссии и приоритетных целей развития учреждения).

2. Программа развития образовательной организации является стратегическим планом образовательного учреждения (стратегия развития учреждения и программа ее реализации)

Разработка образовательной программы детского сада может быть одной из задач или мероприятий программы развития дошкольного образовательного учреждения. В данном случае необходимо руководствоваться Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 29.11.2009 № 655

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль